Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование региональных зон свободной торговли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новая торговая политика Японии, разработанная федерацией экономических организаций страны — Кейданрен в конце 1990;х и начале 2000;х гг., призвала правительство активно использовать двусторонние и региональные соглашения о свободной торговле для достижения следующих целей: 3] Сергун И. П. АСЕАН + 3: ключевые позиции сотрудничества и перспективы развития. Известия Саратовского университета. 2011… Читать ещё >

Формирование региональных зон свободной торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внешнеторговая политика Японии стала меняться в конце 1990;х гг. под воздействием экономического кризиса в Азии (1997—1998) и неудач лоббирования многих японских инициатив по либерализации торговли в АТЭС. Ключевыми направлениями внешней торговли Японии становятся участие в ВТО и формирование региональных и двусторонних зон свободной торговли. Основная причина изменения внешнеторговой политики заключалась в стремлении Японии активно участвовать в интеграционных процессах в мире и не отстать от США и стран ЕС, которые активно использовали двусторонние соглашения о свободной торговле в укреплении экономического сотрудничества с другими странами мира. Япония стремилась подписать ряд региональных торговых соглашений (РТС) в таких формах, как создание зон свободной торговли, таможенных союзов, более глубокие интеграционные объединения. За последние два десятилетия увеличилось число таких договоров, их охват и доля во внешней торговле страны. Изменение внешнеторговой политики Японии было также связано со слабым прогрессом в торговых переговорах раунда Доха, с невозможностью достичь результатов на глобальном уровне в краткосрочной и долгосрочной перспективе и необходимостью либерализовать торговлю в рамках преференциальных соглашений. Япония рассматривает региональные и двусторонние торговые соглашения как основу своей новой торговой политики. Целью соглашений о свободной торговле является снижение тарифных и нетарифных барьеров.

Новая торговая политика Японии, разработанная федерацией экономических организаций страны — Кейданрен в конце 1990;х и начале 2000;х гг.[1], призвала правительство активно использовать двусторонние и региональные соглашения о свободной торговле для достижения следующих целей:

  • • обеспечить более гибкий подход к либерализации торговли, который поможет создать новые возможности для расширения экономической интеграции в регионе;
  • • расширить диапазон ведения бизнеса на двусторонней основе;
  • • содействовать проведению внутренних структурных реформ;
  • • повысить эффективности геополитической и торговой политики страны.

Основные интересы геополитической и торговой политики Японии сфокусировались на странах Восточной Азии — Китае и Республике Корея, а также на странах Юго-Восточной Азии, входящих в АСЕАН. Конкуренция на глобальных рынках и создание зон свободной торговли в Европе и Северной Америке оказали влияние на японское правительство и национальные компании в их стремлении расширить экономическое сотрудничество со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, углубить разделение труда в регионе и сформировать взаимодополняющие системы для ведения бизнеса с этими странами. Новая внешнеторговая политика Японии была нацелена на создание условий для свободного перемещения товаров и формирование общей инфраструктуры бизнеса в Восточной Азии, которые могли привести к росту конкурентоспособности как японских компаний, так и всего региона Восточной Азии на мировых рынках. Разработка трехстороннего соглашения о свободной торговле между Японией, Китаем и Республикой Кореей началась еще в 2002 г., но сложные политические и экономические отношения мешают достичь договоренностей о свободном перемещении товаров между этими странами. Остаются нерешенными вопросы торговли сельскохозяйственными товарами, которые играют важную роль во внешней торговле всех стран Восточной Азии.

В 2012—2013 гг. официальные переговоры о трехстороннем соглашении о свободной торговле Японии, Китая и Республики Корея продолжались. В ходе первого раунда переговоров трех стран Восточной Азии, который прошел в марте 2013 г. в Республике Корея, обсудили вопросы, связанные с переговорным процессом, сферами и режимом действия будущего соглашения. Одним из самых сложных вопросов остается доступ сельскохозяйственных товаров на рынок Японии.

В Юго-Восточной Азии Япония активно инициирует создание зон свободной торговли с отдельными странами АСЕАН — Сингапуром, Малайзией, Филиппинами, Таиландом и Индонезией и укрепляет трехстороннее сотрудничество в целом с АСЕАН в рамках формулы АСЕАН плюс 3 — Япония, Китай, Республика Корея. Укрепление торговых связей со странами АСЕАН осуществляется за счет устранения торговых барьеров, формирования эффективных производственных связей, создания бизнес-форума для предпринимателей, интеграции региональных рынков, либерализации торговли и инвестиций. Как показано в табл. 10.4, страны — члены АСЕАН являются основными торговыми партнерами Японии. Следует отметить стабильный рост товарных потоков между этими странами на протяжении последних десятилетий. В 2015 г. страны АСЕАН по объему внешнеторгового оборота с Японией уступали лишь Китаю и США. Поэтому Япония крайне заинтересована в создании зон свободной торговли со странами АСЕАН.

Диалог о развитии взаимовыгодного торгового сотрудничества между Японией и странами АСЕАН был начат еще в начале 1970;х гг. В 1977 г. был проведен первый форум Япония — АСЕАН, который послужил началом развития так называемого «диалогового партнерства» в таких сферах, как торговля, инвестиции и передача технологий. В рамках форума рассматривались вопросы введения в Японии ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции из АСЕАН, сокращения торгового дефицита стран АСЕАН в торговле с Японией, сокращения японских тарифов на некоторые экспортные товары стран АСЕАН, увеличения японского импорта промышленной продукции из стран АСЕАН. В 1987 г. Япония основала «Фонд развития АСЕАН — Япония» для оказания финансовой помощи частному сектору стран АСЕАН с целью развития экспортных отраслей, производящих промышленную продукцию. Диалоговое партнерство Японии со странами АСЕАН укрепилось в 2008 г. после подписания всестороннего соглашения об экономическом партнерстве между этими странами[2]. Согласно этому соглашению, Япония должна в течение десяти лет отменить таможенные тарифы на 93% товаров, импортируемых из стран АСЕАН, а шесть стран АСЕАН — Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, в свою очередь, должны устранить таможенные пошлины на 90% импортируемых японских товаров, включая автомобили[3]. Остальные страны АСЕАН — Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма должны устранить большинство тарифов к середине 2020;х гг. Сельскохозяйственные товары и рыбопродукты исключены из этого соглашения, так как они остаются «чувствительными» для внешней торговли Японии. Вместе с тем, соглашение предусматривает существенное снижение таможенных пошлин и на эти товары в будущем.

  • [1] Towards the implementation of strategic trade policies: A grand design of Japan’s policyas a Nation built on trade, Keidanren, Japan Federation of Economic Organizations, June 2001.
  • [2] ASEAN-Japan Comprehensive Economic Partnership (AJCEP).
  • [3] Сергун И. П. АСЕАН + 3: ключевые позиции сотрудничества и перспективы развития. Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Серия: Экономика. Управление.Право. Вып. 2. С. 29—35.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой