Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституции стран латинской америки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мере дальнейших успехов мексиканского рабочего движения ст. 123 дополнялась новыми положениями, содержащими уступки в области социального обеспечения, жилищного строительства и т. п. В целом эта статья модернизировалась и подвергалась изменениям 47 раз, то есть больше, чем любая другая статья конституции. Мексиканская Конституция отчетливо отразила и некоторые другие новые тенденции в развитии… Читать ещё >

Конституции стран латинской америки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституционный строй Мексики

В Мексике действовали три основных закона. Конституция 1824 г. учредила федеративную систему, образцом для которой стала федеративная система США Конституция 1857 г. предоставила многие политические и гражданские права. Мексиканская революция 1910;1917 гг. положила конец одному из самых антинародных и жестоких на континенте режимов П. Диаса, узурпировавшего президентскую власть, подчинившего себе практически все государственные органы. В Мексике при Диасе говорили, что «желание стать президентом — это болезнь со смертельным исходом»[1].

Правящая в то время политическая группировка так называемых сьентификос (ученых) исходила из того, что развитие Мексики должно идти не путем внутренних реформ, а в результате привлечения иностранного капитала. Законодательство этого времени предоставило полную свободу деятельности иностранным, особенно американским, компаниям.

На основе Закона «О колонизации пустошей» специальные межевые компании требовали от неграмотных крестьян-индейцев предъявления документов с указанием на «законные основания» владения. Таким образом, межевые компании конфисковывали крестьянские земли, переходившие затем в руки латифундистов и иностранных нефтяных компаний.

В 1910 г. в Мексике вспыхнула революция, в ходе которой была свергнута диктатура Диаса. Революция, начавшаяся как верхушечная, как обычный протест либералов против ненавистного авторитарного режима, по мере своего развития вылилась в широкое антифеодальное и антиимпериалистическое движение, направленное прежде всего против североамериканской экспансии.

В 1917 г. была принята новая Конституция Мексики. Как продукт революции 1910;1917 гг. она отразила, хотя и в измененной форме, ряд требований народных масс. Конституция Мексики на момент ее принятия была наиболее радикальным из всех существовавших тогда в мире конституционных документов.

Конституция 1917 г. приспособила к новым историческим условиям ту модель государственной организации, которая в основных своих чертах была создана еще по конституциям 1824 и 1857 гг. «Мексиканская модель» государства исходит из федерализма, порожденного в свое время глубокой экономической и политической децентрализацией страны. В XX в. в связи с быстрым развитием капитализма в экономической и политической жизни Мексики тенденции к централизации власти являются доминирующими. Однако федерализм уже традиционно вошел в государствешгую и правовую практику страны.

Мексиканская конституция основывается на следующих принципах: права человека, национальный суверенитет, разделение властей, представительная система, федерализм, защита конституционных прав и главенство государства над церковью[2].

Устанавливалось, что только мексиканцы и мексиканские компании имеют право приобретать в собственность землю и воду, получать концессии на шахты, на добычу минерального топлива и т. д. Государство могло предоставлять такое же право иностранцам при условии, что они заявят в Министерство иностранных дел о своем согласии считать их в отношении соответствующего имущества в качестве мексиканцев. Таким образом, становилась несостоятельной «правовая» аргументация, которую неоднократно использовали правящие круги США для того, чтобы оправдать вооруженные вмешательства в латиноамериканские республики под предлогом «защиты жизни и собственности американских граждан»[3].

Мексиканская Конституция впервые в Латинской Америке прямо предусмотрела проведение аграрной реформы. Провозглашалось, что в целях «более справедливого распределения государственного имущества» должны осуществляться «необходимые меры» для раздробления латифундий, развития мелкой земельной собственности, образования новых сельскохозяйственных общин. Были объявлены недействительными произведенные при П. Диасе конфискации общинных индейских земель.

Общины, не имевшие достаточного количества земли, могли наделяться ею из государственного земельного фонда. Специальные комиссии должны были изымать в этот фонд присвоенную крупными латифундистами крестьянскую и государственную землю.

Конституция предписывала в целях «справедливого распределения общественных богатств» принятие необходимых законодательных мер по раздроблению латифундий, развитию мелкой земельной собственности, образованию новых сельскохозяйственных общин («эхидос»).

Федеральный конгресс и законодательные органы в штатах должны были в соответствии с Конституцией определить максимальную норму частного земельного владения. Нельзя было посягать лишь на мелкую земельную собственность, таковой, по Конституции, объявлялось владение, не превышающее 100 га орошаемой земли. В статье 27 содержалось также указание на то, что религиозные организации не могут приобретать недвижимое имущество, владеть таковым или принимать его в залог.

На основе ст. 27[4] была осуществлена, хотя и растянувшаяся на долгие годы и во многих отношениях непоследовательная, аграрная реформа, способствовавшая перераспределению земли в пользу общинного сектора, но при доминировании хозяйства капиталистического типа.

Отражая антимонополистические настроения пришедшей к власти национальной буржуазии, Конституция впервые в практике мирового конституционализма запретила (ст. 28)[5] монополии и «монополистическую практику ограничения торговли». Здесь же с учетом негативной практики применения антитрестовских законов в США прямо указывалось, что «не являются монополиями объединения рабочих, организованные для защиты их собственных интересов».

В целом действующая Конституция, которая была провозглашена 5 февраля 1917 г., сохранила либеральный демократический характер и значительную часть документа 1857 г., но содержала также и революционные положения. Этот документ лишил должностных лиц всех главных политических организаций права на переизбрание на второй срок и в значительной степени укрепил исполнительную власть[6].

Болес того, Конституция Мексики раньше, чем это имело место даже в развитых странах Запада, признала важные социальные права трудящихся. Специальный раздел «О труде и социальном обеспечении», состоявший из одной, но детализированной статьи (ст. 123), стал основой для принятия специального кодекса законов о труде. В этом разделе предусматривались восьмичасовой рабочий день, особые условия труда для женщин и подростков, еженедельный день отдыха и ежегодный отпуск, послеродовой отпуск для женщин и т. д. Зарплата не должна была впредь выплачиваться товарами, чеками и расписками. Впервые в перечень прав, провозглашаемых конституциями, включались право рабочих объединяться в профсоюзы и право на забастовку, хотя последнее и ослаблялось рядом оговорок: забастовки не должны сопровождаться «актами насилия» или иметь иные цели, кроме как достижение «равновесия между различными факторами производства» и т. п.

По мере дальнейших успехов мексиканского рабочего движения ст. 123[7] дополнялась новыми положениями, содержащими уступки в области социального обеспечения, жилищного строительства и т. п. В целом эта статья модернизировалась и подвергалась изменениям 47 раз, то есть больше, чем любая другая статья конституции. Мексиканская Конституция отчетливо отразила и некоторые другие новые тенденции в развитии конституционализма XX в. Так, она отступает (и в ряде случаев более решительно, чем Веймарская конституция Германии 1919 г.) от традиционных идей индивидуализма. В ней делается упор на «социальную справедливость», на «гармонию частных и общественных интересов», а поэтому и государство рассматривается как основной инструмент сглаживания социальной напряженности и конфликтов. Необходимость укрепления экономической самостоятельности и ускорения научно-технического прогресса надолго предопределила особую экономическую и социальную роль государства в Мексике. Конституция по сути дела отказалась от традиционного экономического либерализма и предусмотрела рост вмешательства государства в различные сферы общественной жизни на основе «социального партнерства». Следует отметить, что экономическая и социальная функции государства в Мексике и до сих пор далеко не исчерпали своего прогрессивного содержания. Об этом свидетельствует, в частности, ряд мер по защите национальной экономики от иностранного капитала, предпринятых правительством Мексики в 30-х, а затем в 70−80-х гг., а также растянувшаяся на десятилетия аграрная реформа, и т. д.

Официально Мексика имеет федеральную форму правления. Фактически политическая власть сконцентрирована в руках национального правительства в городе Мехико.

В рамках Конституции 1917 г. федеральное устройство получило даже дальнейшее развитие. Конституция признает суверенитет штатов и их право на самостоятельную конституцию, но приоритет федерации в политической жизни страны является очевидным и обеспечивается с номощью целого ряда конституционных и неконституционных механизмов, в частности, института так называемой федеральной интервенции. Верховная власть в федерации организуется согласно принципу разделения властей, который давно укоренился в латиноамериканских республиках, хотя и продемонстрировал неспособность достичь той цели, ради которой он введен, то есть предотвратить концентрацию власти в одних руках, а следовательно, и авторитаризм[8].

По традиции, свойственной разделенной федеральной власти, Конституция Мексики на первое место выдвигает законодательную власть, скрупулезно определяя структуру и компетенцию Федерального конгресса, организацию и специальные полномочия палаты депутатов и сената, порядок разработки и утверждения законов и т. д. Последующие поправки к Конституции, особенно в 1977 г., расширили полномочия конгресса в сфере экономики и по контролю за внешнеполитической деятельностью правительства.

Фактически стержнем в конституционном механизме Мексики является президент. Нго особое место в системе органов федеральной власти определяется тем, что Мексика по форме правления — типично президентская республика. В руках президента совмещаются функции главы государства и главы исполнительной власти. В этом качестве президент осуществляет представительские функции, руководит всем государственным аппаратом, возглавляет вооруженные силы, обладает реальной политической возможностью полностью контролировать законодательный процесс.

Президент избирается прямым всеобщим голосованием на один шестилетний срок. Главе исполнительной власти должно быть не менее 35 лет, он должен также жить в стране в течение года, предшествующего выборам, и быть урожденным мексиканцем. Новые выборы назначаются в случае смерти президента или его неспособности исполнять свои обязанности в течение первых двух лет срока. Кабинет состоит из 19 государственных управлений: внутренних дел, иностранных дел, обороны, военно-морского флота, финансов, энергетики и горной промышленности, торговли, сельского хозяйства и водных ресурсов, связи и транспорта, социального развития, образования, труда и социального обеспечения, президентского управления, аграрной реформы, здравоохранения и обеспечения, туризма, рыбного хозяйства, юстиции и главного контрольно-финансового управления[9].

Конституция облекает законодательной властью двухпалатный конгресс. Нижняя палата, или палата депутатов, состоит из 500 членов. Избиратели выбирают депутатов на трехлетний срок на основе всеобщего избирательного права: один депутат от каждых 250 тыс. человек населения или от его части, которая превышает 125 тыс. человек. Из 500 депутатов 300 человек выбираются по одномандатным избирательным округам; остальные 200 человек — на основе пропорционального представительства. Верхняя палата, или сенат, состоит из 128 членов, по четыре члена от каждого штата и федерального столичного округа, избираемых прямым всеобщим голосованием на шестилетний срок, с полной ротацией его членов каждые шесть лет.

Реформа 1993 г. предоставляет оппозиционным партиям не менее 25% мест в сенате. Конгресс собирается ежегодно на сессию, которая проводится с 1 сентября по 31 декабря. Во время перерыва в работе парламента законодательные полномочия принадлежат постоянной комиссии, назначаемой обеими палатами. Конституция запрещает перевыборы на все государственные посты, в том числе в обе палаты конгресса.

Следует отметить, что до начала 1990;х гг. контроль конгресса за исполнительной властью существовал только в теории; власть президента над законодательной властью была почта абсолютной — главным образом потому, что правящая Институционно-революционная партия владела львиной долей мест в обеих палатах. Институционно-революционная партия (ИРП) после своего основания в 1929 г. монополизировала власть и широко использовала финансовые ресурсы центрального правительства, чтобы сохранить свое положение. Изначально ИРП выбирала кандидатов в президенты в ходе консультаций, окончательное решение оставалось за главой исполнительного органа партии. На ведущих постах в партии чередовались функционеры из реформистской и консервативной фракций. В результате группы, прошедшие на одних выборах, имели возможность править следующие шесть лет.

Тем не менее промежуточные выборы в июле 1997 г. лишили правящую Институционно-революционную партию (ИРП) большинства в палате депутатов, хотя за ними сохранилось большинство мест в сенате[10].

Во главе федеральной судебной системы стоит Верховный суд, состоящий из 21 судьи, назначаемый президентом на шестилетний срок, с согласия сената. Верховный суд имеет судебную и административную власть над нижестоящими судами. Президент назначает также судей в 12 выездных окружных судов, состоящих из трех судей, в девяти унитарных выездных окружных судах и 68 окружных судах, состоящих из одного судьи. Законодательно были созданы суды специальной юрисдикции, в том числе налоговый суд и управление по арбитражу, отвечающее за разрешение трудовых конфликтов.

Мексика состоит из 31 штага и одного федерального округа. Каждый штат имеет свою конституцию и губернатора, который избирается всеобщим прямым голосованием. Центральный регион охватывает столичный Федеральный округ и штаты Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго, Халиско, Мехико, Мичоакан, Морелос, Пуэбла, Керетаро и Тласкала. Северный, самый большой регион, состоит из штатов Коауила, Чиуауа, Дуранго, Нуэво-Леон, Сан-Луис-Потоси, Тамаулипас и Сакатекас. Северо-Тихоокеанский регион включает штаты Нижняя Калифорния Северная, Нижняя Калифорния Южная, Наярит, Синалоа и Сонора. В Южно-Тихоокеанский район входят штаты Колима, Чьяпас, Герреро и Оахака. Регион Мексиканского залива состоит из штатов Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, Веракрус и Юкатан. Конституция наделяет штаты полномочиями, которыми не обладает центральная власть, хотя на практике мексиканские штаты имеют ограниченную реальную власть[11].

Муниципалитеты представлены во всех штатах Мексики, за исключением Федерального округа, разделенного на (городские) районы. Каждый муниципалитет административно автономен. Его жители выбирают председателя муниципалитета, который возглавляет муниципальный совет, ответственный за предоставление коммунальных услуг населению. 11редссдатсль муниципалитета нс может баллотироваться на второй срок сразу по истечении первого. Муниципальный совет состоит из председателя, членов совета и нескольких попечителей. Такой тип организации муниципалитета, возникший во времена упомянутой Мексиканской революции, называется «свободный муниципалитет».

Муниципальные власти ответственны за предоставление коммунальных услуг (в частности, вода и канализация), освещение улиц, безопасность на улицах, движение транспорта, уборку и заботу о парках, скверах и кладбищах. Они также могут помогать федеральным властям и правительству штата в организации образования, пожарной безопасности, предоставлении медицинских услуг, защиты окружающей среды, исторических и культурных памятников. Начиная с 1983 г., они могут сами собирать налоги на недвижимость и некоторые другие, хотя большая часть финансирования по-прежнему поступает от правительства штата или страны.

В целом для мексиканской политики характерно специфическое сочетание демократизма и авторитаризма. В Конституции в расширенном виде представлен традиционный набор политических и личных прав граждан вместе со специфическим мексиканским судебным порядком применения приказа о защите прав, нарушенных актами или действиями государственных органов («ампаро»).

Конституция Мексики 1917 г., как и Конституция США, является «жесткой», то есть предусматривает сложный порядок принятия поправок, но в силу особенностей дальнейшего развития политической системы она часто подвергается пересмотру. Начиная с первой реформы в июле 1921 г. Конституция претерпела 369 изменений, которые затронули 55% ее статей. Эти изменения свидетельствуют о том, что правящие круги Мексики овладели искусством своевременно приводить в действие механизм социальных уступок и политического маневрирования7*4.

Конституция Мексики, несмотря на подвижность и декларативность ряда статей, способствовала формированию относительно стабильной и вместе с тем достаточно приспособленной к меняющимся условиям политической системы. Одной из особенностей этой латиноамериканской республики является то, что уже с конца 20-х гг. армия перестала оказывать непосредственное влияние на политическую жизнь. Все это позволило стране избежать столь обычных для континента военных мятежей и государственных переворотов.

  • [1] 741 Страшун Б А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2010.С. 380.
  • [2] w Avalos F. The Mexican legal system. William S. Hein & Co., Inc., 2004.
  • [3], 4S Страшун Б Л. Указ. соч. С. 384.
  • [4] Пашков Р. В. Конституции государств (стран) мира. М., 2010. С. 853.
  • [5] Там же. С. 853.
  • [6] 74* Ганин О. В. Конституционное право зарубежных стран. Тамбов: ТГТУ, 2008. С. 100.
  • [7] Пашков Р. В. Указ. соч. С. 858.
  • [8] Маклаков В. В. Конституции ."рубежных государств. М., 2009. С. 330.
  • [9] Конституции государств (стран) мира // URL: http://worIdconstitutJons.ru/archivcs/51(дата обращения 01.10.2011).
  • [10] Кудинов О А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2010. С. 198.
  • [11] 7SJ Малько А. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2010. С. 164.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой