Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Классификация односторонних юридических актов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом следует еще раз напомнить, что становление новых международно-правовых отношений может включать создание обязательств только для государства, выступающего со своим волеизъявлением, а не для третьих государств. Изменение или прекращение международно-правовых отношений никогда не может осуществляться во вред третьим государствам. Таким образом, односторонние юридические акты обладают… Читать ещё >

Классификация односторонних юридических актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждый односторонний юридический акт, взятый в отдельности, имеет свои собственные международно-правовые последствия, что тем самым определяет место того или иного одностороннего юридического акта в международном правопорядке. Так, например, акт государства, посредством которого оно принимает на себя в одностороннем порядке обязательство, отличается по своим правовым последствиям от акта протеста, который служит обеспечению и недопущению нарушений прав и законных интересов протестующего государства. В этом же плане можно сказать, что акт признания определенных изменений в международном правопорядке отличается от акта отказа, с помощью которого государство отказывается от некоторых, присущих только ему, законных прав в какой-либо области.

В связи с вопросом классификации односторонних юридических актов приходится констатировать, что единственно приемлемым критерием классификации является анализ последствий, придаваемых международным правопорядком тем или иным односторонним актам. Последовательное применение этого критерия позволяет произвести строгую классификацию односторонних актов без излишних затруднений. Международное право признает за односторонним юридическим актом последствия согласно проявленной государством воле. Правовые последствия здесь таковы, что они приводят к созданию, изменению или прекращению определенных международных правоотношений. Каковы же последствия различных односторонних актов для субъективных нрав декларирующего государства?

Все односторонние юридические акты, рассмотренные нами, предусмотрены нормами международного обычного права. Эти нормы придают правовые последствия проявлению воли одного субъекта международного права без вмешательства воли какого-либо другого государства. С учетом характера этих последствий можно различить акты конститутивного, погасительного, передающего (транслятивного) и декларативного характера.

При этом следует еще раз напомнить, что становление новых международно-правовых отношений может включать создание обязательств только для государства, выступающего со своим волеизъявлением, а не для третьих государств. Изменение или прекращение международно-правовых отношений никогда не может осуществляться во вред третьим государствам. Таким образом, односторонние юридические акты обладают относительным характером. Эта относительность вытекает из самой природы государства. Каждое государство, являясь суверенным и независимым от других государств субъектом международного права, может создавать новые обязательства только применительно к себе, а никак не для третьих государств. На государство не может быть возложено международное обязательство в силу волеизъявления другого государства.

Создание новых обязательств для государства, выступающего с односторонним актом, может быть следствием нескольких, различных по своему содержанию проявлений воли. Иными словами, государство правомочно принимать обязательства в силу нескольких, отличных по названию, односторонних юридических актов. Первым из таких актов является акт обещания. Вторым таким актом является акт признания. В том и другом случае государство в силу принципа добросовестности призвано строго соблюдать принятое на себя обязательство. Если в случае акта обещания государство обязано предпринимать какие-то определенные меры конкретного характера по претворению в жизнь принятого обязательства, то в случае акта признания государство считается признавшим соответствующие изменения в международном правовом порядке. Оно лишается возможности в дальнейшем оспаривать применительно к себе законность признанных изменений.

Акт протеста, не создавая каких-либо новых обязательств для протестующего государства, направлен на ограждение и недопущение нарушения субъективных прав и законных интересов государства.

Наконец, акт отказа направлен или на оставление определенных прав, или на отказ от каких-либо претензий. Такой акт может правомерно осуществляться только тогда, когда оставление субъективных прав не повлечет за собой отказа от обязательств и не нанесет ущерба правам третьих государств.

Таким образом, юридические акты государств могут быть разделены на три группы: акты, создающие новые обязательства для декларирующего государства (обещание, признание); акты, подтверждающие и обеспечивающие нрава государства (протест); акты, посредством которых государство отказывается от определенных субъективных прав в какой-либо области (отказ).

Оценивая место односторонних юридических актов в международном правопорядке, можно констатировать их обычно-правовой характер. В основе односторонних актов, посредством которых государство принимает новое обязательство (акты обещания и признания), лежит норма обычного права, предписывающая необходимость соблюдения международного обязательства независимо от источника его создания. Из этой общей нормы вытекает уже более узкая специальная норма pacta sunt servanda, применимая к договорам. В обоих случаях определяющим фактором исполнения международных обязательств является общепризнанный принцип добросовестности.

Параллельно с нормой обычного права, предполагающей добросовестное соблюдение международного обязательства независимо от источника его возникновения, существует обычно-правовая норма, которая предусматривает, что протест охраняет субъективные права и законные интересы протестующего государства от их нарушения со стороны третьих государств. Эта норма определяет содержание акта протеста. Наконец, содержание обычно-правовой нормы, составляющей содержание акта отказа, состоит в следующем: отказ имеет своим следствием исчезновение определенных субъективных прав в какой-либо области в той мере, в какой это желаемо самим субъектом права.

Показ места односторонних юридических актов в международном правопорядке и определение их обычно-правового характера происхождения в сочетании с широкой практикой их применения в международной жизни подтверждает существование различных обычно-правовых норм, определяющих содержание таких актов, как «обещание» и признание, отказ и протест.

В то время как юридический акт определяется как проявление воли государства вызвать к жизни определенные, соответствующие заявленной воле международно-правовые последствия, юридический факт обозначает себя через определенное событие, наступление которого сопряжено с возникновением соответствующих международно-правовых последствий. Значимость представленного вывода определяется на фоне существующего в российской науке международного права мнения, согласно которому юридические акты по совокупности входят в общую систему юридических фактов. Так, в этом направлении высказываются В. М. Шуршалов, С. В. Черниченко. Однако при всей авторитетности заявленных мнений известных отечественных ученых следует в объективном режиме признать коренное отличие между юридическим актом и юридическим фактом.

Юридическими фактами обозначаются определенные события, наступление которых сопряжено с образованием конкретного международного правоотношения. Специфика порождающего международные правоотношения юридического факта, констатирует С. В. Черниченко, заключается не в его внешних параметрах, а в том, что субъекты межгосударственных отношений связывают эти факты со своими взаимоотношениями, рассматриваемыми в аспекте фактов, которые создают определенные международно-правовые последствия. И в рамках этих международно-правовых последствий обозначают себя сами международные правоотношения. Вывод юридически логичен.

Четкая схема по обозначению места юридических фактов в параметрах вызываемых ими международно-правовых последствий ставит задачу структурного обустройства юридических фактов. И здесь в аспекте академической новации предстает целостная по форме классификация юридических фактов в международном праве, проведенная В. М. Шуршаловым. Позитив исследования определяет себя выбором объективных критериев по разграничению всех юридических фактов по пяти группам в зависимости от способности к правообразованию, существа феномена, субъектного состава, сложности, юридической правомерности. С выходом на конкретику классификация юридических фактов обозначает себя следующим образом.

Первую группу составляют юридические факты, приводящие к установлению, изменению или прекращению прав и обязанностей субъектов. Параметры правообразующих юридических фактов определяются формально односторонними актами в системе права международных договоров (подписание, ратификация, денонсация), права международных вооруженных конфликтов (декларации о нейтралитете и объявлении войны).

Вторая группа обозначает себя через юридические факты в форме действий, событий и состояний.

Границы существа феномена, определяемого через действия, включают волеизъявительные конвенционные акты под названием ратификации, денонсации, оговорки к международным договорам.

Границы существа феномена в форме событий выявляются через события природного характера — например, изменение русла течения пограничной реки, стихийные бедствия на морс, могущие привести к столкновению судов двух государств.

Понятие существа феномена, обозначаемого через юридический факт-состояние, может в зависимости от конкретики включать или не включать волевое начало и по общим понятиям права раскрывает себя в параметрах права международных вооруженных конфликтов. Предметно — это состояние войны, состояние нейтралитета.

Третья группа включает в себя односторонние, двусторонние или многосторонние и коллективные юридические акты. Разнясь по субъектному составу, представленная категория юридических фактов покрывает собой юридически значимое правомерное поведение государств, договорно-правовые отношения государств, акты международных организаций.

В рамках фактов, обозначаемых как односторонние, включаются признание, агреман, декларация о нейтралитете. В своем сущностном значении они определяют себя в форме конвенционных актов государств. И здесь присутствует весь спектр формально односторонних актов договорно-правового характера, например подписание договора.

В категорию коллективных юридических актов подпадают акты международных организаций.

Четвертую группу образуют и простые, и сложные юридические факты. Параметры однократности и совокупности юридических фактов в логическом порядке определяют категории простоты и сложности конкретных юридических фактов. Право международных договоров дает примеры вступления договора в силу по факту однократного действия (подписание) и по факту совокупности действий (подписание, ратификация, сдача на хранение определенного числа ратификационных грамот депозитарию).

Пятую группу объединяют юридические факты, вызванные правомерными действиями субъектов, и юридические факты, являющиеся результатом противоправных действий. Критерии допустимости и недопустимости по праву покрывают собой международные преступные деяния (в зависимости от объекта посягательства: мировое сообщество — международные преступления, локальные интересы — преступления международного характера) и международные правонарушения. Принцип неотвратимости наказания и достижения справедливости в одном случае осуществляется через Международный уголовный суд (международные преступления), институт выдачи (преступления международного характера), возможность государству — участнику двустороннего договора ссылаться на факт существенного нарушения договора как на основание для прекращения или приостановления действия договора в целом или части (ст. 60 Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров).

При обстоятельствах несомненной научной значимости представленной В. М. Шуршаловым классификации юридических фактов в порядке востребованности представляется обоснованным проведение четкого разграничения между юридическими актами как проявлениями суверенной воли государства с намерением создать специальные международно-правовые последствия и юридическими фактами в форме определенного события, наступление которого связано с образованием соответствующих международно-правовых последствий.

Международное публичное и международное частное право

Одним из важных вопросов теории международного права является вопрос о соотношении международного публичного и международного частного права.

В отличие от международного публичного права, регулирующего отношения между государствами, международными организациями и другими субъектами международных отношений, международное частное право регулирует гражданско-правовые, семейные, трудовые и процессуальные отношения с участием физических и юридических лиц иностранного государства.

Концептуально международное частное право, как справедливо констатирует И. И. Лукашук, представляет собой отрасль права, призванную регулировать гражданско-правовые отношения международного характера. Соответственно и решается отмечаемый в отечественной науке[1] спор о принадлежности международного частного права как части (совместно с международным публичным правом) к единой системе международного права или о вхождении в национальные правовые системы как отраслевого подразделения.

Аргументированность теоретических доводов И. И. Лукашука, М. М. Богуславского[2], коллектива российских ученых в их совместном труде однозначно показывает, что международное частное право составляет часть национальной правовой системы каждого государства.

Предметом регулирования международного частного права могут быть правовое положение иностранцев и иностранных юридических лиц, а также их имущество, внешнеторговые договоры, брачно-семейные отношения, наследственные права, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные вопросы и т. д.

Нормы международного частного права содержатся в договорах, конвенциях, иных международно-правовых источниках, а также внутригосударственных законодательных актах. При этом можно выделить два вида норм международного частного нормы прямого действия, прямо устанавливающие правило поведения, и отсылочные нормы, устанавливающие, законодательство какого государства должно быть применено к конкретному отношению (например, определению гражданства лица, места заключения брака, нахождения вещи, к совершению сделки и т. д.).

  • [1] См.: Международное право / под ред. Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой. С. 13.
  • [2] Международное частное право. М., 1998. С. 13.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой