Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение договора на торгах (по итогам торгов или закупок)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от формы своего проведения различаются торгиаукционы, направленные на поиск контрагента, готового заключить договор по наиболее оптимальной для организатора цене, и торгиконкурсы, но итогам которых выигравшим признается лицо, предложившее наилучшие неценовые (или, во всяком случае, не только ценовые) условия будущего договора (п. 4 ст. 447 ГК). Аукционы, в зависимости от своих… Читать ещё >

Заключение договора на торгах (по итогам торгов или закупок) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Торги представляют собой процесс выбора их организатором — одним из контрагентов будущего договора — другого контрагента, участие которого в договоре наилучшим образом отвечало бы интересам организатора. Именно с этим лицом (победителем торгов), отобранным благодаря особой процедуре среди некоторого (иногда значительного) количества претендентов (соискателей)[1], их организатор и обязуется заключить договор (п. 5 ст. 448 ГК). Способность выступать организатором торгов является элементом общей гражданской правоспособности — одним из проявлений способности частных лиц к заключению договоров (совершению сделок). Это означает, что организатором торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественных прав (т.е. лицо, обладающее предметом будущего договора) либо специализированная организация, действующая от имени собственника (например, как представитель или агент) или от своего имени (например, как комиссионер) (п. 2 ст. 447 ГК). В принципе по итогам торгов может быть отобран контрагент для любого договора (не исключая даже договора дарения). Более того, законодательством могут быть установлены случаи заключения определенных договоров только по итогам торгов[2] (п. 1 и 3 ст. 447).

В зависимости от формы своего проведения различаются торгиаукционы, направленные на поиск контрагента, готового заключить договор по наиболее оптимальной для организатора цене, и торгиконкурсы, но итогам которых выигравшим признается лицо, предложившее наилучшие неценовые (или, во всяком случае, не только ценовые) условия будущего договора (п. 4 ст. 447 ГК). Аукционы, в зависимости от своих условий, подразделяются на так называемые американские, проводимые по принципу «Кто больше?!» (кто даст дороже), и голландские, основой которых является принцип «Кто меньше?!» (кто сделает дешевле). Ясно, что американский аукцион — это способ определения будущего плательщика денег (покупателя товаров, заказчика работ или услуг и т. д.), а голландский — наоборот, способ определения продавца (поставщика) определенного имущества (продукции, товаров), исполнителя работ или лица, оказывающего услуги, словом — получателя денег. С этой типизацией аукционов не стоит смешивать торги на повышение и на понижение цены: не следует полагать, что аукционы американские — это непременно аукционы на повышение, а голландские — на понижение. Все зависит от начальной цены: так, если для потенциальных покупателей она слишком высока (никто не хочет не то что повышать цену, но даже и давать запрошенную), то американский аукцион станет торгом на понижение; если же для потенциальных продавцов начальная цена слишком низка (никто не готов сделать так дешево, как того хотелось бы организатору аукциона), то голландский аукцион превратится в торг на повышение.

В зависимости от круга лиц приглашенных для участия в торгах, различают торги открытые, или публичные, и закрытые, или, иначе, частные. Публичные торги в форме конкурса регулируются, помимо ст. 447—449 ГК о торгах вообще, еще и специальными нормами, содержащимися в гл. 57 ГК, применяемыми в субсидиарном по отношению к ст. 447—449 порядке (п. 5 ст. 1057).

Приглашение к участию в открытом аукционе или конкурсе обращается к публике; предложение же принять участие в закрытых торгах направляется только определенным лицам (и. 1 ст. 448 ГК). Извещение о проведении открытых торгов является, следовательно, публичной офертой, а извещение о проведении торгов закрытых — офертой. Акцептом предложения о проведении открытых торгов следует считать либо прямо выраженные письменные заявления лиц о своем намерении принять в них участие, либо их фактические действия, соответствующие форме и содержанию торгов (внесение задатка, представление в конкурсную комиссию предложений, но условиям будущего договора, прибытие в место проведения торгов и т. п.). Акцент извещений о проведении закрытых торгов, по сути, не требуется (см. абз. 3 п. 3 ст. 448). Акцепт извещения о проведении публичных торгов и получение адресатом извещения о проведении торгов закрытых означает заключение организатором торгов с каждым из участников особого рода гражданско-правового договора — договора об участии в торгах, весьма напоминающего собой договор предварительный.

Содержание извещения о проведении торгов (т.е., но сути, перечень существенных условий договора об участии в торгах), определяется п. 2 ст. 448 ГК и включает в себя сведения: (1) о форме торгов (закрытые или открытые, аукцион или конкурс), (2) времени, 3) месте и (4) порядке их проведения, а также (5) начальной цене торгов и 6) сроке, в который должен быть заключен договор по итогам торгов[3]. Такое извещение должно быть сделано организатором торгов не менее чем за 30 дней до их проведения, если иное не предусмотрено законом. Извещение об открытых торгах может быть отозвано их организатором не позднее чем за три дня до даты их проведения, а об открытых торгах в форме конкурса — не позднее чем за 30 дней, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов (п. 3 ст. 448). Отзыв извещения в иные, более короткие сроки, а также отзыв извещения о закрытых торгах может быть осуществлен только при условии возмещения организатором торгов реального ущерба, причиненного участникам торгов, принявшим предложение об их проведении.

Условиями проведения торгов может быть предусмотрено внесение участниками торгов их организатору в установленный срок и в обусловленном порядке определенной денежной суммы, называемой в законодательстве задатком (п. 4 ст. 448 ГК; п. 6, 9,12, 13 ст. 18, п. 5, 8,11 и 12 ст. 20 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»). Сравнив ее правовой режим с правовым режимом задатка (ст. 380 и 381 ГК), легко установить, что задатком (суммой, вносимой стороной, но договору в счет причитающихся с нее будущих платежей) данная сумма как раз и не является, по крайней мере, во время своего внесения (ибо в этот момент нет еще ни одного участника торгов, обязанного в каким-либо денежным платежам). С момента уплаты и до момента определения победителя торгов данная денежная сумма выполняет только одну-сдинствснную функцию: обеспечивает возможные убытки организатора торгов на случай отказа возможного победителя торгов от заключения договора, но итогам торгов. С момента же определения победителя торгов режим внесенных участниками сумм изменяется, причем различным образом. Суммам, внесенным лицами, которые участвовали в торгах, но не выиграли их, более нечего обеспечивать. Основание для дальнейшего нахождения этих сумм у организатора торгов пропадает, вследствие чего они подлежат возврату в разумный срок (по законодательству о приватизации — в течение пяти дней) организатором торгов лицам, внесшим таковые. Суммы же, внесенные лицами, признанными победителями торгов, действительно приобретают значение задатков, обеспечивая исполнение обязательства заключить договор как со стороны организатора, так и со стороны победителей торгов (ср. абз. 2 п. 4 ст. 448 с п. 1 ст. 380, затем второе предложение абз. 1 и. 5 ст. 448 — с первым предложением абз. 1 п. 2 ст. 381[4], и, наконец, третье предложение абз. 1 п. 5 ст. 448 — со вторым предложением и. 2 ст. 381 ГК). Можно сказать, что и. 4 ст. 448 ГК и иные принятые в его развитие правовые акты предусматривают своеобразный способ обеспечения исполнения обязательств, который можно именовать будущим задатком.

Нормы ст. 447—449 ГК предусматривают не только две процедуры торгов (конкурсы и аукционы), но и два типа торгов, две единственные логически мыслимые их модели — (а) нецеповую (конкурсную) и (б) ценовую (аукционную) (см. абз. 1 п. 4 ст. 447 ГК). Никаких других самостоятельных типов торгов — средних между конкурсным или аукционным — или альтернативных тому или иному тину — нет и не может быть, ибо противоречащими понятиями «ценовой» и «неценовой» логически исчерпывается весь возможный понятийный ряд. До недавнего времени необходимости в этом замечании, конечно, не было — это и так само собою подразумевалось и ни у кого не вызывало никаких сомнений — но с некоторых пор обрело характер как минимум спорного тезиса. Связано это с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 3 ст. 3 которого указал, что в положении о закупке — внутреннем (корпоративном) акте, утверждаемом лицом, осуществляющим закупку — «…могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами». Практика показывает, что закупщики (заказчики) вроде бы следуя «лучшим мировым практикам» (конкретно — Типовым законам ЮНСИТРАЛ о закупках 1993, 1994 и 2011 гг.), и включая в свои закупочные положения такие «способы закупок», как, к примеру, торги с ограниченным участием, двухэтапные торги, запрос котировок, запрос цен, запрос предложений без проведения переговоров, с проведением диалога и с проведением последовательных переговоров, конкурентные переговоры, закупки из единственного источника, электронный реверсивный аукцион, в действительности направлены на достижение такой цели, которая явно не имелась в виду ни международными, ни отечественными правотворцами: создание таких способов закупок, которые формально (зачастую — просто по названию: в ГК «торги», а у нас «закупки»! — совсем другое!) нс являясь видами торгов, могут проводиться без соблюдения положений ст. 447—449 ГК РФ. В совсем тяжелых случаях формулируются такие способы «закупок», которые начисто лишают их всякого состязательного элемента — того смысла, существа, которое изначально закладывалось в данное понятие. В действительности каждый способ закупки принадлежит либо к конкурсному, либо к аукционному типу со всеми вытекающими из этого частноправовыми последствиями.

К сожалению, проектируемые к ГК изменения свидетельствуют о намерении законодателя отказаться от этого — по сути совершенно справедливого — подхода. Так, в частности, планируется изменить уже упомянутый п. 4 ст. 447 ГК, указав в нем, что торги могут проводиться в форме не только аукциона и конкурса, но и «…в иной форме, предусмотренной законом», а также — дополнить эту статью новым пунктом (шестым), указав в нем, что «…правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым с целью заключения договоров на приобретение товаров, работ, услуг или имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений», а также поместить там схожее постановление о биржевых торгах. Ни к чему хорошему — кроме очередного стимулирования недобросовестных «закупщиков» и заказчиков к массовому обходу простых и понятных правил Кодекса об аукционах и конкурсах — это, конечно, не приведет. До тех пор, пока закон исчерпывающим образом ие определит существо закупочных процедур, отличных от аукционов и конкурсов и при том не укажет исчерпывающим образом условия их применения, о любых закупках способами иными, чем аукцион и конкурс следовало бы просто забыть.

Особенности заключения договоров, обязательных для заключения. Существуют такие договоры, заключение которых не является предметом свободного усмотрения частных лиц, но обязательно для одного или даже обоих его будущих участников. Таковы, в частности, основные договоры, подлежащие заключению в силу договоров предварительных, договоры, подлежащие заключению, но итогам торгов (в том числе государственные контракты на поставку товаров и выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. 528, 765 ГК)), договоры поставки товаров для государственных нужд (ст. 529). Стремясь обеспечить реализацию принципа обязательности заключения договоров такого типа, законодатель, во-первых, санкционирует возможность судебного понуждения уклоняющейся стороны к заключению обязательного для нее договора с определением условий такого договора в решении суда; во-вторых, возлагает на уклоняющуюся сторону бремя возмещения убытков, причиненных таким ее уклонением другой стороне (п. 4 ст. 445 ГК); в-третьих, позволяет передавать разногласия по условиям обязательного договора на разрешение суда (ст. 446); в-четвертых, до известной меры определяет регулятивную процедуру заключения договора в обязательном порядке (п. 1—3 ст. 445, п. 5 ст. 448 ГК[5]).

Лицо, получившее оферту о заключении обязательного для него договора, должно отреагировать на нее в течение 30 дней с момента получения. Какой именно будет его реакция — акцептом полным и безоговорочным, акцептом на иных условиях либо отказом от акцепта — неважно. Главное, чтобы эта реакция была. Оферент, получивший акцепт на иных условиях, вправе уведомить другую сторону о принятии оферты в се редакции либо передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней[6] со дня получения акцепта на иных условиях. Право передать возникший преддоговорный спор на разрешение суда существует у оферента также в том случае, когда он получил отказ от акцепта оферты либо вовсе не получил никакого ответа на оферту в установленный для акцепта срок.

Возможна и ситуация, противоположная рассмотренной, а именно — когда инициатива заключения договора исходит от стороны, обязанной его заключить. Другая сторона (для которой заключение договора не является обязательным) может никак не реагировать на такую инициативу — никаких неблагоприятных последствий для нее от этого не будет. Разумеется, она вправе, как и в общем случае, акцептовать оферту, отклонить ее полностью либо в части. В последнем случае сторона, для которой заключение договора является обязательным, должна в течение 30 дней со дня получения протокола разногласий известить своего контрагента о принятии договора в его редакции либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также при неисполнении данной обязанности в установленный для акцепта срок, у контрагента возникает право передать возникший преддоговорный спор на разрешение суда.

Заключение

договора может сделаться обязательным в результате проведения торгов. Любопытно в этом случае то, что обязательным заключение такого договора становится для обеих сторон. Согласно н. 5 ст. 448 лицо, выигравшее торги, и организатор торгов обязаны (под угрозой применения обеспечительных последствий.

задатка) в день проведения торгов подписать протокол о результатах торгов. Это и есть облеченный в надлежащую форму договор, заключенный по итогам торгов. Если предметом торгов было только право на заключение договора, то подписываемый сторонами протокол о результатах торгов имеет значение предварительного договораi, а основной договор должен быть подписан сторонами не позднее чем в течение 20 дней после завершения торгов и оформления протокола, если иной срок не был установлен в извещении о проведении торгов.

  • [1] Участники творческих конкурсов иногда именуются также конкурсантами и лауреатами.
  • [2] Примерами таких случаев могут быть договоры купли-продажи заложенного имущества, а также имущества должника, реализуемого в рамках обращения взыскания, купли-продажи имущества с целью его приватизации, государственные контрактыпоставки и подряда для государственных нужд, договоры об оказании финансовыхуслуг, заключаемые естественными монополиями и др.
  • [3] Из абз. 2 п. 5 ст. 448 ГК, впрочем, очевидно, что данное условие не является существенным, поскольку его недостаточность может быть восполнена диспозитивнойнормой ГК: договор, но итогам таких торгов, извещение о проведении которыхне определяло срока его подписания, должен быть заключен в 20-дневный срок послезавершения торгов и подписания протокола об их итогах. В абз. 2 п. 2 и абз. 2 п. 5 ст. 448 ГК уточнено, что срок, предоставляемый для заключения договора, по итогам торгов должен указываться в извещении об их проведениине всегда, а только тогда, когда «…предметом торгов является только право на заключение договора». Эта оговорка имеет смысл лишь в том случае, если признатьсуществование торгов, само подведение итогов которых (например, в форме ударааукционного молотка) уже означает заключение договора. Между тем подобногопредписания российское законодательство не содержит; напротив, п. 5 ст. 448 ГК четко отделяет момент подведения итогов торгов («…лицо, выигравшее торги,… подписывает … протокол об итогах торгов», «…завершение торгов и оформление протокола») от момента заключения договора (подписания протокола о результатах торгов) с их победителем.
  • [4] Однако если от заключения договора уклонится выигравший участник торгов, он теряет только задаток, но не обязан возмещать иные убытки, даже если они превышаютсумму задатка. В этом отличие задатка при проведении торгов от задатка общегражданского (см. абз. 2 п. 2 ст. 381 ГК).
  • [5] См. еще ст. 507 ГК — об урегулировании разногласий при переговорах по условиям договора поставки (не обязательного для заключения, но играющего такую рольв организации хозяйственных связей, которая заставила обратить на себя вниманиезаконодателя).
  • [6] Если иной срок не установлен законом, иным правовым актом или сторонами.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой