Упражнения, направленные на отработку лексических навыков
![Реферат: Упражнения, направленные на отработку лексических навыков](https://gugn.ru/work/7771625/cover.png)
В-третьих, упражнение да должно быть направлено на то, чтобы ученик усовершенствовал свой способ выполнения действия. Именно поэтому упражнение должно включать в себя многократность повторения действия, однако одно упражнение никогда не даст конечного эффекта, даже по отношению к частной промежуточной цели. Поэтому следует согласовать упражнения для получения большего эффекта запоминания… Читать ещё >
Упражнения, направленные на отработку лексических навыков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чтобы развить рецептивные лексические навыки, необходима опора на зрительно-слуховые признаки ЛЕ, которые непосредственно касаются произношения, структуры и грамматического оформления. Следует выделить:
- 1. Графико-акустические и структурные признаки, существенные для распознания (суффиксы, основы и окончания, префиксы, ударение, типичные звуковые комплексы, их дифференциация от исходных);
- 2. Различные группировки ЛЕ в соответствии с их семантическими классами и формальными признаками слов, обозначающих место, возраст, время, предметы одежды, цвет, эмоции, чувства и т. п.;
- 3. Воспроизведение и реконструкция ЛЕ, частично или полностью пропущенных в речевом образце, для более успешной выработки словесного стереотипа, который мог бы обеспечить полноценное воспроизведение и восприятие целостного явления на основе части составляющих его символов;
- 4. Выделение в речевом образце словосочетаний, синтагм, образующих значимые группировки слов.
Во-первых, в упражнении всегда должна быть цель. Естественно, какое-либо упражнение может иметь и побочный эффект, т. е. одновременно работать на те механизмы, на формирование коих оно не направлено. Тем не менее, это также важно использовать в обучении, хотя важнее определить в каждом упражнении его основную цель.
Во-вторых, упражнение — это не просто беспорядочное делание, это структура, которая имеет определенную цель, направленную на отработку определенных навыков.
В-третьих, упражнение да должно быть направлено на то, чтобы ученик усовершенствовал свой способ выполнения действия. Именно поэтому упражнение должно включать в себя многократность повторения действия, однако одно упражнение никогда не даст конечного эффекта, даже по отношению к частной промежуточной цели. Поэтому следует согласовать упражнения для получения большего эффекта запоминания и тренировки.
Каждое упражнение должно выполнять то, на что оно направлено. Это одно из главных правил методики преподавания любого упражнения. Другими словами — упражнение должно быть адекватным. «Адекватность упражнения» — одно из важнейших понятий. Оно означает способность, потенциальную возможность упражнения служить одной цели [13].
Рассмотрим классификацию Пассова Е.И.
- 1. Языковые упражнения. К ним относятся:
- а) фонетические
- б) грамматические в) лексические;
Все языковые упражнения (ЯУ в дальнейшем) сами по себе основаны на принципе применения знаний, ибо они фокусируются на постоянном обращении к ранее запомненному правилу (дискурсивно-логическое мышление). Зачастую правило имеет большой объем, а какую его часть следует применить в конкретный момент, учащийся обязан определить самостоятельно, интуитивно. Все внимание направлено на способ усовершенствования его действий; цель действия и содержание здесь теряются.
2. Переводные упражнения.
Эта группа упражнений является достаточно эффективной, но также имеет некоторые недостатки:
- а) отнимает массу времени;
- б) предъявляет комплекс трудностей; в) распыляет внимание;
- 3. Трансформационные.
Из самого названия можно понять, что данные упражнения помогают с процессом трансформации. Вопрос в речи конструируется не из повествовательного предложения, а по аналогии со структурой вопроса. Доказано, что пассивная конструкция возникает сама, а не трансформируется из активной, так как имеет специфичную ситуативную обусловленность.
4. Подстановочные Принцип данных упражнений заключается в том, что ученик подставляет подсказываемые ему ЛЕ в определённую имеющуюся структуру.
- 5. Речевые — развивают речевое умение.
- 6. Вопросно-ответные.
Эти упражнения широко используются. Они имеют нижеследующие характеристики:
- а) психологически просты по способу выполнения (спрашивать и отвечать — привычно);
- б) имитируют общение;
- в) позволяют работать в быстром темпе;
Можно сделать вывод из всего вышесказанного — классификация Е. И. Пассова психологически и методически обоснована, в свое время она была наиболее проработанной и эффективной, но сегодня она практически не пользуется популярностью.
Усвоение лексической стороны речи предполагает прохождение определённых этапов:
- 1. автоматизация лексических единиц;
- 2. семантизация лексических единиц;
- 3. дальнейшее совершенствование лексических единиц.
Упражнения имеют эффект только при соблюдении некоторого количества требований к ним: соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, сознательный подход учащегося к их выполнению. Первыми следует отметить упражнения, которые направлены на запоминание и заучивание учебного материала.
Затем те, которые заостряют внимание на воспроизведении и применении раннее усвоенного материала, а также на самостоятельное воспроизведение выученного материала в любой ситуации. Более того, следует выделить и упражнения, которые требуют творческий подход, с помощью которого можно включить новый материал в систему уже усвоенных знаний, навыков и умений. Также необходимы проблемно-поисковые упражнения, формирующие способность к догадке и интуиции.
Автоматизация является процессом формирования лексических навыков и умений, процесс усвоения речи и для речи. Автоматизация слов на дотекстовом этапе предугадывает не только «первичное закрепление», а конкретное дорабатывание владения словом (порцией слов) до уровня навыка. Это принципиально разные задачи [13].
Что нужно, чтобы применять слова в речи:
- 1. припомнить слово (здесь происходит, как говорят психологи вызов слова; оно переходит из долговременной памяти в операционную);
- 2. мгновенно соединять это слово с предшествующим или последующим; при этом сочетание обязано быть нормативным;
- 3. верно выбрать сочетание лексической единицы в зависимости от ситуации и др. факторов.
Выводы — памятка. Наконец, в работе над лексической стороной речи нужно:
- 1) блюсти принцип устного опережения: сформировывать лексические навыки над работой с текстом;
- 2) работать не над изолированным одним словом, а в контексте, начиная с предъявления слова в процессе семантизации;
- 3) особенный интерес уделять сочетаемости лексических единиц;
- 4) любое слово «пропускать» через все анализаторы;
- 5) употреблять методы семантизации в зависимости от методической типологии лексики;
- 6) методологически целенаправлено применять иллюстративную и языковую наглядность в зависимости от возраста учащихся, класса, цели, характера использованного материала, стадии работы;
- 7) кропотливо выбирать задания, соответствующие по характеру установленной цели;
- 8) тщательно обдумывать очередность упражнений в процессе автоматизации;
- 9) достигать наибольшей повторяемости и комбинированности лексических единиц. Соблюдать основные задачи всякого этапа при совершенствовании лексических навыков;
- 10) проверку знаний слов исполнять лишь через владение ими, а не путём их выборочного опроса;
- 11) на одном уроке усваивать только одно значение какого-либо многозначного слова.
Исходя из вышерассмотренного, можно сделать вывод, что классификация Пассова Е. И. неэффективна на сегодняшний день, но по суждению автора упражнение — это распространенный метод при работе с лексическим материалом.
Семантизация есть процесс выявления смысла слова. Этот процесс обязан быть и экономным во времени, и действенным для запоминания. Дабы он был таковым, преподаватель обязан разбираться в вопросах, о которых далее будет идти речь.
Семантизация исполняется разными методами:
- 1) беспереводные 2) переводные Беспереводные:
- • демонстрация вещей, жестов, действий, картин, рисунков;
- • обнаружение значений слов на ИЯ, для чего могут употребляться: а) определение (дефиниция) — описание смысла слова;
Ex. Cinemа-theаtre where films аre shоwn.
б) перечисление;
Ex. Dоgs, cаts, cоws, hоrses, pigs, аre аnimаls.
в) семантизация с помощью синонимов, либо антонимов;
Ex. Cоld — wаrm, quick — slоw.
г) определение слова на базе контекстуального предположения, значения фактов;
Ex. Cоlumbus discоvered Аmericа in 1492.
д) определение слова на основе его внутренней формы.
Ex. Известная основа и знакомые словообразовательные составляющие: wоrker, teаcher; сложные слово, состоящее из двух компонентов: аrm-chаir, fооtbаll; слова, подобные по написанию и звучанию в родном языке: pаtriоt, revоlutiоn.
Переводные:
- • замена слова (сочетания слов или оборота) подходящим эквивалентом родного языка;
- • перевод-истолкование, при котором кроме эквивалента на родном языке учащимся сообщают сведения о совпадении (либо расхождении) в объёме значения;
Ex. Big — большой (означает величину, размер); Greаt — большой (знаменитый, великий).
Необходимые виды лексических знаний:
Исходя из описанных параметров лексических единиц, можно более точно определить виды лексических знаний. К ним относятся:
- 1) фонетические, нужные для развития произносительных навыков на базе слухо-моторных образов лексических единиц;
- 2) знания в области графики и орфографии для написания слов и их определения в тексте на базе словесных визуально-графических образов;
- 3) знания в области грамматики, связанные с образованием словоформ;
- 4) знания семантики изучаемых лексических единиц, нужные для образования осознанных словосочетаний;
- 5) знания, связанные с правилами сочетаемости этих слов в ИЯ, которые нередко схожи с их сочетаемостью в родном, что дает основную трудность словоупотребления.
Но, как уже подмечалось, изучение лексических знаний — только первый и не самый основной шаг в овладении лексикой. Главный центр тяжести приходится на формирование лексических навыков.
Из-за того, что лексика употребляется как в ходе репродукции при письме и говорении, так и в ходе рецепции при аудировании и чтении, то нужно распознавать репродуктивные и рецептивные лексические навыки. Навыки — это закреплённые операции с использованным материалом (в предоставленном случае лексическим).
Рассмотрим состав лексических операций, входящих в разные виды речевой деятельности.
- 1. При репродукции к составу лексических операций относятся:
- • Пребывание в долговременной памяти и актуализации подходящей лексической единицы по моментальному импульсу, исходящему из речевого центра и связанному с намерением что-то высказать, благодаря которому создается содержание выражения;
- • Сочетание между собой «найденных», таким образом и включённых в оперативную память лексических единиц с соблюдением правил лексической и грамматической сочетаемости соответствующих норме данного языка;
Применение лексических единиц (путём их произношения или написания) в составе синтагмы и фраз (внешне — речевое воспроизведение).
- 2. При рецепции выполняются последующие лексические операции:
- • Ознакомление и выделение лексических единиц из речевой цепи в процессе слушания (чтения);
- • Семантизация лексических единиц (с учётом их синтагменной, фразовой и сверхфразовой аранжировки);
- • Соединение (интеграция) лексических значений в ходе формирования синтагменного, фразового и сверхфразового значения [13].