Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Работник как субъект трудового права. 
Особенности трудовой правосубъектности иностранных граждан

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общеустановленный возраст вступления гражданина в трудовые отношения — 16 лет, при определенных условиях (получившие или получающие общее образование плюс выполнение легкого труда, не причиняющего вреда здоровью) — 15 лет, при наличии согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства — 14 лет. Ранее этого возраста трудовой договор может быть заключен о работе… Читать ещё >

Работник как субъект трудового права. Особенности трудовой правосубъектности иностранных граждан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимо отличать правовой статус гражданина от правового статуса работника как субъекта трудового права.

Гражданин становится субъектом трудового права еще до возникновения трудовых отношений между ним и работодателем, когда он только ищет работу, в частности вступает в отношения по трудоустройству у работодателя (одно из отношений, непосредственно связанных с трудовыми). Правовой статус работника гражданин приобретает, только вступив в трудовые правоотношения с работодателем.

Работник — это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ч. 2 ст. 20 ТК РФ). Данное определение достаточно формально и кратко, поэтому оно не всегда в полной мере охватывает все разнообразные жизненные ситуации. Вероятно, было бы более правильным сформулировать понятие «работник» через признаки выполняемых им работ. С другой стороны, данные признаки сформулированы в дефиниции «трудовые отношения» (ст. 15 ТК РФ), через которую выводится понятие «работник», что тоже является логичным.

Трудовая правосубъектность связывается законодателем с достижением определенного возраста.

Общеустановленный возраст вступления гражданина в трудовые отношения — 16 лет, при определенных условиях (получившие или получающие общее образование плюс выполнение легкого труда, не причиняющего вреда здоровью) — 15 лет, при наличии согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства — 14 лет. Ранее этого возраста трудовой договор может быть заключен о работе в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках; для этого требуются согласие одного из родителей (опекуна) и разрешение органа опеки и попечительства, в котором указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие се условия (ст. 63 ТК РФ).

В некоторых случаях законодатель, напротив, возраст повышает. Например, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах допускает работа только совершеннолетних лиц, а к работам с токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, допускаются граждане, достигшие возраста 20 лет (ст. 2 Федерального закона от 07.11.2000 № 136-?3 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»).

Также имеются и иные критерии: волевое и физическое состояние лица, с которыми связывается наличие трудовой правосубъектности. По вопросу о включении или невключении указанных дополнительных критериев в число условий трудовой правосубъектности нет единого мнения. Часть авторов придерживаются традиционной точки зрения, признавая возраст и психическое состояние лица необходимыми предпосылками правосубъектности в сфере труда, другая часть добавляет к этому перечню физическое состояние (точнее сказать, состояние здоровья) человека. По мнению еще одной группы авторов, психическое и физическое состояние лица влияет только на объем правосубъектности.

Наша точка зрения па данный вопрос заключается в следующем. Прежде всего необходимо принимать во внимание, что в связи с введением в трудоправовую науку и практику такого субъекта, как работодатель — физическое лицо, необходимо разделять трудовую правосубъектность физического лица как работника и физического лица как работодателя, поскольку это два неравнозначных по составу правовых феномена.

В трудовую правосубъектность работника, помимо возрастного ценза, мы включаем также критерий «состояние здоровья» (или физического состояния) человека. Это связано с упоминавшимся нами выше характером труда как личной волевой деятельности, осуществляемой самим индивидуумом. Способность человека трудиться связана именно с его физическим состоянием, наличием необходимого состояния здоровья для осуществления того или иного вида труда, что, в первую очередь, связывается с достижением определенного возраста. Однако, поскольку состояние здоровья человека — вещь непостоянная, то следует дополнительно ввести данный критерий как одно из условий трудовой правосубъектности. На наш взгляд, состояние здоровья напрямую влияет не только на объем, но и на саму правосубъектность в целом. Если по своему состоянию здоровья человек нс может самостоятельно трудиться, то у него отсутствует трудовая правосубъектность, отсутствует «право на право» вступать в трудовые отношения. Если состояние здоровья работника ухудшилось в период трудовых отношений, данное право погашается с прекращением трудового правоотношения.

Здесь нельзя говорить о том, что физическое состояние влияет только на объем трудовой правосубъектности, поскольку ухудшение состояния здоровья в ряде случаев, действительно, может повлечь уменьшение объема правосубъектности в смысле возможности трудоустройства на работу, которую работник может выполнять по состоянию здоровья. Между тем не исключены случаи, когда работник признается полностью нетрудоспособным, и работодатель вообще не вправе принимать такого работника на работу. Такой гражданин нс может быть признан и безработным, поскольку таковыми могут быть только трудоспособные граждане.

Основные трудовые права и обязанности работника можно классифицировать по нескольким признакам:

  • 1) по форме реализации:
    • • индивидуальные,
    • • коллективные;
  • 2) по правовой природе:
    • • регулятивные,
    • • охранительные;
  • 3) по характеру обеспечиваемого интереса:
    • • имущественные,
    • • личные неимущественные.

Основные права и обязанности работника перечислены в ст. 21 ТК РФ.

Переходим к вопросу о трудовой правосубъектности иностранных граждан. В соответствии с ч. 5 ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Тем не менее для иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — иностранные граждане) законодательством установлен ряд ограничений на участие в трудовых отношениях в качестве работников. Данные условия регламентированы Законом об иностранных гражданах.

Следует отметить, что в отношении граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения[1] ограничения, установленные Законом об иностранных гражданах, не применяются. В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.)[2] трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Документы об образовании, выданные образовательными организациями государств-членов, признаются без проведения установленных процедур признания документов об образовании. Однако, если трудящиеся государств-членов претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве — члене, то они проходят установленную процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства. В то же время работодатель вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании, а в случае необходимости — направить запрос, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательную организацию, выдавшую документ об образовании, и получать соответствующие ответы.

Одновременно с этим, в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства» трудовая правосубъектность гражданина Республики Беларусь полностью идентична трудовой правосубъектности граждан Российской Федерации. Так, граждане Республики Беларусь имеют равные права с гражданами Российской Федерации в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Их трудовая деятельность на территории РФ регулируется на основе трудового договора в соответствии с законодательством о труде России. Документы, выданные в Республике Беларусь для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4).

Все иностранные граждане, находящиеся на территории России, подразделяются на три группы (рис. 5.1).

Иностранные граждане, постоянно проживающие в России, т. е. имеющие вид на жительство, обладают равными с гражданами Российской Федерации правами и обязанностями в трудовых отношениях. Каких-либо дополнительных разрешений, иных документов для заключения трудового договора ни им, ни работодателю не требуется (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона об иностранных гражданах). Кроме того, вид на жительство является документом, удостоверяющим личность.

С 1 января 2013 г. в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2012 № 320-?3 в Закон об иностранных гражданах, для привлечения и использования иностранных работников, имеющих разрешение на временное проживание, как и для лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а иностранным гражданам — разрешение на работу или патент. Такое нововведение, несомненно, значительно упрощает трудоустройство таких лиц. Тем не менее трудовая правосубъектность временно проживающих на территории РФ иностранных граждан не стала полностью совпадать с таковой у лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. Так, например, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона об иностранных гражданах).

Режим пребывания иностранных граждан на территории РФ.

Рис. 5.1. Режим пребывания иностранных граждан на территории РФ.

Среди иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, выделяют несколько «льготных» категорий, которым установлен упрощенный порядок. Часть из них указана в п. 4 ст. 13 Закона об иностранных гражданах, это:

  • — участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;
  • — беженцы и лица, получившие временное убежище на территории РФ;
  • — сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудники международных организаций, а также частные домашние работники указанных лиц;
  • — работники иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющие монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  • — журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;
  • — обучающиеся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющие работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
  • — обучающиеся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающие в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
  • — приглашенные в Российскую Федерацию в качестве научных работников или преподавателей, в случае их приглашения для занятия научно — исследовательской или преподавательской деятельностью;
  • — работники аккредитованных представительств иностранных юридических лиц в пределах численности, согласованной при аккредитации.

Кроме того, в «льготные» категории специально выделены:

  • — иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
  • — иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами, и члены их семей;
  • — иностранные граждане, обучающиеся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;
  • — иностранные граждане, направляемые для работы в филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных в государствах — членах Всемирной торговой организации.

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, т. е. граждане государств, имеющих с Российской Федерацией международный договор о безвизовом пересечении границы, для заключения трудового договора обязаны иметь патент.

Для получения патента иностранный гражданин is течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет:

  • 1) заявление, форма которого утверждена приказом ФМС России от 08.12.2014 № 639;
  • 2) документ, удостоверяющий личность;
  • 3) миграционную карту;
  • 4) договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, обеспечивающий оказание первичной и неотложной медицинской помощи;
  • 5) документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;
  • 6) документ, подтверждающий владение русским языком, знание им истории России и основ законодательства РФ;
  • 7) документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента, в случае пропуска 30-дневного срока подачи документов;
  • 8) документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Патент (уведомление об отказе в выдаче патента) выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение 10 рабочих дней со дня принятия заявления. Патент выдается на срок от одного до 12 месяцев, при этом он может неоднократно продлеваться на период от одного месяца, но общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, без обращения в территориальный орган ФМС.

Патент выдается при предъявлении документа, подтверждающего уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа на период действия патента.

В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин обязан представить или направить в территориальный орган ФМС, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). При поступлении такого документа территориальный орган ФМС проводит проверку регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющегося юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в соответствующем государственном реестре.

Иностранный гражданин вправе один раз обратиться за переоформлением патента в территориальный орган ФМС, выдавший патент, не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения 12 месяцев со дня выдачи патента. Срок действия переоформленного патента и его продление аналогичны таковым у первоначального патента.

Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в пределах того субъекта РФ, на территории которого ему выдан патент, и по той профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая указана в патенте.

В случае отказа в выдаче или переоформлении патента, аннулировании патента иностранный гражданин вправе повторно подать заявление о выдаче патента не ранее чем через один год со дня отказа в выдаче или переоформлении патента либо его аннулирования.

Критериями отнесения иностранного гражданина к категории «высококвалифицированный специалист» являются:

  • 1) размер заработной платы (вознаграждения) за один год:
    • — нс менее чем 700 тыс. руб. — для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей);
    • — не менее 1 млн руб. — для иностранных граждан, являющихся научными работниками или преподавателями; для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (за исключением индивидуальных предпринимателей); для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и г. Севастополя;
    • — не менее 2 млн руб. — для иных иностранных граждан;
  • 2) участие в реализации проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» .

Для заключения трудового договора иностранному гражданину — высококвалифицированному специалисту необходимо получить разрешение на работу и оформить приглашение на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости). В этих целях потенциальный работодатель представляет в миграционный орган:

  • — ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста;
  • — трудовой договор с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которого обусловлено получением данным высококвалифицированным специалистом разрешения на работу;
  • — письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста.

В ходатайстве работодатель отражает сведения о компетентности и об уровне квалификации иностранного гражданина и сведения о документах, подтверждающих наличие у данного специалиста профессионального образования (если соответствующие требования к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности предусмотрены законодательством РФ). Форма такого ходатайства установлена постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 487.

Ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста рассматривается в срок не более 14 рабочих дней со дня его поступления в миграционный орган.

Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора с привлекающим его работодателем, но не более чем на три года. Однако этот срок может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления.

Работодатели обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять миграционный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров с данными высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма данного уведомления установлена приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147.

  • [1] После вступления в силу Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23 декабря 2014 г.) аналогичный порядок будет распространяться и на граждан Кыргызской Республики.
  • [2] На граждан Республики Армения этот Договор распространяет свое действие на основании Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Минске 10 октября 2014 г.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой