Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности работы над произведениями разных родов и жанров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В лирических произведениях широко используется язык иносказаний, называемых тропами: сравнения, метафоры, метонимии, эпитеты. Методическая наука свидетельствует о том, что значение тропов, которые построены на употреблении слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле, младшими школьниками осознается трудно. Методика работы над изобразительно-выразительными средствами языка состоит… Читать ещё >

Особенности работы над произведениями разных родов и жанров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Родо-жанровая принадлежность художественного произведения может уточнять общую схему работы с текстом. В учебниках литературного чтения содержатся произведения разных родов и жанров, фольклорные произведения разных народов.

Произведения устного народного творчества в качестве учебного материала уроков чтения используются со времен К. Д. Ушинского, который первым дал методическую оценку фольклорных произведений разных жанров как учебного материала. К. Д. Ушинский ценил фольклорные произведения за их воспитательный потенциал: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики». Советовал применять произведения малых жанров для тренировки в технике чтения, «развития в детях чутья к звуковым красотам родного языка». Именно для этих целей скороговорки, потешки, побасенки, забавные стихи включаются в современные учебные хрестоматии в виде отдельных разделов. Например, в учебнике «Литературное чтение» УМК «Школа России» для учащихся первых и вторых классов тематические разделы перемежаются тренировочными разворотами «Разноцветные страницы» с чистоговорками, скороговорками, короткими стихами. Здесь же есть советы для учащихся: «Прочитай сначала медленно по слогам, а затем быстро целыми словами» .

Методическая ценность загадки давно замечена педагогами. Загадкаэто краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, в котором используются сравнение и метафора; загадка представляет собой замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. С методической точки зрения загадку можно оценить как удачное средство работы над изобразительно-выразительными средствами языка, как средство формирования познавательной активности учащихся на уроке чтения. К. Д. Ушинский отмечал, что загадка есть картинное описание предмета. Анализ текста загадки, соотнесение текста с соответствующей иллюстрацией помогают учащимся понять метафорический смыл загадки, совершить перенос наименования с одного предмета на другой, освоить алгоритм отгадывания загадок.

Использование пословиц и поговорок — давняя традиция. К. Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию». Пословицы отражают многовековой опыт поколений, содержат глубокий иносказательный смысл, который не всегда бывает понятен читателю младшего школьного возраста. В современных учебниках для уроков литературного чтения пословицы сопровождают тексты других жанров — рассказы, сказки. В этом случае они, с одной стороны, опираются на конкретную жизненную ситуацию, поэтому становятся для учащихся понятнее, с другой — помогают учащимся освоить нравственный смысл произведения, его идейное содержание. В учебнике «Литературное чтение» после рассказа Л. Толстого «Старый дед и внучек» представлена пословица «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» и задание: «Соотнеси содержание рассказа с пословицей. Обсудите ее смысл с друзьями». Методические рекомендации к урокам чтения, как правило, советуют использовать пословицу на заключительном этапе работы с текстом художественного произведения. Однако для первого знакомства с пословицами в современных учебниках предлагается обратный путь: смыл пословицы выводится из содержания произведения. Так, в учебнике «Литературное чтение» второклассники читают сказку В. Зотова «За двумя зайцами», содержание который буквально объясняет смысл соответствующей пословицы, причем сама пословица входит в текст сказки: «С тех пор и говорится в народе: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» «. После чтения текста сказки учащиеся выполняют задания: «Найди и прочитай главную мысль сказки, выраженную в пословице. Приведи свои примеры (вспомни или придумай) к пословице» .

Методика работы над сказкой складывалась на протяжении многих лет. Сказки по традиции занимают значительное место в учебных хрестоматиях для начальной школы: с одной стороны, повторяющиеся слова и обороты значительно облегчают читателям этого возраста освоение содержания сказки, с другой — само содержание сказок захватывает их, легко воспринимается и идейная направленность — добро побеждает зло. Персонажи сказок без особого труда делятся учениками на две группы: одни положительные (добрые, умные, трудолюбивые), другие отрицательные (злые, глупые, ленивые). Такое контрастное предъявление материала помогает в его освоении. Эпический характер сказки определяет и характер работы с ней: сказки читаются или рассказываются (сказываются) учителем. Однако здесь следует иметь в виду, что многие сказки уже знакомы детям, поэтому на этапе первичного чтения используется прием чтения самими учащимися. Анализ сказки может быть направлен, во-первых, на формирование образа героя, если он дан в развитии, как, например, образ героини сказки «Гуси-лебеди»; во-вторых, на усвоение формальных признаков сказки. Таковыми являются: особое начало сказки («Жили-были…»), построение сюжета с помощью формул («Долго ли, коротко ли…»); своеобразное оформление конца сказки («Вот и сказки конец, а кто слушал — молодец»). Особое внимание обращается на значение волшебных чисел сказки, например числа три. Как правило, у отца бывает три сына или три дочери, трижды герой совершает действия, трижды подвергается испытанию (отгадывает загадки, совершает подвиги) и др. В волшебных сказках обычно оцениваются взаимоотношения героев с волшебными предметами: во благо или во зло главному герою действуют эти предметы (живая и мертвая вода, ковер-самолет, сапоги-скороходы). Все эти формальные стороны сказки помогают проследить читателю развитие действия, организуют его внимание, помогают понять логику борьбы добра и зла. Формальная сторона сказки помогает организовать завершающую работу над сказкой: сказки легко пересказываются, что делает этот вид работы весьма привлекательным для учащихся.

Особенности работы над басней диктуются спецификой этого жанра. Басня в качестве учебного материала давно используется в практике уроков чтения, и в современные хрестоматии включены оригинальные и переводные басни Л. Н. Толстого и И. А. Крылова. К сожалению, в практике уроков чтения методика работы с басней напоминает процесс работы над сказкой: чтение и анализ басенного текста, работа с лексическим значением слов, выяснение морали басни, чтение наизусть, инсценировка. Однако, как пишет исследователь методики чтения басни в начальной школе С. Н. Вачкова, нельзя не обратить внимания на то, что в басне совершенно особое соотношение добра и зла. Если в сказочном мире борьба добра и зла рассматривается в логике победы добра и поражения зла, то басенный мир построен по законам зла: в нем, как правило, нет положительных героев, поэтому рассуждать на уроке чтения, кто плох или хорош, нецелесообразно. Учитель должен иметь в виду, что «в басенном мире антагонистические, но отношению друг к другу персонажи либо действуют по законам зла, либо принимают эти законы, так как не восстают против них. Этим они в равной мере нехороши». Специфика басенного жанра позволяет сделать методические выводы: басни лучше читать, заучивать наизусть, читать их выразительно и драматизировать. Особое внимание следует обратить на словарно-лексическую работу: многие басни написаны очень давно, поэтому содержат немало архаичных слов (поклажа, плутовка). Особую трудность представляет работа над моралью, которая в басне может находиться как в конце, так и в начале. Предпочтительнее работать над аллегорическим смыслом басни после анализа текста, это более привычный пун, работы для учащихся младшего возраста: от частного к общему. Многие формулировки морали давно уже стали пословицами и поговорками, поэтому не возбраняется выучить ее наизусть: «Впредь чужой беде не смейся, голубок»; «Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» .

Особого внимания заслуживает методика работа над лирическим произведением, в центре которого переживания, ощущения, настроение и эмоциональное состояние человека. Лирика противопоставляется эпосу по способу изображения действительности: если в эпическом произведении изображается внешний по отношению к писателю мир, то в лирическом произведении читатель встречается с непосредственным выражением мыслей и чувств, так или иначе обусловленных этим миром. В лирику включают как стихотворные, так и прозаические произведения, пронизанные лирическим мироощущением. В учебные хрестоматии помещают, как правило, стихотворные лирические произведения. Выделяют несколько видов лирики: философскую, гражданскую, психологическую, любовную, пейзажную. Однако в лирическом произведении присутствует медитативное (обдумывающее) начало[1], поэтому при работе над лирическим произведением большое внимание уделяется его анализу, особенно анализу образных средств языка.

В лирических произведениях широко используется язык иносказаний, называемых тропами: сравнения, метафоры, метонимии, эпитеты. Методическая наука свидетельствует о том, что значение тропов, которые построены на употреблении слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле, младшими школьниками осознается трудно. Методика работы над изобразительно-выразительными средствами языка состоит в наблюдении над ними в поэтическом тексте, выделении таких средств, их интерпретации. Как правило, работа по усвоению образных средств на уроке чтения осуществляется с помощью вопросов, например работа с эпитетами стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»: «Почему поэт называет борозду праздной? Как вы понимаете выражение отдыхающее поле?» [2] Среди тропов сравнение, в котором сопоставляются два предмета или явления по общему признаку, является более предпочтительным для наблюдения на уроке литературного чтения. Логичным является последующее наблюдение за метафорой, которая представляет собой перенос наименования с одного предмета па другой; ее часто называют скрытым сравнением. Отсутствие второго предмета в образной конструкции метафоры затрудняет ее понимание младшими школьниками. Среди фигур речи следует отметить инверсию, которая часто используется в поэтическом тексте для придания ему торжественности: «Люблю я пышное природы увяданье…» (А. С. Пушкин). Это обстоятельство следует учитывать при заучивании наизусть лирических произведений учащимися.

Особого внимания требует подготовительная работа к восприятию лирического произведения. В силу субъективности изображения основной задачей подготовительной работы перед лирическим произведением является создание необходимого эмоционального настроя, для чего полезно послушать соответствующую музыку. Перед восприятием пейзажной лирики можно организовать экскурсию, которая поможет понять образы поэтического произведения. Первичное чтение лирического стихотворения не следует поручать учащимся, лучше это сделать самому учителю посредством выразительного чтения его наизусть. Итоговой формой работы над поэтическим произведением является, как правило, выразительное чтение его наизусть.

  • [1] См.: Введение в литературоведение: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования. С. 163.
  • [2] Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учрежд.: в 2 ч. Ч. 1. С. 68.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой