Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственная власть в Вавилонии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, царь — верховный судья, и содержание Кодекса Хаммураби, смеем думать, во многом определено решениями царского суда. Царь — верховный жрец. Это понятно само собой. Избитый тезис советской историографии, что царь есть верховный собственник всей земли в своем государстве, естественно, неверен, поэтому здесь только подчеркнем еще раз: царь не был верховным собственником всей земли… Читать ещё >

Государственная власть в Вавилонии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По форме правления Вавилония представляла из себя монархию. Верховный владыка есть царь — «sarrum».

Царская власть в глазах семитов обладает невероятным авторитетом. Царь — если не божество, то личность, непосредственно общающаяся с богами. Характерно представление шумеров об этом. Их древние цари суть герои, главный из которых Гильгамеш, как утверждала традиция, на '/3 бог, а на 2/3 человек. Но шумеры не относятся к семитам, хотя возможно предположить что они подверглись сильному влиянию последних. Достаточно сравнить титулы шумеро-аккадских и вавилонских царей и историю создания памятников права, которая обычно выражена в их преамбуле. Для этого в левой половине сравнительной таблицы мы даем титул Липит-Иштара, царя Исина (XX в. до Р. X.), а в правой — Хаммураби из преамбулы к его Кодексу (XVIII в. до Р. X.):

Когда Липит-Иштара, мудрого пастыря, чье имя названо Нуннамниром — для устроения права в стране, для изгнания жалоб из уст людей, для отвращения оружием вражды и насилия, для ублаготворения плоти Шумера и Аккада, когда Ан и Энлиль избрали Липит-Иштара для главенства в стране, тогда я, Липит-Иштар, смиренный пастырь Ниппура, верный Энгар Ура, не покидающий Эреду, достойный жрец Урака, царь Исина, царь Шумера и Аккада, любезный сердцу Инаны, по слову Энлиля установил право в Шумере и Аккаде…

Когда великий Ану, царь амуннаков, и Энлиль, владыка небес и земли, судящий судьбы страны, вручили Мардуку, первому сыну Эа, энлильство над всеми людьми, возвеличили его среди игигов, назвали Вавилон его величайшим именем, сделали его могущественнейшим среди четырех частей света, утвердили в нем вечную царскую власть, чье основание прочно подобно небесам… Тогда меня, Хаммураби, славного, богобоязненного государя, для того, чтобы дать справедливость в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильнейшему не притеснять слабого, чтобы я, как Шамаш, восходил над черноголовыми и озарял страну… отныне…

Что кроется за такой трескучей титулатурой? Обычно — конкретное описание функций царской власти. Например, совершенно четко виден ее источник — это не простое божество, а царь самих богов. Иерархия земных начальствующих лиц, таким образом, должна повторять иерархию небесную. Далее, понятно, для чего создана власть царя: прежде всего для отправления судебных полномочий. Они самые древние и явно преобладают над всеми остальными. Отсюда, кстати, сразу можем определить действительный источник происхождения царской власти у семитов — это племенные вожди, избранные для суда и для войны. Другая характерная деталь — в памятниках семитического права ничего не говорится об экономической подоплеке царской власти. Благополучие страны и людей практически всегда зависит от богов и от установления правды и справедливости в отношениях между людьми: «Когда Мардук послал меня, — говорит Хаммураби, — управлять людьми и доставлять стране благополучие, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям».

Итак, царь — верховный судья, и содержание Кодекса Хаммураби, смеем думать, во многом определено решениями царского суда. Царь — верховный жрец. Это понятно само собой. Избитый тезис советской историографии, что царь есть верховный собственник всей земли в своем государстве, естественно, неверен, поэтому здесь только подчеркнем еще раз: царь не был верховным собственником всей земли. Он в Вавилонии, как и на всем Востоке, выступал в роли верховного сюзерена своих вассалов. Вавилония с типологической точки зрения может быть охарактеризована как раннефеодальная монархия. Тем не менее, как и во всех раннефеодальных монархиях, где центральная власть еще достаточно крепка, мы и здесь можем выделить сферы ее особого интереса.

В основном это торговля и производство товаров и услуг. Центр (в лице царя) вмешивается в эту область очень активно. Самое распространенное средство — установление закона об общеобязательных тарифах. Так, Кодекс Хаммураби устанавливает тариф оплаты найма ремесленников и сельскохозяйственных работников (cm. 257, 258, 273у 274); тарифы по вознаграждению за труд лиц свободных профессий, т. е. врача, строителя, корабельщика (cm. 276, 277) и др. Тарифная политика регулирует и ростовщический процент (cm. 88−95), и способы перевода цен на хлеб в серебро (cm. 51). Это было необходимо ввиду отсутствия денежной единицы в Вавилонии в современном значении этого слова (следует напомнить, что деньги — монеты — появились только в VII в. до Р. X.). Когда в памятнике речь заходит о деньгах, законодатель подразумевает под этим прежде всего весовые единицы ценных металлов.

Преемники Хаммураби не смогли удержать власть в ее прежнем положении и вынуждены были дать городам, и по всей видимости, храмам очень большие привилегии по самоуправлению. Привилегии эти были использованы жрецами храмов, расположенных в крупных городах, в своих интересах. Так, считается, что Вавилон персы взяли при Кире Великом только из-за предательства жрецов вавилонского храма Мардука. Однако стоит всегда помнить, что привилегии городов и храмов в Двуречье имеют долгую историю еще с шумерских времен.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой