Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка бизнеса: основные подходы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стоимость в обмене (стоимость обмена) — стоимость, рассматриваемая в связи с отчуждением вещи и проявляющаяся в форме цены при обмене этой вещи на деньги. В определении имеется в виду цена, которая будет преобладать на свободном, открытом и конкурентном рынке на основе равновесия, устанавливаемого факторами предложения и спроса. Поэтому стоимость в обмене является объективной. Она рассматривается… Читать ещё >

Оценка бизнеса: основные подходы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оценочная деятельность в рыночной экономике

Оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Субъекты оценочной деятельности — физические и юридические лица, органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков.

Объектами оценочной деятельности являются:

  • o отдельные материальные объекты (вещи);
  • o совокупность вещей, составляющих имущество лица, включая имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
  • o право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  • o нрава требования, обязательства (долги);
  • o работа, услуга, информация;
  • o иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность из участия в гражданском обороте.

Комплекс стандартов по оценочной деятельности представлен в табл. 17.1.

Таблица 17.1. Комплекс стандартов оценки

Комплекс стандартов оценки.

При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 ГК РФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.

Основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур-предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая гудвилл (goodwill). Например, при оценке бизнеса открытого акционерного общества определяется рыночная стоимость 100%-го пакета обыкновенных голосующих акций, составляющих капитал общества.

Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Однако он — товар особого рода, специфика которого обусловливают принципы, подходы и методы его оценки.

Бизнес как товар имеет ряд особенностей.

  • 1. Это инвестиционный товар, т. е. товар, вложения в который осуществляются в целях отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли неизвестен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Текущая же стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость.
  • 2. Бизнес является системой, но может продаваться как система в целом, так и отдельные его подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов.
  • 3. Потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, происходящих внутри бизнеса и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании бизнеса и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.

В системе финансового менеджмента оценка бизнеса выполняет две основные функции:

  • 1) объединение данных о деятельности предприятия, отражающих эффективность накопления и распределения финансовых ресурсов;
  • 2) отражение интересов собственников капитала как ключевого субъекта системы финансового менеджмента.

В результате проведения оценки собственности оценщик должен определить стоимость этого объекта.

Стоимость (value) — это взгляд рынка на выгоды, приобретаемые тем, кто владеет данным товаром или пользуется услугами на дату определения стоимости1.

В целом, стоимость может быть разделена на две большие категории: стоимость в пользовании и стоимость в обмене.

Стоимость в пользовании (стоимость использования) — стоимость вещи с точки зрения конкретного пользователя, использующего или собирающегося использовать эту вещь определенным образом для удовлетворения собственных потребностей. Она устанавливается одним лицом (пользователем), поэтому является субъективной.

Стоимость в обмене (стоимость обмена) — стоимость, рассматриваемая в связи с отчуждением вещи и проявляющаяся в форме цены при обмене этой вещи на деньги. В определении имеется в виду цена, которая будет преобладать на свободном, открытом и конкурентном рынке на основе равновесия, устанавливаемого факторами предложения и спроса. Поэтому стоимость в обмене является объективной. Она рассматривается как обобщенная характеристика привлекательности вещи как предмета обмена с позиций неопределенного числа ее потенциальных обладателей, в совокупности называемых рынком.

Наиболее ярким примером стоимости в обмене является рыночная стоимость. Некоторые специалисты считают, что рыночная стоимость является краеугольным камнем оценочной деятельности. Это связано с тем, что чаще всего целью оценки является определение рыночной стоимости объекта оценки.

Рыночная стоимость является результатом справедливой сделки, осуществляемой при соблюдении ряда условий:

  • 1) открытость рынка, на котором совершается сделка;
  • 2) конкурентность рынка;
  • 3) типичная мотивация сторон;
  • 4) разумная информированность сторон;
  • 5) достаточное время, в течение которого объект оценки предлагается на рынке для продажи;
  • 6) использование типичных средств платежа;
  • 7) отсутствие необычных финансовых условий сделки. Рыночная стоимость понимается как стоимость актива, определенная без учета затрат, связанных с продажей или покупкой, и без компенсации расходов по уплате соответствующих налогов.

На стоимость объекта оценки оказывает влияние многообразие факторов внешней и внутренней среды. К ним относятся факторы:

o экономические — спрос на объект оценки; доход объекта оценки от эксплуатации и перепродажи; продолжительность получения доходов; риск, связанный с объектом;

степень контроля над объектом (наличие имущественных нрав); степень ликвидности объекта оценки; ограничения, наложенные государством или другими лицами на объект; затраты на создание аналогичных объектов; соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты и др.;

  • o социальные — наличие и развитость инфраструктуры; демографическая ситуация и др.;
  • o политические — состояние законодательства в области оценки, собственности, налогообложения и т. д.; политико-правовая ситуация в стране;
  • o географические — состояние окружающей среды.

Теоретической основой процесса оценки является единый набор оценочных принципов. Принципы оценки могут быть объединены в четыре группы:

  • 1) основанные на представлениях собственника (пользователя);
  • 2) связанные с эксплуатацией собственности;
  • 3) обусловленные действием рыночной среды;
  • 4) наилучшего и наиболее эффективного использования.

К принципам, основанным на представлениях пользователя, относятся: полезность, замещение, ожидание (предвидение).

Принцип полезности предусматривает, что объект обладает стоимостью только в том случае, если он полезен какому-либо потенциальному собственнику. Полезность — это способность объекта (права) собственности удовлетворять потребности пользователя в данном месте и в течение данного периода времени.

Принцип замещения гласит, что рациональный покупатель не заплатит за объект оценки больше минимальной цены, взимаемой за другую собственность, обладающей такой же полезностью.

В соответствии с принципом ожидания стоимость объекта оценки определяется не столько факторами, существующими сегодня, сколько ожидаемыми событиями. Полезность объекта оценки связана со стоимостью прогнозируемых выгод. Принцип ожидания заключается в определении текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным объектом оценки.

К принципам, связанным с эксплуатацией собственности, относятся: остаточная продуктивность, вклад, сбалансированность, возрастающие и уменьшающиеся доходы (предельная производительность), экономическая величина, экономическое разделение.

Остаточная продуктивность измеряется как чистый доход, отнесенный к земле, после того как были оплачены затраты на труд, капитал и предпринимательскую деятельность.

Принцип вклада основывается на следующем: включение любого дополнительного фактора в объект оценки экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости больше затрат на приобретение или создание этого фактора. Указанный прирост стоимости и является вкладом.

Принцип сбалансированности утверждает, что максимальный доход от объекта оценки можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства. Иными словами, факторы производства должны находиться в пропорциональном соотношении друг с другом, чтобы обеспечить максимальные доходы владельцу объекта оценки.

Исходя из предыдущего принципа изменение того или иного фактора производства приведет к изменению стоимости объекта оценки. Принцип возрастающих и уменьшающихся доходов гласит, что по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистые доходы будут увеличиваться более быстрыми темпами по сравнению с темпами роста затрат вплоть до той точки, начиная с которой общие доходы хотя и растут, однако уже замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы.

Экономическая величина (экономический размер) — это оптимальный характерный размер объекта оценки, который наилучшим способом соответствует рыночным предпочтениям, преобладающим па данном рынке. Отклонение от экономического размера, как правило, приводит к снижению привлекательности и стоимости объекта. Если земельный участок или предприятие слишком малы или слишком велики относительно требований рынка, то они могут потерять в стоимости.

Экономическое разделение — это такое сочетание имущественных прав, связанных с объектом оценки, при котором обеспечивается оптимальная структура текущих и ожидаемых выгод и как следствие — максимальная стоимость. Имущественные права могут быть различными способами распределены во времени и пространстве.

К принципам, обусловленным действием рыночной среды, относят: принцип спроса и предложения, принцип конкуренции, принцип соответствия, принцип зависимости, принцип изменения.

Предложение и спрос. Это ведущий фактор, влияющий на ценообразование в рыночной экономике. Когда объем предложения и спроса сбалансированы, то рыночная цена, как правило, отражает затраты производства на оцениваемую собственность. Если рыночные цены больше затрат на производство, то объем предложения будет расти, пока не наступит равновесие. Если рыночные цены ниже затрат, то объем предложения будет падать. Цена находится в прямой зависимости с объемом предложения и в обратной с объемом спроса. Взаимодействие спроса и предложения формирует рыночные цены на собственность.

Конкуренция. Прогнозируя объем ожидаемых выгод, приносимых собственностью, аналитику нужно помнить, что конкуренция стимулирует постоянный переток ресурсов в те отрасли и сферы, где их использование приносит максимальную отдачу и способствует выравниванию доходов.

Принцип соответствия. Объект оценки, характеристики которого не соответствуют рыночным потребностям, скорее всего, будет оценен ниже среднего уровня. К характеристикам можно отнести уровни удобств и услуг, технологии, оснащенность производства и т. д.

С принципом соответствия связаны принципы регрессии и прогрессии. Регрессия имеет место, когда оцениваемый объект оценки характеризуется улучшением. Рыночная цена такого объекта не будет отражать его реальную стоимость и может быть даже меньше затрат на его производство. Эффект регрессии может проявляться в случае, когда оцениваемый объект существенно отличается в лучшую сторону от окружающих его по назначению и масштабу. Эффект прогрессии — это положительное воздействие несоответствия на стоимость, т. е. когда стоимость среднего по качеству объекта оценки завышается благодаря благоприятному окружению.

Принцип изменения. Объекты оценки постепенно изнашиваются. Изменение политических, экономических и социальных сил влияет на конъюнктуру рынка, уровень цен и стоимость объектов. Стоимость объекта оценки поэтому оценивается на определенную дату, которая указывается в отчете об оценке.

Принцип зависимости. Стоимость объекта оценки зависит от многих факторов внешней и внутренней среды, поэтому их необходимо тщательно изучать и использовать в оценке. Например, в оценке недвижимости существенную роль играет местоположение объекта, в оценке машин и оборудования — фактор износа.

Принципы наилучшего и наиболее эффективного использования — синтез всех трех групп принципов, рассмотренных ранее. Наилучшим и наиболее эффективным использованием называется вариант, который: отвечает всем правовым требованиям и ограничениям; физически осуществим; экономически эффективен; максимально продуктивен.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой