Следственно-оперативная группа.
Оперативно-розыскная деятельность.
Правовые и теоретические основы
Решение о создании СОГ принимается руководителями аппаратов следствия и оперативных подразделений и оформляется приказом (распоряжением) начальника соответствующего правоохранительного органа. Руководителем группы назначается следователь, принявший дело к производству. Следователь — руководитель СОГ выполняет две функции — процессуальную и организационную. Как правило, руководителем группы… Читать ещё >
Следственно-оперативная группа. Оперативно-розыскная деятельность. Правовые и теоретические основы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Следственно-оперативная группа есть одна из форм организации непроцессуального взаимодействия следователя и органов, осуществляющих ОРД.
«Следственно-оперативная группа (СОГ) представляет собой временное (внештатное) организационное формирование, объединяющее под руководством лица, обладающего процессуальными полномочиями по расследованию преступлений, сотрудников правоохранительных органов и специалистов для совместной согласованной деятельности по решению задач предварительного расследования»[1].
Включение признака временности в выше приведенное определение может показаться ошибочным, поскольку существуют постоянно действующие (специализированные) СОГ (см. ниже). Однако это не так, поскольку необходимость и возможность их функционирования может отпасть по многим причинам, к примеру, в результате изменения криминогенной обстановки, перемены в структуре правоохранительных органов. Кроме этого не следует забывать, что участие в таких группах в большинстве случаев не является единственной и основной профессиональной деятельностью их членов. В связи с этим можно согласиться с «временным» характером существования постоянно действующих (специализированных) СОГ[2].
СОГ отвечает следующим признакам:
- а) согласованности планирования (члены группы разрабатывают перечень и последовательность проведения следственных действий и ОРМ в их взаимозависимости);
- б) временного характера деятельности;
- в) участия представителей различных подразделений данного правоохранительного органа и (или) органов различных федеральных министерств и служб, которым предоставлено право производить предварительное расследование и осуществлять ОРД;
- г) приоритета процессуального руководства.
Создание СОГ предусмотрено разд. II Положения о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567. Также ч. 2 ст. 163 УПК РФ предусмотрена возможность привлечения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, к работе следственной группы.
Целями создания СОГ являются:
- а) всесторонность и полнота расследования преступлений;
- б) сокращение процессуальных (предварительного следствия) сроков.
Видами СОГ являются (см. табл. 15.1):
1) дежурная группа (при дежурной части). Обеспечивает немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и ОРМ, но «горячим следам»[3].
Основной задачей дежурной СОГ является раскрытие преступлений, но «горячим следам».
Формируется группа из числа следователя, сотрудников оперативнорозыскных и экспертно-криминалистического подразделений (возможно еще и кинолога со служебно-розыскной собакой), которые в соответствии с графиком дежурства личного состава данного правоохранительного органа осуществляют дежурство в составе СОГ. В состав группы могут быть также включены сотрудники иных подразделений.
Участковый уполномоченный полиции не входит состав дежурной СОГ, но может привлекаться к содействию ей. При прибытии на место происшествия раньше СОГ он принимает меры к пресечению преступления и задержанию (преследованию) подозреваемых, незамедлительно информирует оперативного дежурного, оказывает помощь пострадавшим, устанавливает очевидцев и в дальнейшем принимает меры по охране места происшествия, сохранению следов преступления и иных предметов, имеющих значение для дела, которые могут стать вещественными доказательствами. При прибытии на место происшествия СОГ участковый уполномоченный полиции информирует ее руководителя о характере и месте происшествия, о пострадавших, возможных очевидцах, которые могут быть причастны к совершению преступления. Он должен исполнять поручения руководителя СОГ по получению справок, установлению, опросу и вызову к следователю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и лицах, его совершивших. Оперативные сотрудники ОВД взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции в проведении ОРМ. Заместителем начальника полиции организуется взаимодействие сотрудников подразделений уголовного розыска с участковыми уполномоченными полиции по предупреждению и раскрытию преступлений, а также обмен информацией о совершенных на административных участках преступлениях, похищенном имуществе, лицах, объявленных в розыск (п. 75.2, 75.4, 75.5, 81.2, 97.11 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166).
Преступления учитываются в учетных документах органа дознания как выявленные СОГ в тех случаях, когда она выезжала на место происшествия и установила наличие состава преступления;
- 2) целевая или временная группа. Создается для раскрытия и расследования преступлений по конкретному уголовному делу;
- 3) специализированная (постоянно действующая). Предназначена для раскрытия и расследования преступлений определенной категории, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены. Например, согласно п. 1.8 приказа Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» «для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений создавать постоянно действующие следственно-оперативные группы, руководство деятельностью которых возлагать на наиболее опытных работников».
Постоянно действующие СОГ начали создаваться у нас в стране в конце 1970;х гг. для раскрытия и расследования неочевидных убийств и других тяжких преступлений против личности. Первоначально руководителями СОГ были следователи по особо важным делам, но уже к началу 1980;х гг. руководство перешло к прокурорам-криминалистам (сейчас это с некоторыми изменениями — следователь-криминалист). В СОГ на постоянной основе включались опытные оперативные сотрудники, судебно-медицинские эксперты, эксперты-криминалисты, кинологи;
4) совместная группа (бригада). Создается для раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных ОПГ. В состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов Следственного комитета РФ, ФСБ России и других заинтересованных органов.
Различия между видами СОГ.
СОГ Различие. | Дежурная. | Временная. (целевая). | Специализированная. |
Срокам функционирования. | На сутки. | На период расследования конкретного уголовного дела. | На неопределенный срок. |
Документальному оформлению деятельности. | Приказом. (распоряжением) начальника. (его заместителя) ОВД субъекта РФ; ОВД на городском/. районном уровне. | Приказом. (распоряжением) начальника. (его заместителя) ОВД субъекта РФ; ОВД на городском/. районном уровне. | Приказом начальника (заместителя) территориального органа МВД России. |
Субъекту, наделенному правом их создания. | Начальник ОВД районного, городского уровня. | Начальник ОВД районного, городского уровня. | Начальник (заместитель) МВД, ГУВД, УВД. |
Назначению. | Для реакции на сообщение о преступлениях, производства неотложных следственных действий и ОРМ по «горячим следам». | Для раскрытия и расследования конкретного преступления. | Для тех же целей, что и первые две, а также для аналитической и методической работы. |
Фактическими основаниями для создания СОГ служат: а) значительное число подозреваемых (обвиняемых) по уголовному делу о тяжком или особо тяжком преступлении; б) множественность преступных эпизодов; в) большое число потерпевших; г) большой объем доказательственной и иной криминалистически значимой информации; д) сложность доказывания.
Решение о создании СОГ принимается руководителями аппаратов следствия и оперативных подразделений и оформляется приказом (распоряжением) начальника соответствующего правоохранительного органа. Руководителем группы назначается следователь, принявший дело к производству. Следователь — руководитель СОГ выполняет две функции — процессуальную и организационную. Как правило, руководителем группы назначается наиболее опытный и авторитетный следователь, обладающий организаторскими способностями, умением сглаживать «острые углы» разногласий между членами группы, строить ровные, деловые отношения с коллегами. В такие группы входят помимо опытных следователей и оперативных сотрудников эксперты и другие специалисты.
При расследовании дела несколькими следователями выносится соответствующее постановление. Если в группу включаются несколько оперативных работников, один из них назначается старшим. Изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, по согласованию с руководителем СОГ.
Основными направлениями взаимодействия ее членов в рамках СОГ являются: а) совместное планирование следственных действий; б) ознакомление следователя с содержанием оперативно-розыскной информации в целях последующего ее использования в ходе расследования уголовного дела; в) проведение отдельных процессуальных действий; г) выполнение оперативниками отдельных поручений следователя; д) участие оперативников в производстве следственных действий.
Таким образом, можно выделить основные черты, которые характеризуют СОГ: 1) производимые членами СОГ следственные действия и ОРМ подчинены единым целям; 2) совместные следственные и оперативнорозыскные действия согласуются между всеми взаимодействующими сторонами (оперативники, специалисты экспертных подразделений, инспектор-кинолог, участковые уполномоченные полиции и др.), в частности, посредством разработки плана указанных действий; 3) каждый из членов СОГ, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет свою функциональную самостоятельность; 4) работа в составе СОГ обеспечивает возможность незамедлительного использования следователем полученных оперативно-розыскным путем данных, а оперативными работниками — сведений, полученных в процессе проведения следственных действий[4].
Руководитель группы, помимо личного участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и его планирование, распределяет работу между участниками группы и координирует их действия, осуществляет организационное обеспечение и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лично отвечает за надлежащее их использование и легализацию процессуальным путем. Однако следует задаться следующим вопросом: поскольку СОГ предполагает деятельность нескольких лиц, целесообразно ли заниматься планированием только ее руководителю или же в планировании работы группы должны принимать участие все входящие в нее участники? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть преимущества и недостатки коллективного и единоличного планирования. Совместная деятельность предполагает необходимость и возможность коллективного планирования этой деятельности. На практике нередко используется, например, такой его метод, как «мозговой штурм». Суть его состоит в том, что каждый из участников группы выдвигает свои идеи, количество и качество которых не ограничивается. После этого все высказанные идеи, версии подлежат тщательному анализу и используются наиболее удачные из них. Для проведения аналитической работы могут быть приглашены опытные сотрудники, не входящие в СОГ. Всем этим процессом управляет руководитель группы, которому принадлежит и право принятия окончательного решения.
Оперативный сотрудник в составе СОГ осуществляет необходимые мероприятия, предусмотренные нормативными правовыми актами, включая ведомственные и межведомственные, в частности, по установлению личности, обнаружению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке изъятых вещей и объектов по криминалистическим учетам, выявлению очевидцев расследуемого события, мест хранения и сбыта похищенного, взаимодействуя при этом с сотрудниками других подразделений ОВД и органов иных ведомств. На основании поручений руководителя СОГ, данных в порядке, определенном УПК РФ, он проводит ОРМ. Оперативный сотрудник сообщает в дежурную часть ОВД сведения о характере преступления, приметах подозреваемых лиц и особенностях похищенного имущества, а также другие данные, имеющие значение для розыска и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомите ней следователя (руководителя СОГ), принимая меры, исключающие разглашение источников и способы ее получения.
Для обеспечения результативности работы по реализации оперативных материалов следователь вправе знакомить с материалами уголовного дела оперативного работника — члена СОГ, который несет ответственность за их разглашение.
Несмотря на общие цели, поставленные членами СОГ в деле раскрытия и расследования преступлений, каждый из его участников действует присущими ему методами и средствами при точном разграничении следственной и оперативно-розыскной компетенций; т. е. следователь пользуется только арсеналом средств, предоставленных УПК РФ, а сотрудники ОРО — силами, средствами и методами, которыми они располагают в силу своих полномочий. Однако такое положение не отрицает в порядке выполнения отдельного поручения следователя или мероприятия, предусмотренного совместным планом, возможного выполнения оперативным сотрудником отдельных процессуальных действий (допросов, выемок и т. п.).
Решение о расформировании СОГ по предложению ее руководителя принимает начальник, ее создавший, т. е. cuius est instituere, eius est abrogarex, или вышестоящий руководитель.
СОГ имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с единоличным расследованием, если работа в ней надлежащим образом организована. Например, эффективнее преодолевать противодействие со стороны заинтересованных в благоприятном для себя исходе по уголовному делу лиц; оперативно пресекать преступные действия ОПГ и ПС; оптимальным путем реализовывать оперативно-розыскные материалы в уголовном процессе.
СОГ — не единственная форма совместной работы следователя и оперативника по оперативно-розыскному сопровождению предварительного следствия. При необходимости оказания кратковременного или периодического содействия руководитель ОРО уполномочен давать указание конкретному оперативнику на осуществление оперативно-розыскного обеспечения следственных действий согласно отдельным поручениям органа дознания или следователя.[5]
- [1] Улимаев Р. 10. Следственно-оперативные группы: правовой статус, организация и деятельность: дис… канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.
- [2] Плеханов Л. В. Следственно-оперативная группа как одна из организационных формвзаимодействия органов следствия и дознания // Актуальные вопросы юридических наук: материалы межд. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск, 2012. С. 85.
- [3] Согласно сноске 6 п. III Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов — приложения № 3 к приказу Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКНРоссии от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/363/339 «О едином учете преступлений»: «Под следственно-оперативной группой понимается организационная формавзаимодействия органов предварительного расследования, оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, созданная для немедленного реагирования на сообщенияо преступлениях, производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по „горячим следам“».
- [4] Багмет А. М. Организация и деятельность следственно-оперативной группы при расследовании массовых беспорядков // Расследование преступлений: проблемы и пути ихрешения: сб. науч.-практ. трудов / под ред. А. И. Бастрыкина. М., 2013. Вып. 1. С. 19—20.
- [5] Кто постановил, том}' и упразднять (лат.).