Программа-конкурс «100 лучших товаров России»
![Реферат: Программа-конкурс «100 лучших товаров России»](https://gugn.ru/work/6555567/cover.png)
В 2012 г. Программе исполнилось 15 лет. Ежегодно число участников конкурсного проекта увеличивается, возрастает и число лауреатов. За 15 конкурсных лет в Программе участвовало более 40 тыс. предприятий и организаций. Одной из причин резкого роста числа лауреатов является проведение конкурса по пяти номинациям: 1) продовольственные товары; 2) промышленные товары для населения; 3) товары… Читать ещё >
Программа-конкурс «100 лучших товаров России» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассматриваемая Программа получила название «100 лучших товаров России» по числу центров стандартизации и метрологии бывшего Госстандарта России, которым отводилась роль организаторов работы на местах.
Организаторами конкурса являются Росстандарт, межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества», редакционно-информационное агентство «Стандарты и качество» .
Главными целями Программы являются:
- o стимулирование предприятий (организаций), органов исполнительной власти и общества в направлении повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг;
- o улучшение потребительского содержания валового внутреннего продукта;
- o оказание помощи предприятиям в достижении устойчивости их деятельности в условиях вступления России в ВТО;
- o усиление ответственности товаропроизводителей перед потребителями;
- o широкое информирование о высококачественных отечественных товарах в интересах выхода на международные рынки;
- o содействие предприятиям в их участии в Конкурсе на соискание Премии Правительства РФ в области качества;
- o содействие в практической реализации закона РФ «О техническом регулировании» .
Программа осуществляется в два этапа:
- 1) проведение региональных конкурсов лучших товаров;
- 2) определение и утверждение итогового перечня 100 лучших товаров России по результатам работы региональных конкурсных комиссий.
В соответствии с методическими рекомендациями (23) в номинации «Товары народного потребления» оценку на региональном уровне производят по десяти критериям.
- 1. Уровень потребительских свойств (технический уровень) в сравнении с отечественными аналогами (1−10 баллов).
- 2. Уровень органолептических свойств в сравнении с зарубежными аналогами.
- 3. Уровень социальной конкурентоспособности (цена в сравнении с аналогами и доступность) на российском рынке (1−10 баллов).
- 4. Наличие (отсутствие) экспертно подтвержденных претензий со стороны потребителей, государственных контролирующих органов, закупочных организаций (0; 10 баллов).
- 5. Положительная реакция потребителей, закупочных организаций (1−10 баллов).
- 6. Доля (в %) использования российского и регионального сырья и материалов (1−10 баллов).
- 7. Уровень стабильности показателей качества (1−10 баллов).
- 8. Уровень эффективности маркетинговой политики, управления конкурентоспособностью (1 — 10 баллов).
- 9. Соблюдение (несоблюдение) требований к информации для потребителей (0; 10 баллов).
- 10. Дизайн, эстетические свойства продукции, упаковки (1 — 10 баллов).
Окончательная оценка товара дается по итоговому баллу.
В 2001 г. номенклатура критериев была уточнена.
С 1999 г. при определении дипломантов и лауреатов на федеральном уровне в процессе комплексной экспертизы стали использовать «Универсальную методику стратегической оценки состоятельности товара», созданную в Академии проблем качества [32] и получившую в 1999 г. свидетельство Роспатента. Эффективность методики подтверждается следующим фактом: сравнение экспертной оценки по 60 товарам, выполненной в регионах, и оценки с помощью методики показало совпадение почти в 90% случаев.
Указанная методика позволяет оценить способность товара удовлетворять потребителя не только в текущий момент времени, но и в длительной перспективе, или, по выражению авторов методики, «устойчивую и длительную перспективность конкурентоспособного присутствия на рынке». Основанием для такого прогноза может стать успешная деятельность товаропроизводителя в производственной, ресурсной, экологической и социальной сферах.
Характеристика производственной сферы предусматривает наличие системы качества, применение стандартизированной и аттестованной технологии, испытания в аккредитованных испытательных лабораториях, длительность и серийность производства, престижность товара для России.
Характеристика ресурсной сферы предусматривает рациональное расходование материалов, вовлечение в оборот обезвреженных вторичных ресурсов.
Характеристика экологической сферы предусматривает наличие экологического сертификата, влияние производства на сохранение окружающей среды, возможность утилизации бракованного товара и тары.
Характеристика социальной сферы предусматривает безопасность товара, объем продаж, социальную значимость товара (повышение уровня медицинского обслуживания, образования, уровня и качества жизни).
Судя по содержанию характеристик, в методике используются элементы критериев премии по качеству (см. блоки 4 и 8 на рис. 31) и производственные факторы конкурентоспособности.
Организации, товары которых стали дипломантами и лауреатами Программы, награждаются почетными дипломами организаторов Программы, получают право размещения информации в каталоге «Российское качество — 100 лучших товаров» и на информационном сайге Программы в сети Интернет, использования символики Программы в рекламных целях и размещения ее на упаковке.
Организаторы Программы оказывают содействие победителям в осуществлении их финансовых проектов, продвижении продукции на рынке, внедрении и сертификации систем качества в соответствии с международными стандартами.
На упаковке некоторых товаров — победителей Программы наряду с ее логотипом (нанесенным полиграфическим путем) или вместо него наносится голографическая наклейка — логотип «100 лучших товаров России» для усиления защиты от фальсификации.
В 2012 г. Программе исполнилось 15 лет. Ежегодно число участников конкурсного проекта увеличивается, возрастает и число лауреатов. За 15 конкурсных лет в Программе участвовало более 40 тыс. предприятий и организаций. Одной из причин резкого роста числа лауреатов является проведение конкурса по пяти номинациям: 1) продовольственные товары; 2) промышленные товары для населения; 3) товары промышленно-производственного назначения; 4) народные и художественные промыслы; 5) услуги.
Все более тщательно и требовательно идет в регионах отбор конкурсантов: на федеральный уровень попало немногим более 1,5 тыс. Важнейшим элементом Программы, эффективной формой продвижения высококачественной продукции на новые рынки являются выставочно-презентационные мероприятия на региональном и федеральном уровнях, а также на выставках за рубежом. За прошедшие годы товары организаций — участников Программы, ее плакаты, каталоги, информационные бюллетени были представлены на различных выставках и презентациях во многих регионах нашей страны, США, КНР.
Конкурс, подобный описанной выше Программе, также проводится на Украине [17] с 2003 г. Речь идет о Всеукраинском конкурсе качества продукции (товаров, работ, услуг) — «100 лучших товаров Украины». В отличие от российского конкурса он проходит под патронатом Президента в соответствии с Указом Президента и постановлением Кабинета министров Украины. Как и в России, основным организатором конкурса является федеральный орган, занимающийся техническим регулированием, — Государственный комитет Украины, но вопросам технического регулирования и потребительской политики. По мнению специалистов в области управления качеством, «на сегодня это единственный профессиональный конкурс, который дает возможность потребителям сделать правильный выбор среди разнообразия товаров и услуг» .