Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Процессуальные отрасли российского права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определяя компетенцию Конституционного Суда РФ, Конституция РФ исходит из обязательности ее осуществления в специфической форме правосудия — конституционном судопроизводстве и поэтому устанавливает основные признаки этой формы, а именно круг предметов проверки и инициаторов рассмотрения дел, связанные с этим виды процедур и юридические последствия принимаемых решений. В отношении других судов… Читать ещё >

Процессуальные отрасли российского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Быть добрым совсем нетрудно; трудно быть справедливым.

В. Гюго

В результате изучения этой главы студент должен:

знать смысл и содержание понятийно-терминологического аппарата процессуальных отраслей российского права и законодательства (конституционный, административный, гражданский, арбитражный, уголовный процесс); правоспособность и дееспособность участников (субъектов); основные положения правового регулирования обеспечения, судебной защиты и охраны прав человека и гражданина;

уметь свободно ориентироваться в правовой системе России и оперировать соответствующим понятийным аппаратом; анализировать и правильно применять действующие правовые нормы; оценивать степень эффективности судебной защиты и охраны прав человека и гражданина; самостоятельно изучать как отечественную, так и зарубежную юридическую литературу;

владеть навыками работы с нормативными правовыми актами; анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами судебной защиты и охраны прав человека и гражданина; принятия необходимых мер защиты прав частных лиц.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ в России судебная власть осуществляется посредством четырех форм судопроизводства — конституционного, гражданского, административного и уголовного. Судебная власть разрешает различные правовые конфликты между участниками общественных отношений. Главная задача суда — обеспечить господство права.

Конституционный процесс

Определяя компетенцию Конституционного Суда РФ, Конституция РФ исходит из обязательности ее осуществления в специфической форме правосудия — конституционном судопроизводстве и поэтому устанавливает основные признаки этой формы, а именно круг предметов проверки и инициаторов рассмотрения дел, связанные с этим виды процедур и юридические последствия принимаемых решений. В отношении других судов такая регламентация на конституционном уровне отсутствует.

Особенность конституционного судопроизводства заключается в особой процедуре его осуществления, а также в особом статусе решений Конституционного Суда РФ. В результате таких решений неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу. Они имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

В то же время Конституционный Суд РФ, принимая решение по делу, оценивает также смысл, придаваемый рассматриваемому нормативному акту сложившейся судебной практикой. Таким образом, он выражает свое отношение как к позиции законодателя или иного нормотворческого органа, так и к ее пониманию правоприменителем, основываясь при этом на толковании положений Конституции РФ, в сфере которого по смыслу ст. 125 (ч. 5 и 6) только Конституционный Суд РФ выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение.

Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Все они относятся к федеральным судам. Закон о судебной системе относит к судам субъектов РФ конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Ветвью судебной системы является конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ», который является единственным судебным учреждением, компетентным решать вопросы, обозначенные в ст. 125 Конституции РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые в отличие от вышеуказанных судов не составляют иерархичной системы с федеральным конституционным судом, имея каждый собственную компетенцию и предмет обращений.

Особое место в обеспечении действия конституции и ее правовой защиты занимает конституционный контроль. Конституционный контроль — урегулированная конституционно-правовыми нормами деятельность компетентных органов и должностных лиц, направленная на обеспечение соответствия федеральной Конституции всех нормативных правовых актов, действующих в пределах России, и соблюдение прав и свобод личности.

Главным органом, осуществляющим конституционный контроль в России, является Конституционный Суд РФ, являющийся судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Он является постоянно действующим органом и вправе осуществлять свои полномочия при наличии в его составе не менее 2/3 от общего числа судей. Основными принципами его деятельности являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Конституционный суд не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, административные дела, не применяет правовые нормы к конкретным случаям. Даже тогда, когда Конституционный Суд разрешает спор о компетенции между конкретными органами государственной власти, он, не входя в фактическую сторону взаимоотношений последних, исследует вопрос о конституционности закрепленных за ними полномочий.

Решения Конституционного Суда должны основываться на материалах, им исследованных. Конституционный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая, как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, только в пределах, указанных в обращении.

Итоговые решения Конституционного Суда РФ по существу вопроса в делах о проверке соответствия Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, по спорам о компетенции, о толковании Конституции РФ именуются постановлениями.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. Определения принимаются по процедурным вопросам: в одном случае Конституционный Суд решает судьбу запроса (определение об отказе в рассмотрении дела), в другом случае обеспечивает процесс слушания дела (дополнительный вызов свидетеля или проведения экспертизы, отложение рассмотрения дела и др.).

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Республики в составе РФ могут создавать свои конституционные суды, а остальные субъекты РФ — уставные суды. Назначение конституционного (уставного) суда — рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ, что не вполне соответствует ст. 124 Конституции РФ.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решения данных органов носят обязательный и окончательный характер.

Конституционный Суд РФ не может признать незаконным постановление конституционного (уставного) суда субъекта Федерации. Это объясняется различным предметом исследования этих судов (Конституционный Суд РФ проверяет соответствие правового акта Конституции РФ, а конституционный (уставный) суд — соответствие правового акта конституции (уставу) субъекта РФ).

Часть 4 ст. 27 Закона о судебной системе определяет окончательность решений конституционных (уставных) судов, которые не могут быть пересмотрены иным судом, в том числе Конституционным Судом РФ. Данное положение Закона подчеркивает независимое положение конституционных (уставных) судов в РФ и вместе с тем свидетельствует о наличии элементов децентрализации судебной власти как условии реализации разделения власти в субъектах РФ.

Вместе с тем необходимо отметить, что нормы статьи 27 Закона о судебной системе не запрещают тому же конституционному (уставному) суду, который принял решение, при наличии определенных обстоятельств пересматривать ранее принятые решения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой