Роль публичного контроля в управлении экономикой
По определению Э. А. Вознесенского, финансовый контроль — это деятельность государственных и общественных органов, состоящая в проверке обоснованности процессов формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. При этом следует иметь в виду, что «контрольные функции в обществе весьма разнообразны, при чем сфера их распространения при переходе от одной формации… Читать ещё >
Роль публичного контроля в управлении экономикой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учеными неоднократно приводилось обоснование объективной необходимости контроля как особой функции управления, обусловленной природой государства. Подробно исследовались виды (звенья) государственного контроля, в том числе публичного финансового контроля, приводились его определения (было рассмотрено в параграфе 2.1).
Существует мнение ученых о том, что при переходе к рынку роль контроля в экономической сфере ослабевает, так как в условиях рынка автоматически повышается контроль рублем. Однако опыт зарубежных стран показывает ошибочность представлений о том, что в условиях рынка должны ослабевать контрольные функции государства. Идея ослабления государственного контроля за субъектами экономической деятельности, основанная на том, что сам рынок, сами потребители продукции и услуг станут главными контролерами, является спорной. Об этом свидетельствует как отечественный опыт первых лет перехода к рыночным отношениям, так и опыт зарубежных стран с уже сложившейся рыночной экономикой. В США, например, действующая система государственного контроля трансформирована в государственно-правовую систему и представляет собой необходимый элемент государственного регулирования баланса полномочий законодательной и исполнительной власти.
Среди направлений публичного контроля (экологический, демографический и иные) для экономического сегмента государства особую роль играет финансовый контроль.
По определению Э. А. Вознесенского, финансовый контроль — это деятельность государственных и общественных органов, состоящая в проверке обоснованности процессов формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. При этом следует иметь в виду, что «контрольные функции в обществе весьма разнообразны, при чем сфера их распространения при переходе от одной формации к другой постоянно расширяется, меняются задачи контроля, его содержание, организационные формы его осуществления вследствие причин экономического, политического и социального характера»[1]. Главная функция финансового контроля состоит в проверке соблюдения законности и целесообразности осуществляемых в экономической жизни общества операций. Вопросы финансового контроля подробно исследовались учеными в области финансового права.
Изучение теории публичного финансового контроля в условиях нестабильности российской экономики, роста цен, инфляции, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж (деликты в сфере экономики рассмотрим в параграфе 11.4) и многих других негативных факторов имеет сегодня особое значение, несмотря на существующую тенденцию передачи части «избыточных» публичных функций СРО.
Примечательно, что развитие саморегулирования с одновременной передачей части контрольных функций от государства СРО принято рассматривать в общем русле с такими приоритетными задачами и целями развития российского общества, как: снижение уровня коррупции, административных барьеров для ведения бизнеса, устранение избыточного государственного контроля, поддержка малого и среднего бизнеса, совершенствование системы контроля и надзора, развитие государственно-частного партнерства и других механизмов гражданского общества, создание эффективных механизмов взаимодействия государства, предпринимательского сектора.
Как отмечалось ранее (параграф 6.2), в исторической ретроспективе хронологию развития саморегулирования принято вести с начала 1920;х гг., однако следует отметить, что в России принцип саморегулирования еще в 1864 г. был положен в основу такого правового института, как адвокатура и коллегия адвокатов. Например, прообразом СРО можно по праву считать, в том числе и созданную в 1870 г. Московскую биржу, на биржевой комитет которой, согласно уставу, возлагалась функция защиты участников биржевого сообщества перед государственными и общественными организациями. Аналогичная идея была заложена в деятельность нотариата и нотариальных палат.
Становлению нового этапа в развитии саморегулирования в российской правовой системе предшествовала поступательная и методически выверенная работа. Так, еще до вступления в силу Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в рамках реализации программа Европейского Союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ были предоставлены консультации по вопросам внедрения саморегулирования в Российской Федерации.
Таким образом, следует отметить, что управление экономикой с помощью контроля в настоящее время видоизменяется, но роль публичного субъекта (государства или местного самоуправления), трансформируясь, не уменьшается. Контроль экономической и финансовой деятельности, как и раньше, входят в полномочия специальных компетентных органов. Финансовый контроль осуществляется в установленном порядке всей системой органов государства, специальными контрольными органами. При этом надзорные функции осуществляет Банк России.
- [1] См.: Вознесенский Э. А. Финансовый контроль в СССР. М.: Юрид. лит., 1973. С. 68.