Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типология по отношению к беседе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конфликтная личность неуправляемого типа. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или… Читать ещё >

Типология по отношению к беседе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С точки зрения отношения к беседе обычно выделяют две большие группы: представителей позитивной установки и представителей негативной установки. Разумеется, это чисто эмпирическая классификация.

Представители позитивной установки.

Авторитет. Это наиболее уважаемый и авторитетный участник, к мнению которого прислушиваются и мнение которого наиболее весомо если не для всех, то для большинства участников спора. Им становится, как правило, человек с высокой нравственной и профессиональной репутацией, интеллектом, волей и способностью вести за собой людей в критической, а порой кризисной ситуации, когда спор достигает апогея и никакие аргументы, кроме аргументов авторитета, не срабатывают.

Альтруист. Во всех негативных ситуациях винит себя, оправдывает других. Он более всего думает о других и только в последнюю очередь — о себе.

Его фантазии, воображению, оригинальности суждений нет предела. Однако он лишь генерирует идеи, доказать же участникам спора, конфликта их продуктивность он часто бывает не способен. Без солидной и надежной поддержки он часто беспомощен.

Дипломат. Весьма корректен и вежлив, но, отстаивая свою точку зрения, будет держать своих оппонентов на расстоянии. Стараясь убедить участников спора в своей правоте, старается обосновать свое мнение, показать преимущество своего подхода к решению проблемы. При обоюдных уступках возможен компромиссный характер принятия того или иного решения. Однако в отдельных случаях с его стороны возможна и принципиальная позиция, когда дипломат ощущает свои явные преимущества. В споре его оппонентам следует избегать резких высказываний, терпеливо вести диалог.

Инициатор. Инициатор дает лишь первотолчок, первый импульс, а далее ему требуется солидная помощь и поддержка. Выдвигая какую-то инициативу, но не обладая лидерскими качествами, не способен осуществить свою идею на практике.

Интеллигент. Для его стиля ведения спора характерны исключительная корректность и такт. Силой своего интеллекта и нравственного такта попытается погасить любой конфликт. Даже в экстремальных ситуациях он постарается «держать себя в руках», не выпуская из-под контроля отрицательные эмоции. Стремится избегать драматических событий, не разжигать страсти и первым пойдет навстречу в разрешении конфликта.

Коммуникабельный. Быстро находит контакт со своими оппонентами. Он легко и адекватно реагирует на любые реплики, суждения и даже критику. Его особенностью является способность выйти на уровень доверительного общения даже в условиях конфликта.

Лидер. Способен оказать организующее влияние если не на всех, то на большинство лиц, которые его окружают. Лидер своими суждениями и действиями способен не только проявить инициативу, но и руководить другими людьми, чтобы эта инициатива была реализована.

Независимый. Не поддается влиянию и давлению других. Имеет четкую, ясную линию поведения и действий. Он не подлаживается, не подстраивается под линию большинства. Оставаясь нередко в меньшинстве, он, однако, способен выстоять и выдержать свои принципы до конца.

Оптимист. Человек, у которого всегда хорошее настроение. Он верит в успех переговоров, позитивный исход разрешения конфликта. Даже в самой безнадежной ситуации ему присущи такие черты, как остроумие и чувство юмора, которые он всегда использует настолько умело, что не превращается в шута и клоуна.

Практик. Для него имеет решающее и приоритетное значение деловой, чисто практический подход к решению любой проблемы, в том числе и в ситуации спора. Практик видит и знает не только то, что нужно сделать, но и то, как можно сделать. Поэтому он оценит действия любого, кто идет ему навстречу, кто импонирует его деловым и практическим суждениям и действиям.

Принципиальный. Прежде всего, вырабатывает для себя четкие критерии, принципы поведения, служащие внутренними регуляторами его действий. Поэтому в споре с ним необходимо акцентировать внимание не на деталях и даже не на конечном результате, а на выработке критериев и общих принципов.

Решительный. Характеризуется неожиданными и смелыми суждениями и действиями. Однако его решительность и смелость не авантюрны, а подкрепляются его реальными возможностями и способностями.

Теоретик. Логически все обоснует, разложит, но полочкам. Он вначале построит модель решения проблемы и только потом начнет действовать. Для каждого нового явления, события он логически обосновывает некоторую теоретическую схему, принцип, что дает ему определенные преимущества перед своим оппонентом.

Целеустремленный. Точно знает, чего он хочет в споре. Для него приоритетной всегда и во всем остается цель, а что касается средств и способов достижения целей, то они для него являются непринципиальными.

Эврист. Генератор идей, человек, способный находить самые неожиданные, оригинальные, творческие решения. Его интеллектуальный потенциал раскрывается на этапе мозгового штурма, поиска выхода из, казалось бы, безвыходной ситуации.

Обратимся теперь к представителям негативной установки.

Авторитарный. Стремится во что бы то ни стало настоять на своем, провести свою линию, используя власть, а чаще всего — свое служебное положение, свои титулы, звания и т. д. В разрешении конфликта с таким человеком все попытки достичь компромисса вряд ли будут успешными. Человек, который привык отдавать приказы, но способен и исполнять их, если они исходят от лица, занимающего более высокое положение. Его оппонентам следует использовать те же принципы ведения спора и по отношению к нему.

Агрессор. Характеризуется завышенной самооценкой, с трудом признает свою неправоту. Ему удается и нравится лидировать, однако повышенное самомнение не всегда подкреплено эрудицией. Отсутствие самокритичности может привести к зазнайству и хвастовству. Он не признает авторитетов, навязывает всем свое мнение. Говорит грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности.

Грубиян. Весьма опасен своей невыдержанностью и грубостью. Может вначале наговорить грубостей, а затем, поостыв и подумав, начинает об этом сожалеть и даже извиняться.

Демагог. Часто говорит, лишь бы говорить. За обилием слов и рассуждений трудно уловить истину, понять его точку зрения и то, что он хочет. Если демагог втянулся в небольшой конфликт, то из небольшого может превратить его в большой, а главное — затяжной. Прием борьбы с демагогом: засвидетельствовать отсутствие у пего реальных предложений и предложить подумать и высказать их.

Жалобщик — человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, по сам ничего не делающий для решения проблемы.

Консерватор. Выдвигает и отстаивает устоявшиеся, общепринятые подходы и способы действий. Консерватора трудно, а порой невозможно в чем-либо переубедить; если выдвигаемое положение, способ решения проблемы расходятся с его точкой зрения, он будет стоять на занятой им позиции до конца.

Конфликтная личность неуправляемого типа. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

Конфликтная личность бесконфликтного типа. Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих. Конфликтность — не вина, а беда таких личностей.

Конфликтная личность демонстративного типа. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Конфликтная личность ригидного тина. Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Конфликтная личность сверхточного типа. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми, потому что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Критик. Все предложения своих оппонентов упорно и последовательно критикует. Для выяснения его собственной позиции с критиком нужно согласиться и предложить ему представить свой конструктивный вариант решения того или иного вопроса.

Лживый. Может легко согласиться со своими оппонентами, не будет скупиться на обещания, добиваясь при этом приемлемого для себя решения. Спор, переговоры для него не имеют принципиального значения, так как он заведомо уверен в возможности невыполнения своих обязательств. Конфликтную ситуацию постарается разрешить с помощью тех же обещаний, заверений в своей лояльности, направленных к другой стороне. Необходимо выяснить, насколько осуществимы и осуществимы ли вообще предлагаемые им возможности. Постоянные разоблачения вряд ли изменят лживого оппонента.

Ложный альтруист. Якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т. п.

Максималист. Человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости.

Молчун. Держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то.

Наблюдатель. Пассивный участник спора, который часто склоняется то на одну, то на другую сторону, позиция которого чаще всего бывает неясна даже ему самому. Наблюдателя необходимо постоянно стимулировать и даже просить высказывать свою позицию.

Осторожный. Действует по принципу «как бы чего не вышло и не было бы хуже». Осторожность очень часто базируется на мнительности и весьма заниженной самооценке.

Пессимист. Неуверенный ни в себе, ни в исходе спора человек, который обрекает спор на провал, так как не уверен в своих силах и действиях. Основная тактика против него — это снисходительность и терпение.

Подстрекатель. Стремится обострить противоречия, часто провоцирует конфликт. Однако, в отличие от конфликтного типа, сам не ввязывается в споры, не дает втянуть себя в конфликт, а лишь подстрекает, подталкивает к нему других. Там, где это возможно, надо стараться нейтрализовать его действия.

Популист. Постоянно работает на публику. Для него главное — какова будет реакция со стороны на то, что он сказал, сделал. Стремится заработать себе дешевую репутацию, популярность, и это ему удается. Популисту следует тактично указывать на то, что главное — не слово, а дело.

«Разгневанный ребенок». Человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненные потеряли к нему уважение.

Скептик. Трудный оппонент, он будет отстаивать свою точку зрения, подвергая сомнению все остальное. Возможно, что и не будет иметь своего мнения, но обязательно займет непримиримую позицию по отношению к мнениям других. В дискуссии со скептиком бессмысленно ссылаться на общепринятые взгляды. Для скептика авторитетов не существует. В силу этих обстоятельств невозможен и компромисс. Исход спора с такими людьми непредсказуем.

Соглашатель. Поддерживает мнение большинства либо постоянно идет на поводу, на компромиссы, уступки. Иногда заводит спор в такую ситуацию, что создается лишь видимость примирения противоборствующих сторон. Реально же соглашателю остается лишь смириться с позицией и требованиями другой стороны.

«Тайный мститель». Человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость.

Фанатик. Живет в мире укоренившихся представлений, от которых он не откажется ни при каких обстоятельствах. Это, как правило, эрудированный собеседник, которого характеризуют скрупулезность и ответственность. Его трудно вывести из равновесия, еще труднее убедить в иной, чем его, точке зрения. Основная тактика действий против фанатика — это терпеливое разъяснение своей позиции.

«Хронический обвинитель». Всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, а обвиняя, можно решить проблему.

Эгоист. Постоянно стремится поставить свою персону в центр внимания окружающих. С завидным упорством, изощренно отстаивает свои личные интересы. Главным мерилом действий эгоиста является принцип «А что я от этого буду иметь?».

Существуют и более экзотические классификации трудных собеседников.

  • 1. «Монблан» (дикторская модель). Для собеседника, использующего эту модель, характерно следующее:
    • • отстраненность от собеседника (наличие психологического барьера);
    • • люди представляются ему безликой массой;
    • • он соблюдает большую дистанцию;
    • • пристройка сверху (смотрит на других свысока);
    • • подчеркивание своего социального статуса, возраста;
    • • общение имеет исключительно информационный характер.
  • 2. Модель «китайская стена» (неконтактная), для которой характерно:
    • • нежелание сотрудничать;
    • • большая психологическая дистанция;
    • • неумение и/или нежелание общаться;
    • • отсутствие обратной связи.
  • 3. Модель «локатор» (дифференцированное внимание).

Собеседник, использующий данную модель, при общении ориентируется не на всех своих собеседников, а лишь на их часть. Например, друзей, врагов, нейтрально настроенных. Педагог-локатор будет уделять свое внимание не всем ученикам в равной степени, а сильным учащимся, слабым или — чаще — средним (так называемая ориентация на середнячка).

  • 4. «Тетерев» (гипорефлексивная модель — от «гипо-» — малый и «рефлексия» — отражение) характеризуется:
    • • замкнутостью на самом себе;
    • • отсутствием реакции на собеседников;
    • • отсутствием диалога («тетерев» слушает только себя самого).
  • 5. «Гамлет» (гиперрефлексивная модель):
    • • озабочен не тем, что говорит и чего хочет добиться в результате деловой беседы, а тем, как его воспринимают другие;
    • • мнителен;
    • • обидчив;
    • • его реакции нередко неадекватны.
  • 6. Модель «робот» (негибкое реагирование). Использующий данную модель собеседник характеризуется следующим:
    • • он общается по составленной заранее программе;
    • • у него жесткая логика;
    • • невосприимчив к изменениям ситуации, настроения собеседника;
    • • вследствие этого бывает нелепым;
    • • обратные связи не воспринимаются;
    • • диалог отсутствует.
  • 7. Модель «Я сам» (авторитарная):
    • • собеседник стремится сделать себя главным лицом в беседе;
    • • нередко не дает другим и слова вставить в свой монолог;
    • • ставит себя выше всех;
    • • считает свои суждения истиной в последней инстанции;
    • • обратные связи незначимы.
  • 8. Модель «союз» (активное взаимодействие) — самая эффективная модель. Для собеседника, использующего эту модель, характерно следующее:
    • • он ведет диалог;
    • • внимательно слушает других;
    • • старается поддерживать мажорное настроение у своих собеседников;
    • • чутко схватывает и адекватно реагирует на изменения в настроении собеседников;
    • • стремится к тому, чтобы решение было принято совместными усилиями;
    • • для него важна как прямая, так и обратная связь.

Еще одна классификация участников спора.

  • 1. Мюнхгаузен широколиственный: везде был, все лично делал, все пробовал, все знает лучше специалистов. Заводит спор не потому, что его интересует предмет обсуждения, а чтобы похвастаться, какой он бывалый, и рассказать десяток историй о своем необычайном героизме и ловкости. Привязывается к любой геме, например, увидев утверждение «в тайге не живут попугаи» тут же разражается длинным рассказом о том, как он охотился в тайге на медведя голыми руками.
  • 2. Схоласт лианонодобный: цепляется к определениям и всю дискуссию сводит на формальные споры о происхождении терминов «что такое прямая», «неизвестно, что же такое поле» и т. д. Даже если первоначально речь шла о том, какие пылесосы лучше, через некоторое время участники спора с изумлением обнаруживают, что все забыли про электротовары и спорят о познаваемости мира. Искренне обижается, когда его начинают обвинять в провале коммуникации.
  • 3. Конспиролог бытовой приземленный: заранее уверен, что ученые все врут, очевидцы тоже врут, собеседники врут, продавцы врут, но его-то не обманешь, он умнее всех. Любые аргументы и доказательства бессильны в принципе: все же врут. Во всех доказательствах ищет какую-то корысть и подозревает, что они «проплачены рекламой», «куплены агентами капитала» или «это все мутит мировая закулиса (масоны и пр.)». Упивается своей проницательностью.
  • 4. Несогласник ветвистый: ничего о предмете не знает, но не согласен. Придирается к незначительному слову и заводит многословные разборки, уводя дискуссию далеко в сторону. Сыплет ссылками на совершенно не имеющие отношения к делу труды и статьи. Любит пользоваться аргументами «ну вы же не прочитали все триста томов сочинений Графоманова, как же вы можете утверждать, что он бездарен».
  • 5. Репейник личностный: спорит не с тезисами, а с автором высказываний, потому что автор ему не нравится. С таким же успехом утверждал бы полностью обратное, лишь бы досадить неприятному оппоненту. Легко перетекает в тип 6.
  • 6. Скандалист зловонный: получает удовольствие от скандалов. К любой теме приплетает личные свойства оппонента и особенности его личной жизни. Возразить по сути дела ему, как правило, нечего, потому что он умственно неразвит, но зато можно обвинить оппонента в любых неблаговидных делах, а потом радостно потирать руки, когда тот обидится.
  • 7. Ханжа вялоцветущий: к месту и не к месту втыкает цитату «не судите, и не будете судимы», а также прописные истины типа «о вкусах не спорят», «у каждого свое мнение», «среди каждого народа есть плохие и хорошие люди» и тому подобные азбучные истины. Демонстрирует показную терпимость и корректность, упирая на то, что все остальные не в меру категоричны. На самом деле у него просто нет никакого своего мнения, да и предмет спора ему неинтересен, а спорит он, чтобы показать всем, какой он культурный и толерантный.
  • 8. Архиультрапатриот развесистый: везде видит скрытые намеки против его государства. Даже если первичное утверждение гласит «ананас вкуснее репы», делает из него далеко идущие выводы и начинает громить безродных космополитов и наймитов мирового капитала. Спорить с ним неприятно и бесполезно.
  • 9. Кванторный недоумок несгибаемый: не способен отличить утверждение «один мой знакомый блондин никогда не мыл ноги» от утверждения «все блондины не моют ног». Яростно спорит со ВТОРЫМ утверждением (которого никто не высказывал), громя противников за расизм, шовинизм, феминизм, антиблондинизм и т. д. и т. п. Часто смыкается с п. 4.
  • 10. Демагог бесплодный ядовитый: забрасывает оппонента доводами, имеющими весьма смутное отношение к теме, но с уклоном в морализаторство (например, на утверждение «пустые баночки от кофе лучше выкинуть, чем захламлять кухню» отвечает воплем «так вы вообще против экологии и хотите загубить наше будущее!»). Виртуозно меняет на ходу предмет спора с единственной целью — привести оппонента в замешательство, «срезать» его. В отличие от репейника личностного (5) может вовсе ничего не иметь против личности оппонента: ему важен процесс. Когда оппонент, поняв, с кем имеет дело, отказывается продолжать диалог, возглашает «слив защитан» и уходит победителем. Хорошо описан писателем В. Шукшиным в рассказе «Срезал».
  • 11. Склочень визгнявый: не терпит возражений ни в каком виде, хотя предмет дискуссии может не понимать. Получив возражения, теряет всяческий облик, неистово поливает оппонентов оскорблениями, искажает их аргументы, приписывает им то, чего они не утверждали. Может развалить неспешную дискуссию группы ученых мужей, не будучи даже примерно знакомым с предметом спора. Опасен, как психопат за рулем самосвала.
  • 12. Добросовестник продуктивный: реально заинтересован обсуждаемой темой, с чем-то не согласен и жаждет уточнения. В редких случаях даже соглашается, что был недостаточно информирован. Встречаются также случаи, когда автор исходного утверждения соглашается с аргументами добросовестного спорщика. В любом случае обе стороны обогащаются новыми для себя фактами и мнениями. Спорит корректно, не переходя на личности. Встречается редко, занесен в Красную Книгу1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой