Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принцип равноправия и самоопределение народов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип сотрудничества как правовая категория вытекает, в частности, из положений ст. 55 и 56 Устава ООН, согласно которым государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры… Читать ещё >

Принцип равноправия и самоопределение народов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В п. 2 ст. 1 Устава ООН указано, что одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов». В ст. 55 эта цель конкретизируется, тесно увязывается с задачей повышения уровня жизни, решением международных проблем в экономиче;

Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 1999. С. 122.

ской и социальной областях, в сферах здравоохранения, образования, культуры, соблюдения прав человека и т. п. Принцип равноправия и уважения, самоопределения народов получает свое подтверждение и развитие во Всеобщей декларации о правах человека 1948 г., Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларации о принципах международного права 1970 г. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ подчеркнуто особое право народов распоряжаться своей судьбой.

Принцип сотрудничества государств.

Принцип сотрудничества как правовая категория вытекает, в частности, из положений ст. 55 и 56 Устава ООН, согласно которым государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры. В ст. 55 Устава ООН указывается на наличие обязанности членов ООН сотрудничать с ООН и друг с другом в достижении целей, предусмотренных Уставом ООН. Формы сотрудничества, их объем зависят от потребностей, территориальных ресурсов государств, внутреннего законодательства, принятых на себя международных обязательств и других факторов.

Современное международное морское право устанавливает нормы, отклонение от которых также невозможно, даже путем соглашения между государствами. Всеобщность официального признания указанных норм и длительная международная практика свидетельствуют о том, что в морепользовании также сложились следующие императивные нормы, которые могут быть отнесены к принципам морского права1:

  • 1) свобода открытого моря;
  • 2) справедливое разграничение (применяется при делимитации морских пространств между государствами, побережье которых смежно или противолежаще);
  • 3) иммунитет военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях;
  • 4) обязательность доступа к морю государств, не имеющих к нему выхода;
  • 5) запрет пиратства и работорговли.

Нормы международного морского права неоднородны по содержанию и форме. Их можно классифицировать по различным основаниям (например, в разделе «Классификация норм международного права» учебника по международному праву Ю. М. Колосова и В. И. Кузнецова нормы международного морского права делятся на универсальные (регулируют отношения всех субъектов) и по способу (методу) правового регулирования — на диспозитивные и императивные)[1][2]. По форме они делятся на два вида: документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).

По субъектно-территориальной сфере действия нормы морского права можно разделить на универсальные, региональные, локальные и внутригосударственные.

Универсальные нормы — это правила, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большинством или всеми государствами потому, что в объекте регулируемых ими отношений заинтересованы все государства.

Региональные нормы — это правила, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств или имеющие вполне определенный пространственный предел действия.

Локальные нормы регулируют двусторонние или многосторонние отношения между государствами по вполне конкретному предмету отношений и могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия.

По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии), запрещающие — предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое оружие), управомочивающие (например, признание права каждого государства на морские научные исследования).

Наконец, применяется деление норм на материальные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, и процессуальные, регламентирующие организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т. п.).

Проблема соотношения различных норм является важной для всякого права, в том числе и международного. Различия в применении правовых норм к конкретным случаям межгосударственных отношений на море обусловлены отличием реальных отношений, возникающих в процессе эксплуатации морских пространств от действующей нормативной модели. Юридическая функция общих норм заключается в нормативном регулировании отношений между субъектами международного права. Указанные нормы представляют собой единый общеобязательный масштаб поведения субъектов и служат оценочным критерием деятельности в межгосударственной сфере. Сам факт их существования определяет оценку деятельности как правомерной или неправомерной и таким путем ее соответствия интересам взаимодействующих субъектов и более широкого круга государств1.

Вместе с тем реальные отношения, складывающиеся по поводу использования морских пространств, всегда богаче, разнообразнее и динамичнее общей международно-правовой нормативной модели. Различия между ними в какой-то степени нивелируют частные (индивидуальные) или специальные нормы[3][4].

В энциклопедических источниках под «специальными нормами» права понимаются те, которые действуют в отношении определенной категории лиц, органов или организаций[5]. В данном издании под специальной мы понимаем норму, которая, будучи по своему характеру как международной, так и внутригосударственной, регулирует отношения между субъектами при наличии дополнительных названных в ее гипотезе фактов, обусловливающих действие специального, а не общего правила.

Специальные нормы призваны существенно дополнять и детализировать общие нормы, однако в какой-то мере они и ограничивают последние, создавая конкуренцию или противоречия, которые теоретически должны разрешаться в пользу общих норм. Тем не менее на практике, если общая и специальная нормы конкурируют, то мореплавателю приходится соблюдать норму специальную. В частности, такие примеры можно найти в отношении правил прохода через территориальное море государственных судов или судов, имеющих специальные характеристики, а также в отношении установления прибрежными государствами ограничений на плавание в определенных районах территориального моря.

Что касается морского частного права, то кроме перечисленных выше общих принципов международного публичного права оно оперирует и специальным принципом, который может быть сформулирован как принцип автономии воли сторон. Под автономией воли принято понимать институт, объединяющий нормы, которые регулируют вопросы, возникающие вследствие заключения сторонами договора соглашения о праве, применимом к их отношениям.

Нормы морского коммерческого права имеют ту же природу, что и нормы международного частного права. Последние принято называть коллизионными, конфликтными, отсылочными или правоприменительными.

Назначение коллизионных норм заключается в определении права, которое должно быть применено к отношениям, возникающим в условиях международного общения, когда на регулирование таких отношений может претендовать правопорядок нескольких государств и необходимо разрешить возникшую коллизию. Коллизионные нормы частного права разрешают эту коллизию, подчиняя отношения с иностранным элементом праву определенной страны.

Согласно традиционному представлению нормы международного частного права включают два основных элемента:

  • — объем — указание на те отношения, к которым должна применяться коллизионная норма;
  • — привязка — указание на подлежащее применению право (международное, своей страны или иного государства).

Во втором случае речь идет, как правило, на указание конкретного общего признака, на основании которого определяется применимое право. Такие общие признаки сводятся к следующим шести формулам прикрепления:

  • 1) личный закон участников отношений (закон гражданства, закон национальности юридического лица, закон местонахождения или местожительства) — lex personalis;
  • 2) закон места нахождения имущества — lex rei sitae;
  • 3) закон места совершения акта (правомерного — при сделках, неправомерного — при деликтах) — lex loci actus;
  • 4) закон места осуществления деятельности — lex loci activitis;
  • 5) закон суда (арбитража), разрешающего спор, — lex fori;
  • 6) закон, с которым данное отношение наиболее тесно связано, — lex causae.

Принято различать национально-правовые и международно-правовые коллизионные нормы. Различие проявляется как в сфере действия, так и применения. Сфера действия коллизионных норм, предусмотренных международным договором, значительно шире, так как они применяются всеми участниками международных договоров при полном тождестве их редакции.

Кроме того, коллизионные нормы делятся на диспозитивные, императивные и относительно императивные. Императивная норма означает недопустимость отступления от предусмотренных обязательств, а диспозитивная подразумевает автономию воли сторон при заключении международных сделок. Относительно императивные — это нормы, отступление от которых допускается при наличии определенных, заранее зафиксированных условий.

Коллизионные нормы также могут быть разделены на односторонние и двусторонние. Первые определяют пределы применения только одного, обычно собственного, права, вторые сформулированы более широко и устанавливают пределы применения как отечественного, так и иностранного права.

Исходя из содержания и назначения, коллизионные нормы могут быть дополнительными (или субсидиарными). Особенность таких норм заключается в их установлении пока только для отношений договорного права с учетом того, что именно в этой области возникают наиболее сложные спорные вопросы.

Особую и пока немногочисленную группу норм составляют те, которые содержат отсылки не к праву какой-либо страны, а к положениям соответствующего международного договора, устанавливающего унифицированную коллизионную привязку по конкретному вопросу.

Реализация норм международного права в национальном законодательстве осуществляется в определенных правовых формах, которые можно классифицировать в зависимости от вариантов непосредственного применения:

  • 1) самостоятельное применение норм международных договоров и иных источников без прямого участия норм национального законодательства, но не вне сферы их воздействия;
  • 2) совместное применение норм международных договоров и «родственных» норм национального законодательства, что связано с функционированием обозначенных выше правоприменительных комплексов;
  • 3) приоритетное применение норм международных договоров вместо норм национального законодательства при их взаимном несоответствии, т. е. в коллизионных ситуациях.

В большинстве государств нормы международного частного права, и морского в частности, содержатся в различных отраслях внутреннего права и, следовательно, в различных нормативных актах. Немногие государства имеют единые кодифицирующие акты в области международного частного права, в связи с чем в развитии нормативной базы частного права все более решающую роль играют международные договоры, поскольку они позволяют создать унифицированные нормы не только коллизионно-правового, но и материально-правового характера. Международная унификация позволяет устранять объективно существующие различия в правовом регулировании гражданско-правовых отношений в каждом государстве. Данное обстоятельство создает предпосылки для единообразия правоприменительной практики, а следовательно, для широкого развития экономических и иных связей между субъектами различных государств.

Реализация норм морского права представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями. Нередко требуются дополнительные правовые и (или) организационные меры со стороны государств для своевременного, всестороннего и полного осуществления норм морского права. Тогда процесс реализации может включать два вида деятельности:

  • а) правовое и организационное обеспечение реализации, включающее обеспечительное нормотворчество, контроль и право применения;
  • б) непосредственная фактическая деятельность по достижению социально значимых результатов (например, пресечение незаконного рыболовства или запрет на добычу минеральных ресурсов), в результате которой субъекты достигают определенного состояния, сохранения или упразднения предмета или явления.

Государства должны обеспечить согласование их законов и практики с обязательствами по международному праву. Реализация норм международного права — проблема не только сугубо юридическая, но также социальная и политическая. Задача морского права — закрепление в юридической форме прав и обязанностей субъектов и обеспечение функционирования определенной системы отношений. В связи с этим эффективность международного права и его норм зависит, в конечном счете, от наличия соответствующих политических, социальных, экономических и других предпосылок — от состояния самих международных отношений и внутригосударственного правопорядка.

  • [1] Юридическое содержание принципов морского права излагается в последующих разделахкниги.
  • [2] Колосов IO. М., Кузнецов В. И. Международное право. М.: Международные отношения, 1996.
  • [3] ЛукашукИ. И. Нормы международного права в международной нормативной системе / Институтгосударства и права РАЕН. М.: Спарк, 1997. С. 115.
  • [4] Юридический энциклопедический словарь / под ред. А. Сухарева. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 196.
  • [5] Энциклопедический юридический словарь / под ред. В. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 254.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой