Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основы экологического права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хозяйственная деятельность человека приобрела фактор глобального характера, сопоставимый с действием сил самой природы. В результате стали очевидными критические пределы влияния на природу сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что… Читать ещё >

Основы экологического права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения дайной темы студент должен:

знать

  • • существенное отличие структуры и правовых методов экологического права от структуры и методов других отраслей российского права;
  • • правовые нормы, регулирующие экологические правонарушения;
  • • сущность и виды экологических конфликтов;
  • • экологические права и обязанности граждан РФ;

уметь

  • • анализировать и решать проблемы в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • • анализировать и оценивать экологическую информацию о состоянии окружающей среды;

владеть

  • • навыками оперирования основными понятиями в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • • навыками применения экологического законодательства в профессиональной деятельности.

Понятие, сущность, принципы и источники экологического права

Мы получили Землю не от своих отцов.

Мы взяли ее в долг у своих детей.

Из материалов ООН

На протяжении многих веков человек активно воздействует на природную среду в процессе ее использования для удовлетворения своих биологических и материальных потребностей. В условиях современной научно-технической революции, создания генной инженерии в агропромышленном комплексе, вступления человечества в фазы развития постиндустриального общества и современных информационных технологий, масштабы этого антропогенного воздействия резко возросли.

Хозяйственная деятельность человека приобрела фактор глобального характера, сопоставимый с действием сил самой природы. В результате стали очевидными критические пределы влияния на природу сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования самого человека.

К сожалению, Россия входит в число наиболее неблагополучных стран не только по международным критериям оценки качества окружающей природной среды, но и по данным всероссийского экологического мониторинга. Так, в 2007 г. Общественная палата Российской Федерации опубликовала доклад «О состоянии окружающей среды в России», в котором констатируется, что 15% территории страны с населением более 60 млн человек фактически относятся к зонам чрезвычайной экологической ситуации, ежегодно в стране умирает до 40 тыс. человек от превышения предельно допустимого уровня загрязнения атмосферного воздуха. Па такой стадии развития цивилизации обострение экологических проблем поставило общество перед необходимостью рациональной организации и специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экономических и экологических интересов.

Это объективно привело к появлению у государства и новой функции — экологической, целью которой является создание научно обоснованного государственного эколого-правового и эколого-экономического механизмов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В связи с этим необходимо отметить особое место правового регулирования в системе средств, обеспечивающих осуществление экологической функции государства. Поэтому и у права, как социального явления, также появилась новая функция — экологическая, реализуя которую именно правовыми средствами закрепляется определенный режим, устанавливающий принципы и порядок рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, экологические требования, обязательные для всех субъектов хозяйственной деятельности. Возникновение у права новой функции повлекло и появление такой формы законотворческого процесса как «экологизация» законодательства путем создания эколого-правовых норм.

В то же время противоречия между экономическими и экологическими потребностями общества всегда были, есть и будут, поэтому самым главным в этой дилемме остается — найти оптимальный баланс между ними.

В начале человечество к поиску этого баланса не стремилось, так как господствовала концепция потребительского отношения к природе (она — «дармовая кладовая»). Более того, вспомним небезызвестного советского ученого И. В. Мичурина, призывавшего покорять природу, а нс ждать от нес милостей, что сейчас общепризнано является тупиковым и пагубным путем для человеческой цивилизации.

Далее появилась концепция техногенного развития, в соответствии с которой все экологические проблемы разрешимы чисто технологическими средствами, что также оказалось неосуществимым.

На смену ей в конце XIX в. пришла концепция биосферного развития, но и она не смогла сбалансировать экологические и экономические потребности общества, так как эволюция на Земле достигла рубежа, на котором биосфера начала заменяться на техносферу (модификация природных объектов в технические).

В конечном итоге, в 1990;х гг. мировое признание получила концепция перехода на устойчивое развитие, обеспечивающая сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды, природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей не только нынешнего поколения, но и будущих.

Россия не осталась в стороне и в нашей стране па уровне Указов Президента РФ также были утверждены Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440) и Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (утверждены Указом Президента РФ от 04.02.1994 № 236).

В процессе осознания значимости охраны окружающей среды и приоритета природоохранных мероприятий в природопользовании для обеспечения нормальной жизнедеятельности еще в советский период российской государственности в конце XX в. произошло становление и дальнейшее развитие экологического права.

Экологическое право России представляет самостоятельную комплексную отрасль национальной правовой системы, нормы которой регулируют общественные отношения по рациональному и эффективному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды с целью сохранения и воспроизводства природных ресурсов, а также оздоровления и улучшения качества естественной среды обитания человека в интересах удовлетворения жизненных потребностей настоящих и будущих поколений людей.

Природа является интегрированным объектом использования и охраны, однако право интересуют не все ее компоненты, а только такие природные объекты, использование и охрана которых регулируются правом, имеют естественное происхождение, находятся в экологической взаимосвязи с природной средой и представляют социально-экономическую ценность для общества.

В число объектов, которые обладают необходимыми признаками, входят:

  • — отдельные природные ресурсы — земля, леса, воды, недра, животный мир, атмосферный воздух;
  • — природные комплексы — заповедники, заказники, национальные природные парки, лечебно-оздоровительные зоны;
  • — окружающая человека среда: населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные зоны и т. д.

Законом охраняются также естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы земли.

Субъекты экологического права классифицируются на следующие категории:

  • — хозяйствующие субъекты (физические и юридические лица);
  • — неправительственные и некоммерческие общественные организации (НКО);
  • — Правительство РФ;
  • — специально уполномоченные федеральные органы государственной власти и должностные лица;
  • — субъекты РФ;
  • — органы местного самоуправления;
  • — Российская Федерация как субъект международного экологического права.

Система экологического права состоит из трех частей: Общей, Особенной и Специальной.

В состав Общей части входят такие институты, как право собственности на природные ресурсы, право природопользования, государственное управление и контроль в сфере экологии, ответственность за нарушения экологического законодательства.

Особенная часть охватывает земельное, лесное, горное, водное, фаунистическое право, правовую охрану атмосферного воздуха, особо охраняемых природных объектов и территорий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Специальная часть регламентирует участие Российской Федерации в международно-правовой охране окружающей природной среды (загрязнение Мирового океана, правовой режим использования Антарктиды, Ближнего космоса, природных экологических систем и заповедников, находящихся под эгидой ЮНЕСКО).

Рассматривая принципы экологического права, необходимо отметить, что наряду с традиционными для всех отраслей российского права принципами (законности, гласности, единства прав и обязанностей и т. д.), экологическому праву присущи и свои специфические принципы, являющиеся фундаментом регулирования общественных отношений в сфере природопользовании и охраны окружающей среды.

К таковым относятся:

  • — приоритет интересов народов, проживающих на соответствующих территориях;
  • — презумпция экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности;
  • — приоритет мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
  • — рациональный, эффективный и комплексный подход в природопользовании;
  • — платность использования природных ресурсов.

К числу основных источников экологического права относятся: Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие экологические правоотношения.

Особое место среди источников экологического права занимает Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который условно называют «мини-экологическим кодексом» России. Он является базовым нормативным актом, определяющим основы экологической политики государства, главные задачи, принципы и направления правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.

Важнейшими нормативными актами, регламентирующими правовой режим отдельных видов природных ресурсов, являются: ЗК РФ, ЛК РФ, ВК РФ, ГрК РФ, Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395−1 «О недрах» и др.

Среди подзаконных нормативных правовых актов особое значение имеют:

  • — Указы Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» ;
  • — Климатическая доктрина Российской Федерации (утверждена распоряжением Президента РФ от 17.12.2009 № 861-рп);
  • — Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р).

В связи с разграничением полномочий в системе государственного управления, помимо вышеназванных правовых актов к источникам экологического права относятся и нормативные правовые акты субъектов РФ. В частности, в Республике Башкортостан в 1992 г. региональным законодательным органом был принят Экологический кодекс РБ, а в Московской области на уровне закона была утверждена целевая программа «Экология Подмосковья на 2007- 2008 годы» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой