Налоговый контроль.
Налоговое право России
Кроме того, к контрольным мероприятиям могут привлекаться следственные органы и органы внутренних дел. Например, органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют в проведении выездных налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок… Читать ещё >
Налоговый контроль. Налоговое право России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
- • знать понятие налогового контроля; круг осуществляющих его государственных органов; формы и методы осуществления налогового контроля; принципы учета налогоплательщиков и налогового декларирования; порядок проведения выездных и камеральных налоговых проверок; особенности режима налоговой тайны;
- • уметь использовать теоретические положения учения о налоговом контроле для понимания и анализа конкретных финансово-хозяйственных ситуаций;
- • владеть навыками самостоятельной работы с правовыми актами и юридической литературой в целях выявления юридических фактов, имеющих значение при проведении мероприятий налогового контроля.
Налоговый контроль представляет собой совокупную систему действий налоговых и иных государственных органов по контролю за выполнением фискальнообязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов налогообложения.
В широком смысле налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджетную систему РФ.
Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль
Налоговый контроль в Российской Федерации осуществляют следующие органы:
- 1) налоговые органы;
- 2) таможенные органы;
- 3) следственные органы и органы внутренних дел.
При этом в соответствии со ст. 82 НК должностные лица таможенных органов и органов внутренних дел наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компетенции.
Таможенные органы вправе осуществлять налоговый контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. При этом применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
Кроме того, к контрольным мероприятиям могут привлекаться следственные органы и органы внутренних дел. Например, органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют в проведении выездных налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.
Формы и методы осуществления налогового контроля
Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении следующих категорий лиц: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
При этом непосредственными целями мероприятий налогового контроля являются:
- 1) выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;
- 2) предупреждение их совершения в будущем;
- 3) обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.
Для достижения указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:
- 1) налоговые проверки;
- 2) получение объяснений фискальнообязанных лиц;
- 3) проверки данных учета и отчетности;
- 4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и др.
При этом под методами налогового контроля следует понимать приемы, способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении. В процессе осуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производятся:
- — проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;
- — проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджетную систему налогов и сборов;
- — проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;
- — проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
- — проверка правильности применения контрольнокассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением;
- — предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
- — выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности[1];
- — формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
- — юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;
- — встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях;
- — экономический анализ[2].