Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится… Читать ещё >

Стадии производства по делам об административных правонарушениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Производство по делам об административных правонарушениях развивается во времени как последовательный ряд закономерно связанных между собой процессуальных действий. Оно проходит несколько сменяющих друг друга этапов, или стадий:

  • 1) возбуждение дела об административном правонарушении;
  • 2) рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • 3) пересмотр постановления или иного решения по делу об административном правонарушении;
  • 4) исполнение постановления по делу о назначении административного наказания.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении детально урегулирована ст. 28.1−28.9 КоАП. Данная стадия начинается с момента выявления административного правонарушения и завершается в момент передачи протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и других материалов, имеющих значение доказательств, лицу, уполномоченному рассмотреть дело об административном правонарушении по существу в сроки, установленные ст. 28.8 КоАП.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных действий, совершаемых при наличии хотя бы одного из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Такие процессуальные действия направлены на установление обстоятельств, составляющих предмет доказывания, их фиксирование и квалификацию.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении устанавливаются событие правонарушения, время и место совершения правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность лица, совершившего правонарушение, обстоятельства, влияющие на степень и характер административной ответственности, а также причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.

Необходимо отметить, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ст. 28.1 КоАП, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно ст. 28.1 КоАП поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • 4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фотои киносъемки, видеозаписи, или средствами фотои киносъемки, видеозаписи;
  • 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
  • 5) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП.

Следовательно, стадия возбуждения дела об административном правонарушении может протекать в форме административного расследования или в форме проверки по делу об административном правонарушении.

Административное расследование проводится в случае, если после выявления ряда административных правонарушений, указанных в ст. 28.7 КоАП, осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

Согласно ст. 28.7 КоАП административное расследование назначается и проводится по делам об административных правонарушениях, совершаемых в области: антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии коррупции, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, миграционного законодательства, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике (в части соблюдения требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики), о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Решение о возбуждении дел по перечисленным административным правонарушениям и проведении административного расследования принимается немедленно после выявления факта административного правонарушения лицом, уполномоченным составлять протоколы об указанных выше административных правонарушениях в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования, а прокурором — в виде постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования.

При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства разъясняются их процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо согласно ч. 6 ст. 28.7 КоАП выносится мотивированное постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении согласно ст. 28.2 КоАП фиксируются три группы сведений.

Первую группу составляют сведения, связанные с закреплением обстоятельств совершения административного правонарушения. В протоколе указываются: место, время совершения правонарушения, статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение правонарушения, дается описание самого противоправного деяния (действия или бездействия), указываются, если имеются, свидетели и потерпевшие, адрес места жительства свидетелей и потерпевших, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Вторую группу составляют сведения, характеризующие лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, позволяющие индивидуализировать применение мер административной ответственности к указанному лицу. В протоколе указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело: фамилия, имя, отчество; возраст; семейное положение; род занятий; размер заработной платы; место работы и жительства, гражданство физического лица; фактический и юридический адрес организации.

К третьей группе сведений относятся: дата и место составления протокола, данные о его составителе, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе давать объяснения и делать замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Копия составленного протокола об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого возбуждено дело, а также потерпевшему (ч. 6 ст. 28.2 КоАП).

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административных правонарушениях. Такими обстоятельствами (ст. 24.5 КоАП) являются:

  • • отсутствие события административного правонарушения;
  • • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе невменяемость физического лица или недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста 16 лет;
  • • действие лица в состоянии крайней необходимости;
  • • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • • отмена закона, установившего административную ответственность;
  • • истечение срока давности привлечения к административной ответственности;
  • • наличие по одному и тому же факту совершения противоправного деяния, по которому ведется производство, постановления о возбуждении уголовного дела, постановления о прекращении производства, постановления о назначении административного наказания;
  • • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство;
  • • наличие в действиях (бездействии) лица признаков преступления (ст. 29.9 КоАП);
  • • объявление устного замечания в силу незначительности административного правонарушения.

По делу о нарушении Правил дорожного движения или Правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также по делу о нарушении Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшем по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1 КоАП).

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления указанных административных правонарушений в присутствии двух понятых.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:

  • 1) действия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы осмотра места совершения административного правонарушения, в том порядке, в котором они производились;
  • 2) состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;
  • 3) тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;
  • 4) другие существенные для данного дела обстоятельства.

При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются заявления лиц, участвующих в производстве осмотра, а также делается запись о применении фотои киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвующими в производстве осмотра. Копии протоколов вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.

Проверка по делу об административном правонарушении проводится по месту совершения или выявления админи стративного правонарушения, по которому административное расследование не проводится.

Согласно ст. 28.5 КоАП проверка по делу об административном правонарушении проводится немедленно после выявления признаков административного правонарушения. Если правонарушение совершено в условиях очевидности, то проверка проводится в кратчайшие сроки.

Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо выяснение данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, проверка проводится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

По окончании проверки по делу об административном правонарушении составляется протокол об административном правонарушении либо выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по материалам, сообщениям и заявлениям, явившимся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП).

Протокол об административном правонарушении по окончании административного расследования или проверки по делу направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП).

Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч. 2 ст. 28.8 КоАП).

В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ч. 3 ст. 28.8 КоАП).

В случае если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления.

Соответственно следующей стадией производства по делу об административном правонарушении является рассмотрение дела об административном правонарушении. Данная стадия считается центральной. Она урегулирована нормами КоАП с особенностями, предусмотренными АПК. По правилам, предусмотренным КоАП, дела об административных правонарушениях рассматривают несудебные органы (должностные лица несудебных органов), а также судьи судов общей юрисдикции. По правилам, предусмотренным АПК, дела об административных правонарушениях рассматривают судьи арбитражных судов.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

  • 1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
  • 2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении по сути представляет собой оценку всех данных, собранных о правонарушении и правонарушителе.

По общему правилу, дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения.

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, но делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства физического лица, в отношении которого ведется производство (ч. 1 ст. 29.5 КоАП).

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП).

В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, дела о невыполнении соглашения об увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором, дела о вовлечении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, дела о появлении в состоянии опьянения несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП).

Дело об административном правонарушении в области дорожного движения или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта РФ, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фотои киносъемки, видеозаписи, или средств фотои киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фотои киносъемки, видеозаписи, или средств фотои киносъемки, видеозаписи (ч. 5 ст. 29.5 КоАП).

В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства (ч. 6 ст. 29.5 КоАП).

Согласно ст. 29.6 КоАП дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено судьей, органом (должностным лицом), уполномоченными рассмотреть дело, в 15-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен органом (должностным лицом), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении срока данный орган (должностное лицо) выносит мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1−5.25, 5.45−5.52, 5.56 КоАП, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — нс позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении, урегулированная КоАП, начинается лицом, уполномоченным рассмотреть дело, с ознакомления с поступившими материалами.

На основе ознакомления с поступившими материалами лицо, уполномоченное рассмотреть дело об административном правонарушении, согласно ст. 29.1 КоАП выясняет:

  • • относится ли рассмотрение дела к его компетенции (см. гл. 23 КоАП);
  • • имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела (см. ст. 29.2 КоАП);
  • • правильно ли составлен протокол об административном правонарушении (см. ст. 28.2), а также правильно ли оформлены иные материалы дела (см. гл. 26, 27, 28 КоАП);
  • • имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (см. ст. 24.5, 29.9 КоАП);
  • • достаточно ли имеющихся, но делу материалов для его рассмотрения по существу (см. ст. 26.2 КоАП);
  • • имеются ли ходатайства и отводы (см. ст. 24.4, 29.3 КоАП).

В случае неправильного или неправомочного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, лицо, проводившее подготовку к рассмотрению дела, выносит определение и возвращает материалы дела лицу, возбудившему дело об административном правонарушении.

В случае, когда рассмотрение дела об административном правонарушении относится к компетенции иного органа или должностного лица, выносится определение о передаче материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

В случае, когда лицо, уполномоченное рассмотреть дело, принимает решение о принятии переданных материалов дела об административном правонарушении к рассмотрению, им выносятся определения о назначении времени и места рассмотрения дела, о вызове лиц, участвующих в рассмотрении дела.

К рассмотрению дела об административном правонарушении согласно ст. 25.1 КоАП обязательно привлекается лицо, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено в случае, если:

  • • имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела;
  • • от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела;
  • • ходатайство об отложении дела поступило, но оставлено без удовлетворения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является обязательным.

В рассмотрении дела об административном правонарушении кроме лица, привлекаемого к административной ответственности, и лица, уполномоченного рассмотреть дело, могут принимать участие потерпевший, свидетели, понятые, специалист, эксперт, переводчик, прокурор, защитник, представитель потерпевшего, законные представители лица, привлекаемого к административной ответственности.

В отличие от рассмотрения уголовного дела, при рассмотрении дела об административном правонарушении свидетели предупреждаются об административной ответственности за дачу ложных показаний или за отказ от дачи показаний, прокурор не участвует в производстве как представитель обвинения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении по правилам, предусмотренным КоАП:

  • 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  • 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  • 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
  • 5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
  • 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
  • 7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
    • а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
    • б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
    • в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
  • 8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП;
  • 9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП (ст. 29.7 КоАП).

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости — и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП.

При рассмотрении коллегиальным органом дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, в котором указываются:

  • 1) дата и место рассмотрения дела;
  • 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
  • 3) событие рассматриваемого административного правонарушения;
  • 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
  • 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
  • 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • 7) документы, исследованные при рассмотрении дела (ст. 29.8 КоАП).

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

На основании рассмотрения совокупности доказательств по делу об административном правонарушении лицо, уполномоченное рассмотреть дело, согласно ст. 29.9 КоАП выносит одно из следующих решений:

  • 1) постановление о назначении административного наказания;
  • 2) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
  • 3) определение о передаче дела лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;
  • 4) определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его должностного лица или органа. При установлении причин совершения административного правонарушения лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ч. 1 ст. 29.13 КоАП).

Организация и должностные лица обязаны рассмотреть такое представление в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах лицу, внесшему представление (ч. 2 ст. 29.13 КоАП).

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении, осуществляемая по правилам КоАП, завершается в момент объявления постановления по делу об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Данное постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, либо постановление высылается указанным лицам по почте в течение трех дней со дня его вынесения.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня его вынесения.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения или по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения, если оно является длящимся (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП).

Не может быть вынесено постановление о назначении административного наказания по истечении одного года со дня совершения (обнаружения) отдельных видов административных правонарушений, в частности: за нарушение законодательства РФ об экспортном контроле; о внутренних морских водах, территориальном морс, континентальном шельфе; об исключительной экономической зоне РФ; таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; законодательства РФ об охране окружающей природной среды; о безопасности дорожного движения (повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего); об авторском праве и смежных правах; о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров; об использовании атомной энергии; о налогах и сборах, о защите прав потребителей; о государственном регулировании цен (тарифов); о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах; об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; законодательства о несостоятельности (банкротстве); о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках; о нарушении иммиграционных правил, нарушении правил пребывания (проживания) в России иностранных граждан и лиц без гражданства; о нарушении правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и др. (ст. 4.5 КоАП).

Постановление по делу об административном правонарушении, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП).

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки давности вынесения постановления начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности вынесения постановления по делу об административном правонарушении приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (ч. 5 ст. 4.5 КоАП).

Согласно ст. 24.7 КоАП в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства, но делу об административном правонарушении отражается решение об издержках по делу об административном правонарушении. Издержки по делу об административном правонарушении состоят:

  • 1) из сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения, и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);
  • 2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.10 КоАП если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия, а также о внесенном залоге за арестованное судно.

Пересмотр постановления и иного решения по делу об административном правонарушении является следующей стадией производства по делам об административных правонарушениях. Она является факультативной. Данную стадию проходит лишь определенное количество дел об административных правонарушениях.

На этой стадии производства по делам об административных правонарушениях постановление или иное решение по делу может быть обжаловано или опротестовано.

Суть рассматриваемой стадии производства по делам об административных правонарушениях состоит в том, что уполномоченный орган (должностное лицо) по жалобе лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их представителей, а также защитника проверяет законность и обоснованность постановления или иного решения по делу об административном правонарушении и принимает меры по устранению нарушений законности.

Стадия пересмотра постановления и иного решения по делу об административном правонарушении детально урегулирована КоАП с особенностями, предусмотренными АПК. По правилам, предусмотренным КоАП, осуществляется пересмотр постановлений и иных решений по делу об административном правонарушении несудебными органами и судами общей юрисдикции. Решения по делу об административном правонарушении, подлежащие пересмотру судьями арбитражных судов, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК.

Согласно ст. 30.1 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, и его законные представители, потерпевший и его представитель, а также защитник имеют право обжаловать:

  • 1) постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, — в вышестоящий суд;
  • 2) постановление, вынесенное коллегиальным органом, — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • 3) постановление, вынесенное должностным лицом, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • 4) постановление, вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными КоАП.

По правилам, установленным КоАП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения постановления или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

В случае пропуска по уважительной причине указанного срока (например, по причине болезни, командировки) по ходатайству лица, подающего жалобу, срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, уполномоченным рассмотреть жалобу (ст. 30.3 КоАП).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в орган (должностному лицу), который вынес постановление по делу об административном правонарушении. В этом случае орган (должностное лицо), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, в течение трех суток со дня поступления жалобы направляет ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (ч. 1 ст. 30.2 КоАП).

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста, административного выдворения, административного приостановления деятельности направляется в вышестоящий суд в день получения жалобы (ч. 2, 6 ст. 30.2 КоАП).

Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение, но подведомственности в течение трех суток.

Лицо, уполномоченное рассмотреть жалобу по правилам, установленным КоАП, должно рассмотреть жалобу в 10-дневный срок со дня ее поступления (ст. 30.5 КоАП).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1−5.25, 5.45−5.52, 5.56 КоАП, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

  • 1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • 2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
  • 3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Принятая к рассмотрению жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

  • 1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
  • 2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
  • 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  • 4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
  • 5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
  • 6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
  • 7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
  • 8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности: заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта; исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП;
  • 9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно ст. 30.7 КоАП лицо, рассмотревшее жалобу, выносит одно из следующих решений:

  • • решение об оставлении постановления без изменений, а жалобы — без удовлетворения;
  • • решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • • решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • • решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение лицу, правомочному рассмотреть дело;
  • • решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

Решение, принятое по жалобе на постановление об административном правонарушении, оглашается немедленно после его вынесения, а копия решения по жалобе в течение трех суток после его вынесения вручается или высылается лицу, привлекаемому к административной ответственности, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе (ст. 30.8 КоАП).

Решение, но жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Решение по жалобе, вынесенное вышестоящим должностным лицом, может быть обжаловано лицом, привлекаемым к административной ответственности, и его законными представителями, потерпевшим и его представителем, а также защитником в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Решение по жалобе, вынесенное судьей, коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, может быть обжаловано лицом, привлекаемым к административной ответственности, и его законными представителями, потерпевшим и его представителем, а также защитником в вышестоящий суд в порядке и в сроки, установленные для подачи первоначальной жалобы.

Не вступившие в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.10 КоАП).

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в порядке и в сроки, установленные для рассмотрения жалобы.

Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, а также вступившее в законную силу решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором субъекта РФ и его заместителем, Генеральным прокурором РФ и его заместителем.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобам и протестам могут быть пересмотрены председателем суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и их заместителями, Председателем Верховного Суда РФ и его заместителем, Высшим Арбитражным Судом РФ.

Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке надзора должностным лицом, вынесшим постановление.

Следующей, заключительной стадией производства по делу об административном правонарушении является исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Данная стадия урегулирована нормами КоАП с особенностями, установленными Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Данную стадию проходят вступившие в законную силу постановления о назначении административного наказания.

Согласно ст. 31.1 КоАП постановление о назначении административного наказания вступает в законную силу:

  • 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
  • 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
  • 3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Содержание стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении составляют следующие процедуры:

  • 1) обращение постановления о назначении административного наказания к исполнению;
  • 2) приведение в исполнение постановления о назначении административного наказания;
  • 3) окончание исполнения постановления о назначении административного наказания.

Обращение постановления о назначении административного наказания к исполнению состоит в объявлении постановления, вступившего в законную силу, лицу, уполномоченному исполнить данное постановление.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение, но жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу.

Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.

Судья, орган, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

Приведение в исполнение постановления о назначении административного наказания выражается в совершении действий, причиняющих лицу, привлеченному к административной ответственности, лишения и ограничения, указанные в постановлении о назначении административного наказания.

Постановление о назначении административного наказания приводится к исполнению уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном КоАП, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административных наказаний в отношении одного и того же лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно (ст. 31.4 КоАП).

В случае неясности способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении орган, должностное лицо, приводящие указанное постановление в исполнение, а также лицо, в отношении которого оно было вынесено, вправе обратиться в суд, орган или к должностному лицу, вынесшим постановление, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения.

Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Течение срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со ст. 31.5, 31.6, 31.8 КоАП течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.

В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Окончание исполнения постановления о назначении административного наказания состоит в возвращении его лицу, вынесшему данное постановление, с отметкой об исполнении. Об окончании исполнения постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении делается отметка лицом, вынесшим постановление.

Стадия исполнения постановления о назначении административного наказания может быть приостановлена, отсрочена, рассрочена или прекращена по основаниям, установленным КоАП.

Исполнение постановления о назначении административного наказания, за исключением постановления о назначении административного ареста, обязательных работах или административного приостановления деятельности (см. ч. 2 ст. 31.6 КоАП), приостанавливается судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление о назначении административного наказания, в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление об административном правонарушении до рассмотрения протеста (ч. 1 ст. 31.6).

В случае приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности приостанавливается до истечения срока приостановления (ч. 3 ст. 31.9).

Исполнение постановления о назначении административного ареста, административного штрафа, лишения специального права может быть отсрочено на срок до одного месяца органом (должностным лицом), вынесшим постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания невозможно в установленные сроки (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) (ч. 1 ст. 31.5).

В случае отсрочки и течения срока давности исполнение постановления о назначении административного наказания приостанавливается до истечения срока отсрочки (ч. 3 ст. 31.9).

Исполнение постановления о назначении административного штрафа может быть рассрочено на срок до трех месяцев органом (должностным лицом), вынесшим данное постановление, с учетом материального положения лица, привлекаемого к административной ответственности (ч. 2 ст. 31.5).

Исполнение постановления о назначении административного наказания может быть прекращено согласно ст. 31.7 КоАП органом (должностным лицом), вынесшим постановление, в случае:

  • 1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • 2) отмены или признания утратившим силу закона или его положения, устанавливающего административную ответственность за содеянное;
  • 3) смерти лица, привлекаемого к административной ответственности, или объявления его умершим в установленном законом порядке;
  • 4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, который составляет два года со дня вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу (ч. 1 ст. 31.9);
  • 5) отмены постановления о назначении административного наказания;
  • 6) вынесения в случаях, предусмотренных КоАП, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Вопросы об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются органом (должностным лицом), вынесшим постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса (ст. 31.8).

Исполнение постановления о назначении административного наказания, вынесенного в отношении лица, проживающего или находящегося за пределами Российской Федерации и не имеющего на территории РФ имущества, производится в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ с государством, на территории которого проживает или находится это лицо, а также с государством, на территории которого находится имущество лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 31.11 КоАП).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой