Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠšΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡΡ‚ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

На Π½Π°Ρˆ взгляд, конструктивистский ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ ТизнСспособСн. Π’ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π΅ΠΌ, ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π΅ΠΌΠ°Ρ Π² Π΅Π³ΠΎ адрСс ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ° Π½Π΅ Π±Π΅Π·ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°. Однако ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ конструктивизма Π½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ„ΠΈΠ»ΠΎΡΠΎΡ„ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ. Π’Π΅Ρ€Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ конструктивистам часто Π½Π΅ ΡƒΠ΄Π°Π΅Ρ‚ся Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ эффСктивныС ΠΏΡ€ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρ†ΠΈΠΈ сочСтания усилий учащихся ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ², личности ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ²… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠšΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡΡ‚ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π£ΠΆΠ΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ 40 Π»Π΅Ρ‚ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ удСляСтся ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π΅ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚руктивистскому Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρƒ, философскиС основания ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ, нСсомнСнно, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ интСрСс, ΠΎΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠ΅ ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ нСпосрСдствСнно Π½Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π° основатСлСй конструктивизма ΠΊΠ°ΠΊ философского направлСния всС Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ со Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ трудностями (это относится ΠΈ ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ конструктивизму).

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ конструктивизм Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ с ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅ΠΌ Π–Π°Π½Π° ПиаТС. Π‘ΡƒΠ΄ΡƒΡ‡ΠΈ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ «Π˜Π΄Π΅ΠΈ ΠΈ ΠΈΠ»Π»ΡŽΠ·ΠΈΠΈ философии»[1], ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ гСнСтичСской эпистСмологии Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π½Π΅ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π» сколько-Π½ΠΈΠ±ΡƒΠ΄ΡŒ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ своСй собствСнной философской ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ. Π’ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠ΅, посвящСнной памяти ПиаТС, Эрнст Ρ„ΠΎΠ½ Π“Π»Π°Π·Π΅Ρ€ΡΡ„Π΅Π»ΡŒΠ΄, сам ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΎΠ»ΠΏΠΎΠ² соврСмСнного конструктивизма, Ρ€Π΅ΡˆΠΈΠ» Π²Ρ‹ΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ философскиС основания Π²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΉ ПиаТС. Он ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ΅Π» ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ тСория ПиаТС сохраняСт наибольшСС родство с Π²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ДТамбатисто Π’ΠΈΠΊΠΎ, с ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½, Π²ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π΅ΠΌ, Π½Π΅ Π±Ρ‹Π» Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌ[2]. Π“Π»Π°Π·Π΅Ρ€ΡΡ„Π΅Π»ΡŒΠ΄ сформулировал Π»Π΅ΠΉΡ‚ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ² Π²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΉ Π’ΠΈΠΊΠΎ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ: ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ знания являСтся Π½Π΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΈΡ€, Π° ΡΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΈΡ€Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΌΡ‹ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌ.

ΠšΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡΡ‚Ρ‹ находятся ΠΏΠΎΠ΄ сильнСйшим влияниСм амСриканского ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΌΠ°, отдавая явноС ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ сСмантикой. Радикально настроСнныС конструктивисты, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности Π­. Ρ„ΠΎΠ½ Π“Π»Π°Π·Π΅Ρ€ΡΡ„Π΅Π»ΡŒΠ΄, Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ сСмантикС Π² Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π‘Π΅ΠΌΠ°Π½Ρ‚ΠΈΠΊΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ, ΠΊΠ°ΠΊ извСстно, соотвСтствуСт онтология, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΠΈΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², характСризируСтся ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π΅Ρ‰Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄, явно ΡƒΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ прагматичСскому ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρƒ.

Π§Ρ‚ΠΎ касаСтся синтактики, Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π° ΠΏΠΎ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ части Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π² Ρ‚Π΅Π½ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, хотя Π΅Π΅ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚руктивисты ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΡƒΡŽΡ‚ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΠΆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Π² ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρƒ сСмантики. ΠŸΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ Н. Π₯омского — это самый настоящий синтаксичСский конструктивизм. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ бСсконСчноС число ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, рСализуя свои способности Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ сущСства[3]. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сСрдцСвину конструктивизма составляСт прагматичСский Π³Π΅Π½Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ синтаксис. Если ΠΏΡ€ΠΈ этом отрицаСтся сСмантика, Ρ‚ΠΎ Π½Π°Π»ΠΈΡ†ΠΎ Ρ€Π°Π΄ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ конструктивизм (Π­. Ρ„ΠΎΠ½ Π“Π»Π°Π·Π΅Ρ€ΡΡ„Π΅Π»ΡŒΠ΄, Π£. ΠœΠ°Ρ‚ΡƒΡ€Π°Π½Π°, Π€. Π’Π°Ρ€Π΅Π»Π°).

Π•Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ свободы конструктивизма являСтся ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒ познания, Ρ‚. Π΅. ΠΊ ΡΠΏΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. Если это ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΎ ярко, Ρ‚ΠΎ Π½Π°Π»ΠΈΡ†ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ конструктивизм. Если ΠΆΠ΅ ΠΎΠ½ΠΎ игнорируСтся, Ρ‚ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ являСтся Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ. ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ сторона Π΄Π΅Π»Π° отодвигаСтся Π² Ρ‚Π΅Π½ΡŒ чисто Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… прСдставлСний. Π’ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ случаС Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ, практичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎ противопоставляСтся Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅Π²ΠΎΠΌΡƒ. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ нашСл яркоС Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ отСчСствСнного философа ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π“. П. Π©Π΅Π΄Ρ€ΠΎΠ²ΠΈΡ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ, Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π²ΡˆΠ΅Π³ΠΎ «ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΡƒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ»Π°Π½Π° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ дСйствий»[4], ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π½Π΅ Π² ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²Π΅ ΠΎΡ‚ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π° ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ, «Π½Π° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ историчСского процСсса ΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС истории»[5].

Но ΠΊΠ°ΠΊ ΠΆΠ΅ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ с ΡΠ΅ΠΌΠ°Π½Ρ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ? Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ вопрос, бСзусловно, заслуТиваСт внимания. Π’ΠΎ Π²ΡΡΠΊΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ выдСляСтся синтактика, сСмантика ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ°. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ Π»ΡŽΠ±Ρ‹Ρ… ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ Π² ΡΠΏΠΈΡΡ‚СмологичСской части Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ цСнностно-Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ прСдставлСния. А ΡΡ‚ΠΎ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ эпистСмология всСгда ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ прагматичСский Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. ЭпистСмология ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ связана с ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ. Но, ΠΈ ΡΡ‚ΠΎ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ эпистСмологиСй ΠΈ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π΅Ρ‚ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»Π»Π΅Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ°. Π€ΠΈΠ·ΠΈΠΊΠΈ с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ — с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ, ΠΊΠ°ΠΊ прСдставитСли ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² Π½Π°ΡƒΠΊ Π² ΡΠΏΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΡƒ. Но ΡΡ‚Π° ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ° ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚ΠΈΠΏΠ°Ρ… Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ЀизичСскиС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² пСдагогичСских процСссов Π½Π΅ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ цСнностями. Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° Π½Π°ΡƒΠΊ прагматичСская эпистСмология ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎ Π»ΠΈΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΡƒ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ слСдуСт Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Ρ‚Ρ€ΠΈ образования: ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΡΠΏΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ, ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ ΠΈ Π°ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ. К ΡΠΎΠΆΠ°Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ часто онтология понимаСтся ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ апрагматичСскоС мСроприятиС. Π’ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ случаС Π½Π°ΠΏΡ€Π°ΡˆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΎ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ· ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ичСской эпистСмологии свСдСния ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ичСской ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΎ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΉ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅. ИмСнно эту ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΊΡƒ Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ прСдставитСли Ρ€Π°Π΄ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ конструктивизма. ДСлая Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ Π½Π° ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ичСской эпистСмологии, Π½Π΅Ρ‚ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ нСобходимости ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Π° ΠΎΡ‚ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ учСния ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅ΠΉΠ΄Π΅ΠΌ ΠΊ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ нСпосрСдствСнно пСдагогичСского конструктивизма с Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ подсчСту вариациями[6]. Π’Π°ΠΊ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠΉΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ прагматичСской синтактикС. Но Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ируСтся ΠΎΠ½Π° ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ[7]. НаиболСС часто ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹.

Активная Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ процСссС учащСгося. Π‘ΡƒΠ΄ΡƒΡ‡ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, ΠΎΡ€ΠΈΠ³ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, учащийся Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ для Π½Π΅Π³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ установками, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ контСкстС. ПСдагог Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ всС это. ΠšΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡΡ‚ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ всСмСрный ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ исходного состояния развития личности ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… стадий, достигаСмых Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния.

ΠŸΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π² ΠΊΠΎΡƒΡ‡Π° (ΠΎΡ‚ Π°Π½Π³Π», coach — частный ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³). ДСмонстрируСмоС Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ конструктивистов Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎΠ΅ возрастаниС внимания ΠΊ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρƒ Π²Ρ‹Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°. Основная Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΊΠΎΡƒΡ‡ΠΈΠ½Π³Π° Π½Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π½Π΅ Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ°, Π½Π΅ ΠΏΡΠΈΡ…отСрапия, Π° ΡΡ‚имуляция самообучСния, активизация Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Π° личности. ПСдагог становится Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, Π° ΠΌΠΎΠ΄Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ, наставником, инструктором, Ρ‚Ρ€Π΅Π½Π΅Ρ€ΠΎΠΌ, ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ словом, ΠΊΠΎΡƒΡ‡Π΅ΠΌ. Роль ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π½Π΅ ΡƒΠΌΠ°Π»ΡΠ΅Ρ‚ся, Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся.

Дискурсивный ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄. ВсячСски подчСркивая ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ личности учащСгося, конструктивисты Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ€Π³Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ пСдагогичСскиС Ρ€ΠΎΠ±ΠΈΠ½Π·ΠΎΠ½Π°Π΄Ρ‹. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠΏΠ°Π³Π°Π½Π΄ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Ρ€ΠΈ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° дискурса: ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ учащимися, ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ учащимися ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ. ΠžΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π΄ΠΈΡΠΊΡƒΡ€ΡΡƒ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго гСрмСнСвтичСскиС ΠΊΠΎΡ€Π½ΠΈ. Π’ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π΅ΠΌ, Ссли Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ дСлаСтся Π½Π° Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ согласия, сколько разнообразия ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ся Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚структурализмС.

Π₯арактСристика ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса. Π£ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚руктивистов ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ интСрСс ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΌΡƒ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Ρƒ обучСния, ΠΊ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ самим учащимся Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ открытия, ΠΊ Π½Π΅Π΄ΠΎΠΏΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ Π·Π°Ρ‚ΡƒΡˆΠ΅Π²Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΡ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ знания Π΅Π³ΠΎ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ.

РазумССтся, Ρƒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… конструктивистов Π½Π΅Ρ‚ нСдостатка Π² ΠΎΠΏΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ…. Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго ΠΈΡ… ΠΎΠ±Π²ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‚ Π² Π½Π΅ΡΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ², Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌΠ΅[8], Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠΏΠ°Π³Π°Π½Π΄Π΅ возмоТности ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠΉ нСпосрСдствСнно Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса[9], Π² ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Π΅ ΠΎΡ‚ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ управлСния ΠΈΠΌ[10].

На Π½Π°Ρˆ взгляд, конструктивистский ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ ТизнСспособСн. Π’ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π΅ΠΌ, ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π΅ΠΌΠ°Ρ Π² Π΅Π³ΠΎ адрСс ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ° Π½Π΅ Π±Π΅Π·ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°. Однако ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ конструктивизма Π½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ„ΠΈΠ»ΠΎΡΠΎΡ„ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ. Π’Π΅Ρ€Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ конструктивистам часто Π½Π΅ ΡƒΠ΄Π°Π΅Ρ‚ся Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ эффСктивныС ΠΏΡ€ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρ†ΠΈΠΈ сочСтания усилий учащихся ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ², личности ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π° ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΎΠ±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… стСрСотипов познания. Но, разумССтся, нСльзя ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ эти ΠΏΡ€ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρ†ΠΈΠΈ Π·Π°ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ всСмСрного внимания. Π£ΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΆΠ΅ ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ Π΄Π΅ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, Π° Π»ΠΈΡˆΡŒ посрСдством скрупулСзно ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… исслСдований.

Π‘ ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ философскиС основания конструктивизма нСдостаточно ΠΏΡ€ΠΎΡ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹. Науки, Π²ΠΎΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ процСсс, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ осмыслСны. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΠΈΡ‚ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. Π’ ΠΎΡ‚сутствиС ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° всС философскиС полоТСния, сколь Π±Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ взгляд, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ нс ΠΏΡ€ΠΎΡΡΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, способными завСсти Π² Ρ‚ΡƒΠΏΠΈΠΊ. Π§Ρ‚ΠΎ касаСтся синтактики, Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π° рСализуСтся ΠΊΠ°ΠΊ трансдукция понятий. Π’ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚руктивистском смыслС трансдукции понятий Π½Π΅ Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Ρ‹, ΠΏΠΎ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅, конструктивисты Π΅Π΅ Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΠ»ΠΈ. РазумССтся, понятия Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ Π±Π΅Π·ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ констатациями, Π° Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями с ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ содСрТаниСм. ИмСнно Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° прагматичСская синтактика становится ΠΆΠ΅Π»Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ пСдагогичСским срСдством, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π΅ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с Π½Π°ΡΡ‚оящим.

Π’Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹

  • 1. ΠšΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡΡ‚Ρ‹ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² ΠΈ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся.
  • 2. Они Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ Ρ‡Ρ€Π΅Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ Π½Π° ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅.
  • [1] Piaget J. Insights and illusions of philosophy. New York: World, 1965.
  • [2] Von Glasersfeld Π•. Homage to Jean Piaget (1896−1980) // oikos.org/piagethom.htm. Π Π΅ΠΆΠΈΠΌ доступа — свободный.
  • [3] Π₯омский Н. БинтаксичСскиС структуры // НовоС Π² Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΊΠ΅. М.: ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡ, 1962. Π’Ρ‹ΠΏ. 2. Π‘. 412−527.
  • [4] Π©Π΅Π΄Ρ€ΠΎΠ²ΠΈΡ†ΠΊΠΈΠΉ Π“. ΠŸ. Ѐилософия. Наука. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ. М.: ΠšΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Π°Ρ школа, 1997. Π‘. 295.
  • [5] Π’Π°ΠΌ Π»Π΅Π΅. Π‘. 299.
  • [6] Phillips D. Π‘. The Good, the Bad, and the Ugly: the Many Faces of Constructivism // Educational Researcher. Vol. 24. β„–. 7. P. 5−12.
  • [7] Philips D. S. (ed.). Constructivism in Education: Opinions and Second Opinions on Controversial Issues. Chicago: University of Chicago Press, 2000; Hein G.E. Constructivist learning theory // exploratorium.edu/IFI/ resources/constructivistlearing.html; Reich К. Konstruktivistische Didaktik — ein Lehr- und Studienbuch inklusive Methodenpool. Weinheim u.a.: Beltz-Verlag, 2006; Mietzel G. Padagogische Psychologie des Lernens und Lehrens. Gottingen: Hogrefe, 2001.
  • [8] Kefiler R. Konstruktivistische Padagogik — eine viable Konstruktion? Miinchen: Piper, 2006. S. 123.
  • [9] Mayer R. Should There be a Three-strikes Rule Against Pure Discovery Learning? The Case for Guided Methods of Instruction // American Psychologist. 2004. Vol. 59. P. 14−19.
  • [10] Kirschner P. A., Sweller J., Clark R. E. Why Minimal Guidance During Instruction Does Not Work: An Analysis of The Failure of Constructivist, Discovery, Problem-Based, Experiential, and Inquiry-Based Teaching // Educational Psychologist. 2006. Vol. 41. № 2. P. 75−86.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ