Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Упражнения, направленные на отработку лексических навыков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, упражнение да должно быть направлено на то, чтобы ученик усовершенствовал свой способ выполнения действия. Именно поэтому упражнение должно включать в себя многократность повторения действия, однако одно упражнение никогда не даст конечного эффекта, даже по отношению к частной промежуточной цели. Поэтому следует согласовать упражнения для получения большего эффекта запоминания… Читать ещё >

Упражнения, направленные на отработку лексических навыков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чтобы развить рецептивные лексические навыки, необходима опора на зрительно-слуховые признаки ЛЕ, которые непосредственно касаются произношения, структуры и грамматического оформления. Следует выделить:

  • 1. Графико-акустические и структурные признаки, существенные для распознания (суффиксы, основы и окончания, префиксы, ударение, типичные звуковые комплексы, их дифференциация от исходных);
  • 2. Различные группировки ЛЕ в соответствии с их семантическими классами и формальными признаками слов, обозначающих место, возраст, время, предметы одежды, цвет, эмоции, чувства и т. п.;
  • 3. Воспроизведение и реконструкция ЛЕ, частично или полностью пропущенных в речевом образце, для более успешной выработки словесного стереотипа, который мог бы обеспечить полноценное воспроизведение и восприятие целостного явления на основе части составляющих его символов;
  • 4. Выделение в речевом образце словосочетаний, синтагм, образующих значимые группировки слов.

Во-первых, в упражнении всегда должна быть цель. Естественно, какое-либо упражнение может иметь и побочный эффект, т. е. одновременно работать на те механизмы, на формирование коих оно не направлено. Тем не менее, это также важно использовать в обучении, хотя важнее определить в каждом упражнении его основную цель.

Во-вторых, упражнение — это не просто беспорядочное делание, это структура, которая имеет определенную цель, направленную на отработку определенных навыков.

В-третьих, упражнение да должно быть направлено на то, чтобы ученик усовершенствовал свой способ выполнения действия. Именно поэтому упражнение должно включать в себя многократность повторения действия, однако одно упражнение никогда не даст конечного эффекта, даже по отношению к частной промежуточной цели. Поэтому следует согласовать упражнения для получения большего эффекта запоминания и тренировки.

Каждое упражнение должно выполнять то, на что оно направлено. Это одно из главных правил методики преподавания любого упражнения. Другими словами — упражнение должно быть адекватным. «Адекватность упражнения» — одно из важнейших понятий. Оно означает способность, потенциальную возможность упражнения служить одной цели [13].

Рассмотрим классификацию Пассова Е.И.

  • 1. Языковые упражнения. К ним относятся:
    • а) фонетические
    • б) грамматические в) лексические;

Все языковые упражнения (ЯУ в дальнейшем) сами по себе основаны на принципе применения знаний, ибо они фокусируются на постоянном обращении к ранее запомненному правилу (дискурсивно-логическое мышление). Зачастую правило имеет большой объем, а какую его часть следует применить в конкретный момент, учащийся обязан определить самостоятельно, интуитивно. Все внимание направлено на способ усовершенствования его действий; цель действия и содержание здесь теряются.

2. Переводные упражнения.

Эта группа упражнений является достаточно эффективной, но также имеет некоторые недостатки:

  • а) отнимает массу времени;
  • б) предъявляет комплекс трудностей; в) распыляет внимание;
  • 3. Трансформационные.

Из самого названия можно понять, что данные упражнения помогают с процессом трансформации. Вопрос в речи конструируется не из повествовательного предложения, а по аналогии со структурой вопроса. Доказано, что пассивная конструкция возникает сама, а не трансформируется из активной, так как имеет специфичную ситуативную обусловленность.

4. Подстановочные Принцип данных упражнений заключается в том, что ученик подставляет подсказываемые ему ЛЕ в определённую имеющуюся структуру.

  • 5. Речевые — развивают речевое умение.
  • 6. Вопросно-ответные.

Эти упражнения широко используются. Они имеют нижеследующие характеристики:

  • а) психологически просты по способу выполнения (спрашивать и отвечать — привычно);
  • б) имитируют общение;
  • в) позволяют работать в быстром темпе;

Можно сделать вывод из всего вышесказанного — классификация Е. И. Пассова психологически и методически обоснована, в свое время она была наиболее проработанной и эффективной, но сегодня она практически не пользуется популярностью.

Усвоение лексической стороны речи предполагает прохождение определённых этапов:

  • 1. автоматизация лексических единиц;
  • 2. семантизация лексических единиц;
  • 3. дальнейшее совершенствование лексических единиц.

Упражнения имеют эффект только при соблюдении некоторого количества требований к ним: соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, сознательный подход учащегося к их выполнению. Первыми следует отметить упражнения, которые направлены на запоминание и заучивание учебного материала.

Затем те, которые заостряют внимание на воспроизведении и применении раннее усвоенного материала, а также на самостоятельное воспроизведение выученного материала в любой ситуации. Более того, следует выделить и упражнения, которые требуют творческий подход, с помощью которого можно включить новый материал в систему уже усвоенных знаний, навыков и умений. Также необходимы проблемно-поисковые упражнения, формирующие способность к догадке и интуиции.

Автоматизация является процессом формирования лексических навыков и умений, процесс усвоения речи и для речи. Автоматизация слов на дотекстовом этапе предугадывает не только «первичное закрепление», а конкретное дорабатывание владения словом (порцией слов) до уровня навыка. Это принципиально разные задачи [13].

Что нужно, чтобы применять слова в речи:

  • 1. припомнить слово (здесь происходит, как говорят психологи вызов слова; оно переходит из долговременной памяти в операционную);
  • 2. мгновенно соединять это слово с предшествующим или последующим; при этом сочетание обязано быть нормативным;
  • 3. верно выбрать сочетание лексической единицы в зависимости от ситуации и др. факторов.

Выводы — памятка. Наконец, в работе над лексической стороной речи нужно:

  • 1) блюсти принцип устного опережения: сформировывать лексические навыки над работой с текстом;
  • 2) работать не над изолированным одним словом, а в контексте, начиная с предъявления слова в процессе семантизации;
  • 3) особенный интерес уделять сочетаемости лексических единиц;
  • 4) любое слово «пропускать» через все анализаторы;
  • 5) употреблять методы семантизации в зависимости от методической типологии лексики;
  • 6) методологически целенаправлено применять иллюстративную и языковую наглядность в зависимости от возраста учащихся, класса, цели, характера использованного материала, стадии работы;
  • 7) кропотливо выбирать задания, соответствующие по характеру установленной цели;
  • 8) тщательно обдумывать очередность упражнений в процессе автоматизации;
  • 9) достигать наибольшей повторяемости и комбинированности лексических единиц. Соблюдать основные задачи всякого этапа при совершенствовании лексических навыков;
  • 10) проверку знаний слов исполнять лишь через владение ими, а не путём их выборочного опроса;
  • 11) на одном уроке усваивать только одно значение какого-либо многозначного слова.

Исходя из вышерассмотренного, можно сделать вывод, что классификация Пассова Е. И. неэффективна на сегодняшний день, но по суждению автора упражнение — это распространенный метод при работе с лексическим материалом.

Семантизация есть процесс выявления смысла слова. Этот процесс обязан быть и экономным во времени, и действенным для запоминания. Дабы он был таковым, преподаватель обязан разбираться в вопросах, о которых далее будет идти речь.

Семантизация исполняется разными методами:

  • 1) беспереводные 2) переводные Беспереводные:
    • • демонстрация вещей, жестов, действий, картин, рисунков;
    • • обнаружение значений слов на ИЯ, для чего могут употребляться: а) определение (дефиниция) — описание смысла слова;

Ex. Cinemа-theаtre where films аre shоwn.

б) перечисление;

Ex. Dоgs, cаts, cоws, hоrses, pigs, аre аnimаls.

в) семантизация с помощью синонимов, либо антонимов;

Ex. Cоld — wаrm, quick — slоw.

г) определение слова на базе контекстуального предположения, значения фактов;

Ex. Cоlumbus discоvered Аmericа in 1492.

д) определение слова на основе его внутренней формы.

Ex. Известная основа и знакомые словообразовательные составляющие: wоrker, teаcher; сложные слово, состоящее из двух компонентов: аrm-chаir, fооtbаll; слова, подобные по написанию и звучанию в родном языке: pаtriоt, revоlutiоn.

Переводные:

  • • замена слова (сочетания слов или оборота) подходящим эквивалентом родного языка;
  • • перевод-истолкование, при котором кроме эквивалента на родном языке учащимся сообщают сведения о совпадении (либо расхождении) в объёме значения;

Ex. Big — большой (означает величину, размер); Greаt — большой (знаменитый, великий).

Необходимые виды лексических знаний:

Исходя из описанных параметров лексических единиц, можно более точно определить виды лексических знаний. К ним относятся:

  • 1) фонетические, нужные для развития произносительных навыков на базе слухо-моторных образов лексических единиц;
  • 2) знания в области графики и орфографии для написания слов и их определения в тексте на базе словесных визуально-графических образов;
  • 3) знания в области грамматики, связанные с образованием словоформ;
  • 4) знания семантики изучаемых лексических единиц, нужные для образования осознанных словосочетаний;
  • 5) знания, связанные с правилами сочетаемости этих слов в ИЯ, которые нередко схожи с их сочетаемостью в родном, что дает основную трудность словоупотребления.

Но, как уже подмечалось, изучение лексических знаний — только первый и не самый основной шаг в овладении лексикой. Главный центр тяжести приходится на формирование лексических навыков.

Из-за того, что лексика употребляется как в ходе репродукции при письме и говорении, так и в ходе рецепции при аудировании и чтении, то нужно распознавать репродуктивные и рецептивные лексические навыки. Навыки — это закреплённые операции с использованным материалом (в предоставленном случае лексическим).

Рассмотрим состав лексических операций, входящих в разные виды речевой деятельности.

  • 1. При репродукции к составу лексических операций относятся:
    • • Пребывание в долговременной памяти и актуализации подходящей лексической единицы по моментальному импульсу, исходящему из речевого центра и связанному с намерением что-то высказать, благодаря которому создается содержание выражения;
    • • Сочетание между собой «найденных», таким образом и включённых в оперативную память лексических единиц с соблюдением правил лексической и грамматической сочетаемости соответствующих норме данного языка;

Применение лексических единиц (путём их произношения или написания) в составе синтагмы и фраз (внешне — речевое воспроизведение).

  • 2. При рецепции выполняются последующие лексические операции:
    • • Ознакомление и выделение лексических единиц из речевой цепи в процессе слушания (чтения);
    • • Семантизация лексических единиц (с учётом их синтагменной, фразовой и сверхфразовой аранжировки);
    • • Соединение (интеграция) лексических значений в ходе формирования синтагменного, фразового и сверхфразового значения [13].
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой