Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности рассмотрения арбитражным судом дел о признании несостоятельным [банкротом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной задачей дела о банкротстве является предоставление должнику возможности восстановить платежеспособность, а в случае невозможности — производство расчетов с кредиторами путем принудительной распродажи его имущества с последующим выведением должника — юридического лица из гражданского оборота посредством ликвидации или освобождения от долгов должника — физического лица. В решении… Читать ещё >

Особенности рассмотрения арбитражным судом дел о признании несостоятельным [банкротом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процессуальную основу рассмотрения дел о признании банкротом составляют АПК, Федеральные законы от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации» .

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную судом или объявленную должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Основной задачей дела о банкротстве является предоставление должнику возможности восстановить платежеспособность, а в случае невозможности — производство расчетов с кредиторами путем принудительной распродажи его имущества с последующим выведением должника — юридического лица из гражданского оборота посредством ликвидации или освобождения от долгов должника — физического лица.

Дела о банкротстве отнесены к исключительной компетенции арбитражного суда, независимо от того, участвуют ли в таких делах юридические или физические лица, вне связи с наличием у них статуса индивидуального предпринимателя. Это означает, что ни суды общей юрисдикции, ни третейские суды дела о банкротстве не рассматривают.

Названные ограничения следуют из ч. 3 ст. 22 ГПК, а также п. 3 ст. 33 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ[1].

При этом закон устанавливает дополнительные условия, которые необходимы для принятия заявления о признании должника банкротом. Статьей 33 данного Закона установлено, что заявление о признании должника банкротом принимается судом: 1) если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину — не менее чем 10 тыс. руб.; 2) указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено законом; 3) индивидуальный предприниматель, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее 10 тыс. руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества (постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51).

Таким образом, «понятие подведомственности дел о банкротстве как бы включает в себя и признаки неплатежеспособности, наличие которых служит основанием для обращения в суд и принятия им заявления к рассмотрению»[2].

Подсудность определяется по правилам исключительной подсудности. В силу ч. 4 ст. 38 АПК заявление подается по месту нахождения должника. Дела о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту жительства гражданина (ст. 33 Закона).

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено ст. 17 АПК. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особым составом участников. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ делит участников рассмотрения дела о банкротстве на две группы:

  • 1) лица, участвующие в деле;
  • 2) лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

К лицам, участвующим в деле, относятся должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также лицо, предоставляющее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

К лицам, участвующих в арбитражном процессе, относятся представитель работников должника; представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия; представитель учредителей (участников) должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов РФ, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по месту нахождения должника. В процессе вправе участвовать саморегулируемая организация арбитражных управляющих; орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих; кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.

Арбитражный процесс по делам о банкротстве делится на две стадии: 1) разбирательство дела о банкротстве; 2) проведение процедур банкротства.

Первая стадия представляет собой собственно арбитражный процесс, начинающийся подачей заявления о признании должника банкротом и заканчивающийся вынесением судебного постановления, которым устанавливается факт — несостоятельность или состоятельность должника.

Вторая стадия представляет собой реализацию судебного акта и напоминает исполнительное производство. При этом основные задачи судопроизводства выполняет арбитражный управляющий, осуществляющий деятельность иод контролем суда.

Следует иметь в виду, что такая процедура банкротства, как наблюдение, относится к первой стадии рассмотрения дела, поскольку выполняет обеспечительные функции[3].

Важная роль в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ отводится наблюдению (гл. IV), которое является не только процедурой банкротства, как определено в законе, но в то же время может рассматриваться в качестве меры по обеспечению заявленного требования[4].

В течение пяти дней после поступления заявления о признании должника банкротом судья должен вынести определение о принятии заявления. В определении должна быть указана кандидатура арбитражного управляющего или саморегулируемая организация, из членов которой суд утверждает арбитражного управляющего.

При этом Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ предусматривает обязанность должника (в течение 10 дней с момента получения определения о принятии заявления) представить отзыв на заявление о признании банкротом (ст. 47). 1 2.

От результатов рассмотрения обоснованности заявления зависит дальнейшее движение дела. Рассмотрение обоснованности заявления проводится в судебном заседании, которое проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

По результатам рассмотрения суд должен вынести одно из следующих определений: 1) о признании заявления обоснованным и введении наблюдения; 2) об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления без рассмотрения; 3) об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу.

При подготовке дела к судебному разбирательству суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов, определяет размер требований кредиторов. Для решения вопросов, требующих специальных знаний, суд вправе назначить экспертизу, в том числе по своей инициативе. Судья при подготовке дела может принять меры для примирения сторон. Осуществление таких мер не может служить основанием для приостановления производства по делу о банкротстве.

При подготовке дела к судебному разбирательству рассматриваются возражения должника по требованиям кредиторов. Обоснованность возражений должника проверяется в отдельном судебном заседании, где фактически разрешается спор о праве.

Дело о признании банкротом должно быть рассмотрено в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления в суд. Дело рассматривается по правилам, предусмотренным АПК с особенностями, установленными Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ допускается обжалование любых определений, принимаемых арбитражным судом в деле о банкротстве. При этом установлены различные сроки и порядок обжалования определений[5].

Особенностью рассмотрения дел о банкротстве также является то, что в рамках дела рассматриваются все разногласия, заявления, ходатайства и жалобы, связанные с делом о банкротстве (ст. 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ). В деле о банкротстве подлежат рассмотрению требования об оспаривании сделок должника.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве суд принимает один из следующих судебных актов:

  • — решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • — решение об отказе в признании должника банкротом;
  • — определение о введении финансового оздоровления;
  • — определение о введении внешнего управления;
  • — определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
  • — определение об оставлении заявления о признании банкротом без рассмотрения;
  • — определение об утверждении мирового соглашения.

Основаниями для прекращения производства по делу о банкротстве, в частности, являются восстановление платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления и заключение мирового соглашения (ст. 57 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случае отсутствия признаков банкротства.

В решении о признании должника банкротом должно содержаться указание на признание должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В решении арбитражного суда о признании банкротом индивидуального предпринимателя должно быть указано на признание утратившей силу государственной регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя.

Принятие решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства на срок до шести месяцев, который может продлеваться не более чем на шесть месяцев.

Конкурсное производство завершается после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах конкурсного производства, о чем выносится определение. В случае погашения требований кредиторов суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица — должника. Факт внесения записи о ликвидации должника в Реестр является основанием для прекращения конкурсного производства.

Необходимо обратить внимание, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» содержит ряд ограничений, в соответствии с которыми его требования не распространяются на Российскую корпорацию нанотехнологий, государственную корпорацию «Ростехнологии», государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», государственную компанию «Автодор», Фонд перспективных исследований (Федеральные законы от 19.07.2007 № 139-?З, от 23.11.2007 № 270-ФЗ, от 01.12.2007 № 317-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ, от 16.10.2012 № 174-ФЗ).

  • [1] Арбитражный процесс / под ред. М. К. Треушникова. М. 2010. С. 492.
  • [2] Там же. С. 493.
  • [3] Арбитражный процесс / под ред. В. В. Яркова. М., 1998. С. 179.
  • [4] Арбитражный процесс / под ред. М. К. Треушникова. С. 496.
  • [5] Арбитражный процесс / под ред. М. К. Треушникова. С. 498.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой