Субъекты и объекты управления в сфере земельных отношений
Отнесение земельного участка к определенной категории — деятельность уполномоченных органов по установлению фактической цели использования земельного участка, изучению природных, социальных, экономических и иных факторов использования земельного участка, направленному на выбор того целевого назначения, которое бы соответствовало эффективному и рациональному использованию земельного участка… Читать ещё >
Субъекты и объекты управления в сфере земельных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление в сфере земельных отношений могут осуществлять:
- — граждане, в том числе иностранные;
- — юридические лица;
- — Российская Федерация;
- — субъекты Российской Федерации;
- — муниципальные образования[1].
Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования управляют землей со стороны государства, реализуют публичные функции управления, решают вопросы использования и охраны земель, представляющие интерес для всего общества. Кроме того, они являются самостоятельными субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений, например в сделках действуют как равноправная сторона. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, вступая в договорные отношения по поводу земли, выступают в правоотношениях, регулируемых гражданским и земельным законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами — и действуют здесь не как публичная власть, а как собственники земельных участков. От имени РФ и субъектов РФ, а также муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной и местной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Субъекты управления могут быть также выделены в зависимости от наличия имеющихся у них юридических прав на земельные участки[2]:
- — собственники земельных участков, т. е. лица, обладающие земельными участками на праве собственности;
- — землепользователи, т. е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
- — землевладельцы, т. е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- — арендаторы земельных участков, т. е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
- — обладатели сервитута, т. е. лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Объектом управления для перечисленных выше субъектов может являться:
- — земля как природный объект и природный ресурс;
- — земельные участки;
- — части земельных участков[3].
Будучи природным объектом, земля выступает как естественная экологическая система в виде поверхности Земли, которая обладает определенными свойствами и оказывает влияние на другие природные объекты — воду, воздух, недра и др. Как природный ресурс земля — это компонент природной среды, который используется человеком для удовлетворения его материальных и духовных потребностей и является важнейшим условием его существования[4]. С точки зрения управления понятие «земля» может употребляться в двух значениях: во-первых, как совокупность земельных участков, по поводу которых осуществляется управление со стороны государства и местного самоуправления; во-вторых, как синоним самого земельного участка. Это можно определить из понятий и классификаций, которые нам дает земельное законодательство РФ.
Понятие «земельный участок» носит чисто юридический, а точнее, частноправовой характер. Земельный участок — это составная часть земли, причем земельный участок — это обязательно индивидуализированная часть земли, поскольку в качестве обязательного условия для выделения определенной земельной территории в земельный участок необходимо наличие ее характеристик — границ и места расположения. По земельному законодательству земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами[5].
Земельный участок как объект управления может иметь следующие характеристики:
- — местонахождение;
- — границы;
- — категория;
- — целевое назначение;
- — разрешенное использование;
- — ограничения и обременения использования;
- — запись в государственном кадастре недвижимости, присвоенный кадастровый номер;
- — документы о государственной регистрации прав на земельный участок.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий[6]:
- — земли сельскохозяйственного назначения;
- — земли населенных пунктов;
- — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- — земли особо охраняемых территорий и объектов;
- — земли лесного фонда;
- — земли водного фонда;
- — земли запаса.
Отнесение земельного участка к определенной категории — деятельность уполномоченных органов по установлению фактической цели использования земельного участка, изучению природных, социальных, экономических и иных факторов использования земельного участка, направленному на выбор того целевого назначения, которое бы соответствовало эффективному и рациональному использованию земельного участка, а также издание индивидуального правового акта об отнесении земельного участка к определенной категории.
В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности, категории и целевого назначения.
Управление землями осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, т. е. использование земельного участка с учетом целевого назначения, установленных ограничений и обременений. Разрешенное использование определяется на основе зонирования земель, градостроительной и землеустроительной документации.
При управлении необходимо также учитывать обременения и ограничения использования земельного участка, т. е. обязательства или условия по использованию земельного участка, которые устанавливаются непосредственно законодательством, договором или решением суда. Обременения включаются в правовой статус участка, подлежат государственной регистрации и сохраняются при переходе земельного участка к другому лицу.
Вопросы для самопроверки
- 1. Субъекты управления земельными ресурсами и субъекты земельных правоотношений. Роль государства в управлении земельными ресурсами. Полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений.
- 2. Земля как объект управления. Виды и особенности земельных ресурсов. Понятие земельного фонда. Деление земель на категории. Порядок отнесения земель к той или иной категории и порядок перевода из одной категории в другую.
- 3. Понятие земельного участка. Характеристики земельного участка как объекта управления.
- [1] В соответствии с п. 1 ст. 5 Земельного кодекса РФ // СЗ РФ. 2001.№ 44. Ст. 4147.
- [2] П. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
- [3] П. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
- [4] Сагитов С. М., Шараф А. Э. О разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Вестник ТИСБИ. 2008. № 3.
- [5] П. 1 ст. 11.1 Земельного кодекса // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
- [6] П. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.