Объекты предпринимательской деятельности
Различают движимое и недвижимое имущество. Недвижимое имущество — это объекты, перемещение которых невозможно без нанесения им существенного ущерба: земельные участки, насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и пр. Сюда относятся также морские и воздушные суда. Недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. Объектами предпринимательской деятельности… Читать ещё >
Объекты предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Объектами предпринимательской деятельности является все, что способно приносить прибыль: имущество, товары (услуги), деньги и ценные бумаги, информация и результаты интеллектуальной деятельности, к которым относятся произведения науки, литературы, искусства, базы данных, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау) и пр. (табл. 2.2).
Таблица 22
Краткая характеристика объектов предпринимательства
Объект предпри н имател ьсгва. | Краткая характеристика. |
Имущество. | Различают движимое и недвижимое имущество. Недвижимое имущество — это объекты, перемещение которых невозможно без нанесения им существенного ущерба: земельные участки, насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и пр. Сюда относятся также морские и воздушные суда. Недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. Движимое имущество — это вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. Оно не подлежит государственной регистрации. |
Товары. | Представляют продукты деятельности (включая работы, услуги), предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот. |
Услуги. | Предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. |
Окончание табл. 2.2
Объект предпринимательства. | Краткая характеристика. |
Деньги и ценные бумаги. | Деньги — это специфический товар, который является всеобщим эквивалентом стоимости других товаров или услуг. По своей природе деньги относятся к родовым, заменимым и делимым вещам. Ценная бумага представляет собой документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ). К ценным бумагам относятся: государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция и др. |
Информация. | Представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Документированная информация (документ) — это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. |
Результаты интеллектуальной деятельности. | Список результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая защита. В соответствии со ст. 1225 ГК РФ перечень интеллектуальной собственности включает 16 наименований. |
Рассмотрим более подробно основные объекты предпринимательской деятельности — товары и услуги.
Товар — эго продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Согласно экспертным оценкам на рынке присутствует более миллиона товарных единиц.
Товары должны иметь обозначение, сорт, родовой признак и торговую марку:
- • обозначение — это комплекс элементов идентификации (дизайн, символ, название и др.), обеспечивающих узнаваемость товара;
- • сорт — это обозначение качества товара с помощью комбинации букв или цифр;
- • родовой признак — обозначение товара через его род и тип;
- • торговая марка — это любое слово (изображение, звук, форма или цвет) либо их комбинация, используемые для создания отличий товаров и услуг данного продавца от других товаров и услуг.
Существует достаточно много различных классификаций товара. Тем не менее можно выделить несколько обобщенных критериев классификации[1] — это материальность, период использования и целевое значение товара.
Так, в зависимости от материальности выделяют собственно товары и услуги.
Услуги — это действия, направленные непосредственно на потребителя и приносящие ему полезный результат и удовлетворение.
Услуги в мире составляют 50% объема потребительских товаров, 15% — товаров длительного пользования и 35% — товаров краткосрочного пользования.
Отличительными особенностями услуг являются:
- • низкая степень осязаемости. Данное свойство затрудняет демонстрацию достоинств предлагаемых услуг. Невозможно до момента приобретения оценить те достоинства, которые получает потребитель;
- • изменчивость качества. Услуги зависят главным образом от людей, которые их оказывают, а люди более изменчивы, чем товары;
- • невозможность хранения. Если услугой не пользуются в момент ее предоставления, то она немедленно становится бесполезной;
- • одновременность производства и потребления. В отличие от товаров, которые производятся, продаются, а затем потребляются, услуги чаще всего продаются, а затем одновременно производятся и потребляются.
Существует большое разнообразие классификаций услуг. На рис. 2.1 представлена классификация услуг по четырем признакам:
- 1) направленные непосредственно на человека;
- 2) в отношении собственности;
- 3) направленные на внутренний мир человека;
- 4) в отношении нематериальных активов.
В зависимости от периода использования выделяют товары длительного (мебель, холодильники, автомобили, одежда) и кратковременного использования (продукты питания, косметика, моющие средства и др.).
В зависимости от цели применения товары подразделяются на потребительские и производственные. Классификация потребительских товаров представлена на рис. 2.2.
К товарам производственного назначения относят:
- • капитальное имущество — товары, частично присутствующие (через амортизационные отчисления) в готовом изделии. Это сооружения (здания, линии сборки, основное оборудование и пр.); вспомогательное оборудование (инструмент, автопогрузчики, грузоподъемники и пр.) и офисное оборудование (компьютеры, факсы, письменные столы, стулья и пр.). Оборудование этого типа не становится частью готового изделия, оно просто содействует процессу производства;
- • сырье и материалы — сырье, полуфабрикаты, основные и вспомогательные материалы, запасные части, производственные запасы, необходимые для повседневного функционирования предприятия;
- • бизнес-услуги — нематериальные продукты, которые приобретаются предприятиями для производственных и операционных процессов. Можно выделить следующие группы:
- — услуги по эксплуатации и ремонту (окраска, ремонт оборудования, охрана, уборка и пр.);
Рис. 2.1. Классификация услуг
Рис. 2.2. Классификация потребительских товаров
- — деловые консультационные услуги (управленческое и юридическое и финансовое консультирование, услуги рекламных агентств, страховых фирм, аудиторские услуги и пр.);
- — услуги, связанные с арендой товаров (услуги по прокату и аренде оборудования и транспортных средств).
Выделяют две стороны товара (услуги): 1) потребительную стоимость; 2) стоимость общественно-необходимого труда, воплощенного в товаре.
Потребительная стоимость — это полезность товара, способность удовлетворять конкретные человеческие потребности. При выборе товара как объекта предпринимательства следует учитывать потребительские свойства, которые отражены на рис. 2.3.
Рис. 23. Потребительские свойства товаров.
- [1] Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики. М.: КноРус, 2010.