Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовой режим геостационарной орбиты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время МСЭ предпринимаются попытки выработать международно-правовые механизмы, которые помогли бы исключить заявления государств в отношении позиций на ГСО для так называемых бумажных спутников. Среди факторов, которые призваны ограничить возможность заявления бумажных спутников, можно выделить следующие: оформление заявок на платной основе, сокращение срока действия заявки с 9 до 7… Читать ещё >

Правовой режим геостационарной орбиты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Геоегационарная орбита (далее — ГСО) представляег собой часть космоса, отстоящую от поверхности Земли на расстоянии около 36 тыс. км и находящуюся в плоскости экватора. По своей форме ГСО напоминает тор. В российской доктрине условно ГСО принято также сравнивать с бубликом[1]. Особенность пространства ГСО состоит в том, что запущенный на его орбиту космический объект вращается с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг собственной оси. Поэтому спутник, запущенный на ГСО, является одним из видов синхронных искусственных спутников Земли и постоянно находится над определенной точкой экватора Земли[1].

Пространство ГСО является ограниченным природным ресурсом, которое должно использоваться рационально, эффективно и экономно, с тем чтобы обеспечивался справедливый доступ к этому пространству для всех государств. Первая попытка обозначения ГСО как ограниченного природного ресурса была предпринята в 1973 г. на конференции Международного союза электросвязи (далее — МСЭ)[3]. С этого же года Международный консультативный комитет по радио получил право предоставлять консультации относительно не только рационального использования спектра радиочастот, но и оптимального размещения спутников в пространстве ГСО, а Международный комитет регистрации частот получил право регистрировать частоты в орбитальных позициях геостационарных спутников.

В основе правового режима ГСО находятся положения Договора по космосу 1967 г. Вместе с тем важную роль в правовом регулировании деятельности в пространстве ГСО играют регламенты, принятые МСЭ, гак как деятельность по использованию ГСО неразрывна связана с применением радиочастот, необходимых для функционирования геостационарных спутников.

На ГСО выводят спутники следующего назначения: обеспечение региональной и глобальной связи, метеонаблюдение, непосредственное телевизионное вещание и другого назначения. Как уже отмечалось, в пространстве ГСО можно разместить лишь ограниченное количество спутников, поскольку при нахождении друг от друга на слишком близком расстоянии аппаратура, установленная на спутниках, будет создавать взаимные помехи.

Экономическая привлекательность ГСО явилась причиной возникновения претензий на пространство ГСО со стороны некоторых экваториальных стран: Колумбии, Конго, Эквадор, Индонезии, Кении, Уганды и Заира. Приняв Боготскую декларацию в 1976 г., указанные государства заявили суверенные права на сегменты ГСО, расположенные над их территориями.

Несмотря на то, что претензии были отвергнуты как противоречащие основному принципу неприсвоения любых частей космического пространства, установленному Договором по космосу 1967 г., государства — члены Боготской декларации еще долгое время пытались доказать принадлежность ГСО к пространству Земли и к воздушному пространству, а не к космосу, предлагая все новые и новые обоснования.

Попытка урегулировать вопрос использования ГСО была предпринята в 1992 г. МСЭ в ст. 44 своего Устава зафиксировал следующее положение: «Члены Союза должны учитывать то, что радиочастоты и орбита геостационарных спутников являются ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит использовать рационально, эффективно и экономно, в соответствии с положениями Регламента радиосвязи, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и к этим частотам разным странам или группам стран с учетом особых потребностей развивающихся стран и гсофафического положения некоторых стран».

Однако спустя почти 40 лет некоторые экваториальные государства до сих пор придерживаются позиций, озвученных в Боготской декларации, и продолжают предпринимать попытки оправдать свои права на сегменты пространства ГСО, ссылаясь в том числе на отсутствие нижней границы космического пространства.

Другой проблемой, связанной с ГСО и вызывающей серьезную озабоченность международного сообщества, является тенденция, обозначенная рядом государств — членов МСЭ, о выделении им орбитальных позиций спутников на ГСО с целью превращения их в предмет торговли. В российской доктрине эта проблема получила название «проблема бумажных спутников».

В настоящее время МСЭ предпринимаются попытки выработать международно-правовые механизмы, которые помогли бы исключить заявления государств в отношении позиций на ГСО для так называемых бумажных спутников. Среди факторов, которые призваны ограничить возможность заявления бумажных спутников, можно выделить следующие: оформление заявок на платной основе, сокращение срока действия заявки с 9 до 7 лет и др. Очевидно, что в связи с проблемой перенасыщенности пространства ГСО, имеющей место в настоящее время, в обозримой перспективе перед международным сообществом встанет проблема кардинального обновления процедуры заявления позиций на ГСО и на радиочастотный спектр.

Контрольные вопросы к главе 3:

  • 1. В чем заключаются проблемы, стоящие перед международным космическим правом, ввиду отсутствия четкого определения и делимитации космического пространства?
  • 2. Раскройте основные подходы к определению и делимитации космического пространства, предусмотренные в доктрине международного права?
  • 3. Какие позиции в отношении установления пределов космического пространства занимают государства?
  • 4. Какие международные нормы составляют основу правового режима космического пространства?
  • 5. С какими проблемами, связанными с использованием ГСО, сталкивается мировое сообщество на современном этапе?
  • [1] См.: Пирадов А. С. Международное космическое право. — М., 1985.— С. 209.
  • [2] См.: Пирадов А. С. Международное космическое право. — М., 1985.— С. 209.
  • [3] См.: Lyall F., Larsen Р.В. Space law. A treatise. — USA, 2009. —P. 250.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой