Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общее образование. 
Образовательное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каких-либо иных требований по условиям доступа к освоению программ общего образования в законодательстве не установлено. Иначе говоря, возможность реализовать это право не зависит от состояния здоровья, в том числе и психического, а также от имеющихся на момент приема в образовательную организацию компетенций, например умения читать, считать и т. д., и любых других обстоятельств. Это является… Читать ещё >

Общее образование. Образовательное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • механизм реализации права на получение общего образования;
  • • классификацию общего образования на уровни;
  • • нормативные требования к приему на обучение по основным общеобразовательным программам;
  • • особенности прав и социальных гарантий обучающихся по основным общеобразовательным ирограммам;
  • • содержание понятия «услуга по присмотру и уходу» в сфере общего образования;

уметь

  • • определять необходимое содержание локальных актов, касающихся приема на обучение, но основным общеобразовательным программам;
  • • отличать внеучебную деятельность учащихся от дополнительного образования;
  • • отличать услугу по присмотру и уходу от образовательной услуги;

владеть

• навыками применения норм законодательства об общем образовании в правоприменительной практике.

Уровни общего образования. Право на получение общего образования

Согласно ч. 4 ст. 10 Закона об образовании в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  • 1) дошкольное образование;
  • 2) начальное общее образование;
  • 3) основное общее образование;
  • 4) среднее общее образование.

Таким образом, в Российской Федерации существуют четыре уровня общего образования. Дошкольное образование вошло в число уровней общего образования только с принятием действующего Закона об образовании. Ранее действовавший Закон РФ «Об образовании» считал дошкольное образование отдельным видом образования.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 12 Закона об образовании в рамках указанных выше уровней общего образования реализуются соответствующие основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.

Частью 1 ст. 63 указанного Закона устанавливается, что перечисленные выше образовательные программы являются преемственными. Однако, несмотря на это, дошкольное образование по-прежнему не является обязательным. Этот вывод подтверждается, с одной стороны, тем, что ч. 5 ст. 66 не устанавливает этот уровень образования в качестве обязательного, а с другой — освоение образовательной программы дошкольного образования не является условием допуска к освоению программы начального общего образования.

Право на получение общего образования законодательство связывает с достижением определенного возраста, установленного ч. 1 ст. 67 Закона об образовании. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Следует отметить, что по заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию па обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Каких-либо иных требований по условиям доступа к освоению программ общего образования в законодательстве не установлено. Иначе говоря, возможность реализовать это право не зависит от состояния здоровья, в том числе и психического, а также от имеющихся на момент приема в образовательную организацию компетенций, например умения читать, считать и т. д., и любых других обстоятельств. Это является в том числе продолжением неотъемлемого права каждого на образование, закрепленного в ч. 1 ст. 43 Конституции РФ. Из этого положения вытекает требование к государству об обеспечении общедоступности общего образования, что означает, с одной стороны, обязанность государства обеспечить существование необходимой сети образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, которая бы обеспечивала возможность получения такого образования любым лицом независимо от места его жительства, а с другой — обязанность по созданию специальных условий для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями.

Также право на получение общего образования не зависит от гражданства. Часть 2 ст. 78 Закона об образовании говорит о том, что иностранные граждане обладают равными с гражданами России правами на получение данного вида образования на общедоступной и бесплатной основе.

Вместе с тем общее образование — не только право, но и обязанность. Часть 4 ст. 43 Конституции РФ устанавливает, что основное общее образование обязательно. Закон об образовании повышает обязательный уровень образования до среднего общего образования. Впрочем, данный уровень образования как обязательный был установлен и в прежнем Законе РФ «Об образовании». Данное требование нельзя рассматривать как противоречащее Конституции РФ.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“», такое требование дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые хотели бы продолжить свое обучение. Данный вывод может быть экстраполирован и на Закон об образовании. Иначе говоря, рассматриваемое требование не должно рассматриваться как возложение дополнительного бремени на обучающегося и его родителей (законных представителей), а свидетельствует о возложении государством на себя дополнительных обязанностей по обеспечению реализации права граждан на образование, поскольку среднее общее образование, как и остальные уровни общего образования, является бесплатным и общедоступным.

Говоря об обязанности граждан получить среднее общее образование, необходимо отметить, что такая обязанность является «мягкой». Безусловной в данном случае является обязанность государства обеспечить условия для получения такого образования. Для конкретного лица это является скорее моральной обязанностью, так как за ее невыполнение не установлено никаких санкций. Этот вывод подтверждает, в частности, и ч. 5 ст. 66 Закона об образовании, согласно которой требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Механизмами реализации рассматриваемого права и обязанности является, с одной стороны, возложение на родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся обязанности обеспечить получение их детьми общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании), а с другой — возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обязанности по ведению учета детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей (ч. 5 ст. 63 Закона).

Кроме этого, следует отметить, что все основные образовательные программы могут быть освоены в форме семейного образования, а программы среднего общего образования — также в форме самообразования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой