Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Курс на диктатуру пролетариата и изменения законодательства. 
Декреты о суде

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Декрет определил некоторые принципы процессуального права, допустив производство по уголовным и гражданским делам по правилам уставов 1864 г., поскольку таковые не были отменены декретами ВЦИК и СНК и не противоречили правосознанию трудящихся классов. Для производства предварительного следствия создавались следственные комиссии в составе трех человек, избиравшихся комиссиями. Допускалось… Читать ещё >

Курс на диктатуру пролетариата и изменения законодательства. Декреты о суде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Создание органов государственной власти

На завершающем этапе работы съезда были сформированы центральные органы нового государства. Правда, создав и сформировав высшие органы государственной власти, съезд не определил их компетенцию и не регламентировал порядок деятельности. Это произошло позднее, в решениях III Всероссийского съезда Советов и в Конституции РСФСР 1918 г.

Съезд Советов стал высшим органом государственной власти в новом государстве. Он возник еще до Октябрьской революции, но только 26 октября в обращении «Рабочим, солдатам и крестьянам» II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов объявил о том, что берет власть в свои руки. В январе 1918 г. произошло слияние этого съезда со съездом Советов крестьянских депутатов. До этого времени система крестьянских Советов сотрудничала с Советами рабочих и солдатских депутатов, сохраняя известную автономию. Предполагалось, что съезд Советов должен был осуществлять контроль за деятельностью правительства, смещать и назначать народных комиссаров.

Теми же полномочиями в отношении правительства обладал выделенный из состава съезда Всероссийский центральный исполнительный комитет (далее — ВЦИК), который до 14 июня 1918 г. оставался многопартийным. Первый ВЦИК включал в себя 101 члена из разных партийных фракций пропорционально их представительству на съезде (62 большевика, 29 левых эсеров, шесть социал-демократов (интернационалистов), три украинских социалиста и один эсер-максималист). Председателем первоначально избрали Л. Б. Каменева, однако вскоре этот пост занял Я. М. Свердлов. ВЦИК был высшим органом государственной власти в период между съездами Советов. Главными его задачами были разработка и принятие законодательных актов, контроль над деятельностью Совета Народных Комиссаров (далее — СНК). Текущая работа, связанная с подготовкой документов, осуществлялась отделами ВЦИК, в частности Военно-революционным комитетом, по национальному вопросу. Через них шло и руководство нижестоящими советами. Первоначально в составе ВЦИК существовали отраслевые отделы — экономический, юридический, международный и др., которые к лету 1918 г. были слиты с соответствующими наркоматами.

Отдельным декретом II съезда Советов было образовано Временное рабоче-крестьянское правительство — СНК во главе с В. И. Лениным. В дальнейшем право отстранять отдельных членов и менять состав правительства было предоставлено и ВЦИК. Желая отказаться от дореволюционного наименования «министр», большевики воспользовались терминологией Французской революции. Формально это правительство создавалось на период до созыва Учредительного собрания, и в этом смысле оказывалось правопреемником предыдущего Временного правительства. В состав первого СНК вошли 13 народных комиссаров, в том числе внутренних дел, юстиции, земледелия, труда, финансов, по делам продовольствия, военным и морским, иностранным, почт и телеграфов. Первый СНК оказался однопартийным: большая часть меньшевиков и эсеров покинула съезд, поскольку считала, что власть должна быть организована на базе «всех сил революционной демократии». Левые эсеры поддержали большевиков на съезде, но в правительство не вошли из тактических соображений, боясь окончательно разрушить свой союз с правыми эсерами. Однако в конце 1917 г. левые эсеры вошли в правительство. Ими были замещены посты наркомов юстиции, местного самоуправления, земледелия и пр. Представители этой партии оставались в правительстве до заключения Брест-Литовского мира, против которого они резко протестовали.

СНК заседал ежедневно. Практика проведения совещаний заместителей наркомов постепенно трансформировалась в постоянно действующую комиссию — малый Совнарком. Структура отдельных наркоматов сложилась только к февралю 1918 г., но и после этого продолжалось формирование их аппарата. Кадры, обладающие необходимой квалификацией, найти было нелегко из-за массового саботажа дореволюционного чиновничества[1]. С самого начала СНК был наделен правом издавать декреты. Формально они требовали утверждения ВЦИКа, но на практике это положение не соблюдалось, что порождало параллелизм и дублирование в деятельности двух органов власти[2].

2 декабря 1917 г. при СНК был учрежден Высший совет народного хозяйства (далее — ВСНХ), который иногда называли объединенным экономическим наркоматом. В его задачи входила организация народного хозяйства и государственных финансов, выработка общих норм и плана регулирования экономической жизни страны. На деле BCНX стал ведущим центральным органом управления государственной промышленностью. Ему было предоставлено право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности и торговли и прочих мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов, а также право реформирования существующих учреждений по регулированию хозяйства. ВСНХ делился на секции и отделы (по топливу, металлу, демобилизации, финансам и пр.), которые вели работу по регулированию отдельных областей народного хозяйства и подготавливали мероприятия соответствующих наркоматов. Для создания объединенного управления отраслями промышленности постепенно формировалась система главков, в основу которой была положена еще дореволюционная идея центров.

ВСНХ объединял и направлял работу местных экономических отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. С января 1918 г. в областях и губерниях образовывались местные совнархозы, которые работали под контролем ВСНХ. Весной 1918 г. состоялся I Всероссийский съезд совнархозов.

Рабочий контроль

Особая роль в новом государстве отводилась рабочему контролю, поскольку опыт буржуазии предполагалось использовать для обучения рабочего класса управлению производством[3]. В конце октября 1917 г. на Всероссийской конференции фабрично-заводских комитетов были определены основные принципы рабочего контроля, в том числе предупреждение о недопустимости анархо-синдикалистского уклона. Уже 14 ноября 1917 г. ВЦИК и СНК принимают Положение о рабочем контроле, которым отменялись все законы и циркуляры, стесняющие деятельность фабричных, заводских и других комитетов и Советов рабочих и служащих. В качестве первого тага к национализации средств производства, рабочий контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятия вводился во всех промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и прочих предприятиях, имеющих наемных рабочих или же дающих работу на дом. Контроль осуществлялся рабочими предприятий через выборные учреждения (заводские, фабричные комитеты и пр.), в состав которых входили также представители от служащих предприятий и технического персонала. В крупных городах, губерниях и промышленных районах как органы местных Советов депутатов создавались местные Советы рабочего контроля, в которые входили представители профсоюзов, заводских, фабричных и иных рабочих комитетов и рабочих кооперативов.

Предполагалось, что высшим органом народного контроля станет съезд Советов рабочего контроля. До его созыва в Петрограде должен был быть учрежден Всероссийский совет рабочего контроля, в состав которого входили представители ВЦИК, Всероссийского совета профсоюзов, Всероссийского центра рабочей кооперации, Всероссийского бюро фабрично-заводских комитетов и ряда других организаций. Органы рабочего контроля получали право не только наблюдать за производством, но и устанавливать нормы выработки предприятия. Кроме того, они контролировали всю деловую переписку предприятия, причем за сокрытие корреспонденции владельцы несли ответственность в судебном порядке. Коммерческая тайна отменялась. Предпринимателю или администрации предприятия предоставлялось право в трехдневный срок обжаловать в вышестоящий орган рабочего контроля постановления низшего органа рабочего контроля.

Реформа финансовой системы

В первый же день Октябрьского восстания был захвачен Государственный банк, в котором хранился золотой запас страны. Это позволяло контролировать денежное обращение и даже частные банки, поскольку часть средств они хранили в сейфах Государственного банка. 27 декабря 1917 г. ВЦИК РСФСР принял декрет о национализации банков. Операция облегчалась размещением всех крупнейших банков в Петрограде. Банковское дело было объявлено государственной монополией. Все средства частных банков подлежали конфискации и передаче на баланс Государственного банка. Выплата дивидендов по банковским вкладам немедленно прекращалась. Все владельцы акций были обязаны немедленно представить их в отделение Государственного банка, в противном случае они карались конфискацией всего принадлежащего им имущества. На основе принятого в январе 1918 г. декрета советская власть отказалась выполнять финансовые обязательства прежнего правительства, аннулировала все права кредиторов и инвесторов, отказалась возместить их вложения в российскую экономику. Все они подлежали такой же конфискации, как и имущество российских предпринимателей.

Местные органы власти. На местах система власти складывалась в течение достаточно продолжительного периода. После известия о победе большевиков в столице советы на местах стали пытаться брать власть в свои руки. Однако более трети губернских центров в начале 1918 г. и тем более во время Гражданской войны находились в руках контрреволюционных сил. Хозяйственное управление в губерниях и уездах оставалось какое-то время под контролем органов городского и земского самоуправления. Однако уже декретом СНК от 27 декабря 1917 г. был распущен Земский союз и поставлена задача роспуска этих учреждений. Им был закрыт государственный кредит, что, при общем росте дороговизны, делало невозможным оказание населению услуг в прежнем объеме. Официальное упразднение органов местного самоуправления произошло летом 1918 г. Многолетний опыт заведования местной экономикой, которым располагали земские и городские деятели, оказался почти невостребованным, поскольку многие из них резко высказывались против Советов, как основы политического устройства, и протестовали против разгона Учредительного собрания. Еще раньше решениями II Всероссийского съезда Советов были упразднены должности губернских и уездных комиссаров, созданные Временным правительством.

Местные Советы там, где власть перешла к ним, сами определяли структуру и функции своих исполнительных органов отделов, секций, комиссий, комиссариатов с различными функциями и компетенцией. Однако первоначальная практика самостоятельного установления Советами своей структуры и порядка деятельности постепенно сокращалась. Задача установления единообразия в этой сфере решалась рядом центральных органов, среди которых особую роль играл Народный комиссариат внутренних дел (далее — НКВД). Изданная им в декабре 1917 г. Инструкция «О правах и обязанностях Советов» установила для них единообразную структуру и компетенцию. Особое внимание уделялось исполнительным органам местных Советов. В январе 1918 г. был определен обязательный базовый перечень отделов исполкомов местных Советов и круг обязанностей каждого из них. В него вошли отделы управления, финансов, Совета народного хозяйства, земельный, труда, судебный и ряд других.

Для управления промышленностью в декабре 1917 г. при Советах были созданы районные, областные и местные Советы народного хозяйства, которые попали в двойное подчинение — ВСНХ и соответствующим Советам. Совнархозы играли большую роль в национализации промышленности.

Важную роль играли земельные комитеты (с февраля 1918 г, — земельные комитеты Советов), которые проводили в жизнь декрет о земле. К весне 1918 г. помещичье землевладение в стране было ликвидировано и все неоккупированные немцами земли поделены между крестьянами. Не трогали лишь те имения, которые решениями местных Советов признавались культурными, на базе которых создавались образцовые государственные хозяйства (совхозы). В феврале 1918 г. был принят декрет о социализации, подтверждавший принцип уравнительного распределения земли между крестьянами. Конфискации подвергалась не только помещичья, по и крестьянская земельная собственность, приобретенная в годы столыпинской реформы. В июне 1918 г. были отобраны излишки земли у так называемого кулачества. Комбеды распределили их между малоимущими жителями деревень. Советы активно пытались заниматься организацией сельских коммун.

Принцип демократического централизма, который лежал в основе устройства партии большевиков и предполагал, что нижестоящие звенья известной иерархической системы должны выполнять решения вышестоящих, позднее бесповоротно ляжет и в основу советского строя. Однако в это время он только обретает практические очертания. Поэтому в первые месяцы жизни нового государства можно говорить о реальном полновластии местных Советов. Достаточно сказать, что именно на местах осуществлялось руководство отрядами Красной гвардии и даже образование Красной Армии не повлекло за собой немедленной централизации руководства военным делом. Губернские и уездные военкоматы находились в двойном подчинении — соответствующему Совету и Наркомату по военным делам. Милиция также была на содержании местных Советов, которые ее и учреждали. Национализация железных дорог тоже возлагалась на местные Советы. Такой объем полномочий не мог не породить со стороны ряда местных Советов претензий на полную независимость от центра. Волости считали себя вправе не считаться с уездными органами власти, а те в свою очередь — с губернскими. Возможная автономия от центра считалась реальностью и на региональном уровне. В ряде мест появляются даже республики (Курская, Калужская, Тверская и т. д.) со своими совнаркомами. В отчете НКВД за первое полугодие 1918 г. написано: «В первый период революции вся Советская Россия рассыпалась на целый ряд как бы независимых друг от друга губернских, уездных и даже волостных советских „республик“, со своими „совнаркомами“, вместо местных исполнительных комитетов»[4].

Усугубляло ситуацию и то, что местные Советы обладали в это время собственными полномочиями в области финансов. Они имели право вводить местные налоги, облагать буржуазию чрезвычайными налогами. Центральное финансирование местных Советов, конечно, предусматривалось и осуществлялось преимущественно через НКВД. Но денег не хватало, и столь широкие права устанавливались как раз с целью ограничения обращения местных Советов в центр за субсидиями.

Первые декреты о суде, ВЧК и рабочей милиции

В дореволюционных судах большевики видели не более чем элемент карательной системы царизма. Роль судов в защите прав подданных от произвола государства не имела в данном случае значения, поскольку в конструкции юридического статуса советских граждан идея гарантий прав не имела существенного значения. После Октябрьского переворота все суды продолжали работать, игнорируя смену правительства. Как отмечал спустя пять лет П. И. Стучка, «если в феврале, на второй день революции, суды уже писали свои решения „по указу временного правительства“, то после Октябрьской революции они Рабоче-крестьянского правительства и временно признавать не желали». Действительно, мировые, окружные суды продолжали провозглашать решения, но указам свергнутого Временного правительства и на основании законов царского времени. Поэтому, несмотря на активные возражения левых эсеров, которые заняли во ВЦИК жесткую позицию, идея полного уничтожения всей дореволюционной судебной системы была проведена в жизнь.

Декретом СНК «О суде» № 1, принятым 5 декабря 1917 г., были полностью упразднены дореволюционные суды, институт судебных следователей, прокуратура и адвокатура (сословие присяжных поверенных). На этом этапе были учреждены две системы судов: местные (общие) и революционные трибуналы. Местные суды создавались вместо бывших мировых в составе одного постоянного судьи и двух заседателей. Действие дореволюционных мировых судов приостанавливалось. Однако прежние мировые судьи не лишались права быть избранными в местные судьи. Это допущение было вызвано почти полным отсутствием преданных большевикам юридических кадров. Именно поэтому по общему правилу образовательного ценза, дающего право избираться в должность местного судьи, установлено не было. Вместо этого устанавливался своеобразный ценз благонадежности, поскольку считалось, что судьями достойны стать лица, наделенные революционным правосознанием. Их предполагалось избирать путем прямых демократических выборов, в чем и состояло преимущество перед избираемыми непрямыми выборами мировых судов. Правда, на деле прямое избрание, которое предполагало назначение и проведение соответствующих выборов, оказалось невозможным. Поэтому судей избирали районные и волостные, а где таковых не имелось, — уездные, городские и губернские Советы. Это полностью противоречило идее независимого суда и провоцировало вмешательство местных Советов в судопроизводство, которое порой доходило до попыток влиять на судебные решения. Некоторые местные советы принимали к рассмотрению жалобы на решения местных судов.

Компетенция местных судов ограничивалась по гражданским делам ценой иска до 3000 руб., а по уголовным — если тяжесть содеянного не предполагала наказания свыше двух лет, а гражданский иск не превышал 3000 руб. Дела в местных судах решались именем Российской республики, разрешалось временно руководствоваться законами «свергнутых правительств», если таковые не были отменены революцией и не противоречили революционной совести и революционному правосознанию. В роли обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам — поверенными допускались все неопороченные граждане обоих полов, пользующиеся гражданскими правами. До устройства всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей единолично. Постановления о личном задержании и о предании суду должны были подтверждаться постановлением всего местного суда.

Приговоры и постановления местных судов считались окончательными и не подлежали обжалованию в апелляционном порядке. По делам, где было присуждено взыскание свыше 100 руб. или лишение свободы свыше семи дней, допускалась просьба о кассации в уездный или столичный съезд тех же местных судей. Тем самым воспроизводилась дореволюционная процедура обжалования решений мировых судов, которая тогда вызывала справедливые нарекания за нарушение одной из аксиом права, гласящей, что нельзя быть судьей в собственном деле.

Большинство судов подчинилось декрету. Однако Сенат и сословие присяжных поверенных пытались бойкотировать его. Сенат даже готовил особое воззвание, которое, впрочем, осталось ненапечатанным, поскольку рабочие сенатской типографии отказались его набирать. Здание Сената в итоге было закрыто 4 декабря 1917 г.

15 февраля 1918 г. был принят декрет «О суде» № 2, который продолжил строительство системы общих судов и, по предложению эсеров, вернул в судопроизводство некоторое подобие состязательности. В этом декрете впервые используется термин «народный суд». Для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда, были образованы окружные народные суды, члены которых избирались по округам местными советами. Если не было особых соглашений между Советами, территории округов оставались прежними (т.е. соответствовали дореволюционному делению на судебные округа).

Декрет определил некоторые принципы процессуального права, допустив производство по уголовным и гражданским делам по правилам уставов 1864 г., поскольку таковые не были отменены декретами ВЦИК и СНК и не противоречили правосознанию трудящихся классов. Для производства предварительного следствия создавались следственные комиссии в составе трех человек, избиравшихся комиссиями. Допускалось судоговорение на всех местных языках. В отношении доказательств суд не был стеснен никакими формальными соображениями и от него зависело, но обстоятельствам дела, допустить те или иные доказательства. Свидетели давали показания, будучи предупрежденными об ответственности за ложное показание, а принесение присяги отменялось. Судебное следствие происходило при участии непрофессионального обвинения и защиты. При Советах создавались для этого коллегии правозаступников, члены которых могли выступать в суде в качестве как общественных обвинителей, так и общественных заступников. Обжалование в апелляционном порядке по-прежнему не допускалось. При обжаловании в кассационном порядке решений и приговоров местных судов окружной суд имел право отменить решение не только по формальным нарушениям, но и признавая обжалованное решение явно несправедливым. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных судов предусматривалось создание областных судов. В целях установления единообразия кассационной практики и руководства кассационными инстанциями предполагалось создание Верховного судебного контроля с правом законодательной инициативы, но эта часть декрета не была реализована. В составе суда присутствовали народные заседатели, разное количество для гражданских и уголовных дел. Они имели право отводить назначенного для данного заседания председателя во все время процесса.

13 июля 1918 г. принимается декрет «О суде» № 3, который разрешает местным народным судам принимать гражданские дела по искам до 10 тыс. руб. и уголовные, допускающие максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Окружные суды рассматривали только наиболее тяжкие преступления, посягающие на жизнь (убийство), здоровье (изнасилование), безопасность (разбой и бандитизм), финансово-экономическую систему страны (подделка денежных знаков, спекуляция). Тем самым была создана достаточно единообразная судебная система, более четко определена подведомственность дел разным уровням юстиции. Однако окружные суды лишались права рассматривать кассационные жалобы на решения местных судов. В качестве кассационной инстанции восстанавливались советы местных народных судей.

Революционные трибуналы создавались декретом «О суде» № 1 специально для борьбы против контрреволюционных сил и решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц.

Первоначально они учреждались не только в губернских и иных крупных городах, но и в уездах и даже отдельных волостях. Эти трибуналы действовали в составе одного председателя и шести очередных заседателей, которые избирались губернскими или городскими Советами. Для производства предварительного следствия при тех же Советах образовывались особые следственные комиссии, которые все действия должны были осуществлять коллегиально.

Как ни странно, революционные трибуналы в этот период оставались последней возможностью для лица, обвиненного в контрреволюционной деятельности, хотя бы попытаться оправдаться. Здесь еще допускалась профессиональная помощь защитника, даже бывшего адвоката. Другое дело, что процесс в революционном трибунале носил не столько юридический, сколько политический характер. Поэтому юридическое доказательство невиновности подзащитного, построенное на правовых принципах и дореволюционных законах, меркло перед аргументами обвинителя, главной задачей которого было показать подлинное политическое лицо подсудимого.

В начале 1918 г. СНК было принято решение о создании специальных трибуналов для борьбы с контрреволюционной агитацией и пропагандой, осуществлявшейся через органы печати. Однако с началом Гражданской войны система ревтрибуналов потребовала упрощения. Поэтому декрет СНК от 4 мая 1918 г. отменил специализацию и сократил количество местных ревтрибуналов, которые были оставлены только в столицах, губернских городах и крупных железнодорожных узлах. К их подсудности относились теперь не только контрреволюционные преступления, но и дела о погромах, взяточничестве, подлогах, хулиганстве. Следственные комиссии учреждались теперь при каждом ревтрибунале, а для возбуждения уголовного преследования и поддержания в суде обвинения в контрреволюционных преступлениях создавалась особая коллегия. Для рассмотрения важнейших дел 29 мая 1918 г. был учрежден Революционный трибунал при ВЦИК. Трибунал формировался ВЦИК и работал сессионно.

20 декабря 1917 г. при СНК был создан специальный орган по охране завоеваний революции и борьбе за государственную безопасность — Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности (далее — ВЧК). Первоначально она состояла из коллегии, президиума и отделов, в том числе по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Позднее появились отделы по борьбе со спекуляцией и преступлениями по должности. На местах создавались губернские, уездные и городские органы ВЧК. Предполагалось, что органы ВЧК должны пресекать опасные для советской власти действия и осуществлять по таким делам предварительное следствие. Затем обвиняемых следовало передавать революционному трибуналу для суда. Органы ВЧК сами могли применять в административном порядке такие меры, как конфискация, высылка, лишение продовольственных карточек, опубликование списков врагов народа.

Любопытно складывалась в первые месяцы советской власти история органов охраны общественного порядка. Дело в том, что вначале идея вооружения трудящихся, которые сами и будут обеспечивать общественный порядок, казалась плодотворной, отчего и не спешили с созданием специальных органов охраны правопорядка. Подписанное в НКВД 28 октября постановление о рабочей милиции не имело практических последствий. Всерьез разрабатывать нормативные основы милиции в ПКВД начинают только в марте 1918 г. Однако завершение работы над Инструкцией о создании советской рабоче-крестьянской милиции произошло лишь в октябре.

  • [1] Ирошников Μ. П. Создание советского центрального государственного аппарата. М. — Л., 1966. С. 266.
  • [2] Клеандрова В. М. Организация и формы деятельности ВЦИК (1917−1924). М., 1968. С. 38.
  • [3] Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 г.: учеб, пособие. М., 2003. С. 11.
  • [4] Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. — декабрь 1991 г. М., 1995. С. 52.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой