Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Право Спарты. 
История государства и права зарубежных стран древнего мира и средних веков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Спарта оказала значительно меньшее влияние на развитие государственности и права в истории, чем Афины. Если афинская демократия была для своего времени прогрессивным явлением, так как сделала возможным высокое развитие, расцвет греческой культуры, то Спарта в области материальной культуры не дала ничего, достойного упоминания. В древности Спарта славилась только великолепным для своей эпохи… Читать ещё >

Право Спарты. История государства и права зарубежных стран древнего мира и средних веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Источники права Спарты в виде каких-либо кодексов до нас не дошли; о законах народного собрания известно немного, хотя таковые, по всей вероятности, до VI в. до н.э. еще не применялись.

Вещное право. В полисе запрещалось гражданам владеть золотом, серебром, а также копить деньги. В Спарте в V—IV вв. до н.э. не существовало частной собственности на землю у рабов в том виде, в каком она сложилась в развитом античном праве. Юридически верховным собственником всей земли и рабов считалось государство. Земля принадлежала всем свободным спартиатам, коллективным рабовладельцам. Отдельным гражданам государство предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами. Надел считался семейным, его единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству к старшему сыну. Младшие же оставались на участке и продолжали хозяйничать. Купляпродажа земли, равно как дарение, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон, по которому была запрещена купля-продажа земли, однако разрешалось ее дарение и свободное завещание.

Семейное право. Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. Хотя в античном обществе сложилась моногамная форма брака, в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака) так называемый парный брак. Брачные отношения в Спарте регулировало государство в целях контроля за общим количеством населения и получения здорового потомства. Не позже 30-летнего возраста спартиат был обязан жениться, за девушкой приданого не давали, кроме ее личных вещей. Если спартиат не вступал в брак, то его наказывали, например во время религиозного праздника он подвергался избиению женщинами. После свадьбы спартиат получал земельный клер.

Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков (пара подбиралась государством). В случае рождения трех-четырех сыновей спартиат получал экономические привилегии.

В установленный государством срок родители приносили новорожденных детей на осмотр старейшинам своей обы, после чего физически неполноценного ребенка сбрасывали со скалы, здоровый возвращался обратно в семью. Девочки воспитывались дома, мальчики с семилетнего возраста передавались из семьи на государственное воспитание в смелы — особые возрастные отряды или группы, где они проходили обучение до 20 лет. Начальниками агсл были старшие по возрасту мальчики, верховный надзор был поручен педоному, избираемому из числа взрослых спартиатов. Мальчиков в агелах воспитывали очень жестко, они были обязаны выполнять физические упражнения, участвовать в военных играх, состязаниях, военных походах. При переводе из одной возрастной группы в другую мальчики подвергались испытаниям в силе и доблести.

Спарта оказала значительно меньшее влияние на развитие государственности и права в истории, чем Афины. Если афинская демократия была для своего времени прогрессивным явлением, так как сделала возможным высокое развитие, расцвет греческой культуры, то Спарта в области материальной культуры не дала ничего, достойного упоминания. В древности Спарта славилась только великолепным для своей эпохи войском, а также жесточайшим террором в отношении рабов, которых старалась держать в вечном страхе и повиновении.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой