Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
Архитектура сибири xviii века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для удобства сибирская архитектура в учебном пособии сгруппирована по трем периодам, примерно соответствующим основным эпохам развития русской архитектуры и культуры в целом — петровской, елизаветинской и екатерининской. Рассмотренный выше материал позволяет четко отделить для Сибири этап распространения каменного зодчества в общерусском варианте (1680—1720-е гг.) от становления, расцвета… Читать ещё >

Заключение. Архитектура сибири xviii века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главный вывод рассмотрения сибирской архитектуры XVIII в. — ничего специфически сибирского в ней нет. Есть специфически региональное, влияния одних регионов на другие — но нет никаких общесибирских черт.

Для удобства сибирская архитектура в учебном пособии сгруппирована по трем периодам, примерно соответствующим основным эпохам развития русской архитектуры и культуры в целом — петровской, елизаветинской и екатерининской. Рассмотренный выше материал позволяет четко отделить для Сибири этап распространения каменного зодчества в общерусском варианте (1680—1720-е гг.) от становления, расцвета и упадка региональных школ (1730—1820-е гг.). Внутри этих этапов выделяется пять стилистических периодов, каждый из которых примерно соответствует одному поколению.

Первый период (1680—1700) — становление каменного зодчества Сибири, ограниченного пока Тобольском и окрестностями. Единичные церковные постройки. Стилистика — допетровская. Важнейший памятник — Тобольская София (1683—1686).

Второй период (1700—1720) — распространение каменного строительства на всю Сибирь. Число каменных сооружений растет, но по-прежнему невелико — более двадцати. Наряду с церковными возводятся и административные постройки. Основное направление — нарышкинский стиль в немного упрощенном столичном варианте. Второе направление — воспроизведение форм архитектуры Левобережной Украины — не уникально для России, но в значимых масштабах присутствует только в Западной Сибири. Важнейшие постройки: Благовещенский собор в Тюмени (1702— 1708; не сохр.) и комплекс тюменского Троицкого монастыря (1706—1755, т. е. окончен в следующий период).

Третий период (1735—1765) — возобновление каменного строительства по всей Сибири после перерыва, обусловленного указом 1714 г. Рост очень медленный — возведено менее 40 каменных сооружений, почти все — храмы. Расцвет региональных школ нарышкинского стиля с элементами допетровской, украинской и барочной архитектуры.

В каждом из трех регионов развитие архитектуры происходит по-разному.

  • 1. В Западной Сибири не было длительного перерыва в строительстве, связь с предыдущей традицией не прерывалась. На основе синтеза нарышкинских и украинских форм с элементами барокко и узорочья в Тобольске складывается характерный тип храма кораблем, распространившийся в дальнейшем на всю Западную Сибирь и даже на Енисей. Устойчивость и повторяемость признаков позволяет говорить о тобольской школе. Выдающиеся памятники — церкви Михаила Архангела в Тобольске (1745—1749) и Спасский храм в Таре (1754—1783).
  • 2. В Енисейске строили немного, но радикального перерыва не произошло. Ряд построек возведен артелью Далматова монастыря, часто в сотрудничестве с местными мастерами. В постройках преобладают формы уральского происхождения, но их набор меняется от памятника к памятнику. Стиль нарышкинский, но с существенной долей допетровских форм, что выделяет это регион на общерусском фоне. В целом архитектурной школы здесь не сложилось. Выдающийся памятник — собор Христорождественского монастыря (1755—1758; не сохр.).
  • 3. В Восточной Сибири, в отличие от остальных регионов, произошел серьезный перерыв в строительстве. Возобновляется оно в весьма ограниченных масштабах и преимущественно в Иркутске. Сюда приезжают мастера-устюжане, создающие не имеющие никакого отношения к предшествующим постройки. Устюжский нарышкинско-барочный декор получает уникальную местную трактовку, обусловленную участием бурятских мастеров. Постройки иркутской школы отличает высокий уровень исполнения, шедевр — Крестовская церковь (1747—1760). В Забайкалье далматовскими мастерами создается выдающийся Одигитриевский собор в Улан-Удэ (1741−1785).

Четвертый период (1765—1800) — быстрый рост каменного строительства (общее число сооружений более полутора сотен), распространение храмостроения в селах, появление в крупных городах многочисленных административных и даже частных построек. Расцвет региональных школ барокко, формы которого наложились на основу нарышкинского стиля. Влияние классицизма проявляется в минимальной степени и лишь к концу периода.

  • 1. Тобольская школа обретает эффектные черты елизаветинского барокко, которые очень быстро распространяются на всю Западную Сибирь и оказывают влияние на архитектуру Урала, Енисея и Восточной Сибири. Шедевры — Крестовоздвиженская (1754—1798) и Воскресенская (1759— 1776) церкви в Тобольске, Покровская в Туринске (1769 — после 1774; не сохр.). Внутри тобольского барокко существует также линия, использующая сдержанный вариант форм. Яркий образец — собор в Ишиме (1775— 1793).
  • 2. В 1770-е гг. возникает межрегиональная — Томь (Западная Сибирь), Енисей, Иркутск и Забайкалье (Восточная Сибирь) — группа памятников, соединивших декор иркутской школы с композициями тобольского барокко. Все памятники этой иркутско-енисейской группы — высокого уровня, лучший — Троицкая церковь в Енисейске (1772—1776; сохр. част.).
  • 3. В Енисейске после пожара 1778 г. стремительно распространяются формы тобольского барокко, соединяющиеся с элементами местной традиции. Возникает енисейское барокко, лучшими образцами которого представляются Преображенская церковь в Енисейске (1747—1765, 1779—1787) и Спасская церковь в Кежме (1785—1792; руины).
  • 4. Наконец, в Иркутске в 1780-е гг. формируется иркутское барокко, не продолжающее традиций местной школы, но соединяющее формы тотемского и тобольского барокко. Лучший памятник — собор в Старом Селенгинске (1783—1789; руины).

Пятый период (1800—1830) — эпоха упадка региональных школ Сибири и сибирской архитектуры в целом. Качество сооружений падает, несмотря на дальнейший быстрый рост объемов каменного строительства.

С одной стороны, теряется своеобразие построек региональных школ, вместо которых появляется все больше скучных провинциальных построек по образцовым проектам. На фоне активного распространения проектного строительства в формах классицизма храмы традиционного типа сооружаются в основном в дальних селах. Их строится немало, и местами складываются подшколы — в Ближнем и Дальнем Забайкалье. Под влиянием классицизма композиции и декор храмов обычно трансформируются — либо консервируются, становясь скучнее и суше, либо обретают грубо выполненные классицистические детали. Уровень этих памятников в среднем невысокий. Иногда мастера шли наперекор этой тенденции и прибегали к намеренному точному копированию старых образцов, что порой приводило к возникновению выдающихся сооружений — например, храмов в Нижней Синячихе (1794—1823), Карачельском (1825) и Белоярском (1823—1833).

С другой стороны, в Сибири так и не возникает качественных памятников в стилистике классицизма. Однако ряду сооружений нельзя отказать в удачной выразительности — например, Казанской церкови в Тельме (1814−1816).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой