Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предмет, методы и задачи статистики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Было бы упущением при определении существа статистической науки ограничиваться только указанием на ее предмет и метод, поскольку такое ограничение может поставить под сомнение правомерность существования статистики как самостоятельной науки. Общая задача статистической пауки — абстрагируясь от случайного, выявить типичное, характерное, закономерное. Так как статистика формулирует свои выводы… Читать ещё >

Предмет, методы и задачи статистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Из изложенного в предыдущем параграфе следует, что в разные исторические эпохи под статистикой понимали различные виды знания (как отражения объективных характеристик действительности в сознании человека), востребованные необходимостью изучения своей страны, зарождения товарного обращения, формирования государственности и развития международных отношений. Весь ход ее исторического развития, обусловленный необходимостью научного управления социальными процессами, а также удовлетворения информационных потребностей государства и общества, способствовал позиционированию статистики в качестве самостоятельной сферы человеческого знания; она постепенно становится органической частью государственной службы.

Вместе с тем статистическая мысль обнаруживает редкое в науке разнообразие в мнениях относительно природы и сущности статистического знания, определения статистики, двойственного характера ее предмета и метода, задач исследования, отличия от других видов знания (например, математики) и т. п. Еще Д. 11. Журавский указал, что ни одна отрасль знания в его время не имела столь неопределенного значения, как статистика.

Синтезировав знания и воззрения, достигнутые в данной сфере, философы в самом общем виде определяют статистику как науку, изучающую количественные отношения массовых общественных явлений, разрабатывающую методы количественного анализа, которые в совокупности образуют статистическую методологию и используются другими науками[1].

На институциональном уровне статистика как наука представляет собой целостную систему дисциплин, состоящую из общей теории статистики и отраслевых статистик, условно объединенных по содержанию в разделы экономической и социальной статистики1; составной частью последней и является правовая статистика. В современном толковании термина «статистика» выделяется по меньшей мере три его значения, употребляемые в практической и научной деятельности.

Во-первых, статистика понимается как отрасль практической деятельности, связанной со сбором, обработкой и анализом данных о состоянии и изменениях экономики и общества. Синонимы термина в этом смысле слова — понятие статистического учета, процесс ведения статистики, целью которого является формирование совокупности интересующих статистических сведений.

О людях, собирающих и обрабатывающих статистические сведения, данные или статистическую информацию, говорят, что они занимаются статистикой, ведут статистику (например, медицинскую, демографическую, уровня жизни, преступности и др.). И тот, для кого она род деятельности, это статистик, а не статист, как иногда, к сожалению, можно прочитать или услышать в СМИ.

Во-вторых, статистика рассматривается как отрасль знания, т.е. специальная научная дисциплина (статистическая наука[2][3]), и, соответственно, этому как учебная дисциплина в вузах (в юридических — правовая (судебная, юридическая)), в которой излагаются теоретические вопросы сбора, сводки, группировки, методы измерения и анализа количественных сведений о массовых явлениях.

Обобщая представленные в научной литературе определения статистики как отрасли науки, сформулируем ее дефиницию: статистика — отрасль общественной науки, которая присущими ей методами, способами и приемами изучает количественную сторону качественно однородных массовых общественных явлений и процессов, развитие их во времени и пространстве, их структуру и распределение, обнаруживая свойственные им количественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.

Ее специфика состоит в том, что статистика изучает количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной в конкретных условиях места и времени. Говоря словами азбучной истины, количество и качество статистика рассматривает в диалектическом единстве, т. е. на основе количественной оценки раскрывается качественное содержание исследуемого процесса или явления.

В-третьих, под статистикой понимают совокупность сводных, итоговых цифровых показателей, собранных для характеристики какой-либо области общественных явлений и процессов1.

Ретроспективный взгляд на фактический ход формирования наук обнаруживает, что этот процесс шел и идет по линии дифференциации знания, роста числа наук, имеющих своим предметом все новые и новые стороны явлений и процессов природы и общества; предметом науки может быть лишь одна их сторона. Объявить, что предмет статистики — общество, недостаточно, так как его изучают разные науки.

Предметом статистики является количественная сторона массовых явлений и процессов общественной жизни. Иначе: предметом статистики выступает количественная сторона массовых общественных явлений и процессов, взятая в неразрывной связи с их качественной стороной, и отображаемая статистическими показателями закономерность (тенденция, направление) их развития.

Закономерности общественных явлений и процессов обнаруживаются по результатам их массового статистического наблюдения благодаря действию закона больших чисел, выражающего диалектику случайного и необходимого. Сущность указанного закона заключается в следующем: по мере увеличения наблюдаемой совокупности влияние случайных причин, определяющих величину признака у отдельных ее единиц или соотношение численности последних с конкретными признаками, взаимопогашается (взаимоуравновешивается, нивелируется), в сводных характеристиках совокупности на поверхность выступает действие основных причин, которые и обусловливают их закономерность, т. е. совокупное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая.

Например, в разных уголовных делах признаки деяний, инкриминируемых обвиняемым, могут существенно различаться. Но лишь по итогам массового статистического наблюдения и соответствующей обработки его данных выявляется типичный портрет осужденного по отдельным категориям преступлений, сложившаяся судебная практика по назначению соответствующих видов и размеров уголовных наказаний за конкретные виды преступлений, что и является наглядной иллюстрацией действия (проявления) закона больших чисел. Поэтому в основе статистического исследования всегда лежит массовое наблюдение фактов.

Говоря о сущности метода[4][5] статистики, необходимо иметь в виду, что при исследовании различных явлений общественной жизни статистика, как и всякая наука, пользуется диалектическим методом, т. е. изучает явления во взаимосвязи и развитии, старается за количественными изменениями уловить новое качество. Философские законы теории познания в процессе происхождения и становления статистики определяли общее направление развития предмета и метода статистической науки.

В общем, в отличие от других общественных наук, методологическая часть статистической науки — теория статистики — представляет собой богатую и разнообразную систему знаний1. Она изучает методы и приемы, общие для всех отраслей статистики, а также специальные, применяемые в ее отдельных отраслях. В ее основе лежит прозорливо изобретенное Д. П. Журавским «категорическое исчисление» как научный метод познания, приобретающий свое значение в связи с предметом изучения и теми задачами, которые перед ним ставят.

В отличие от чистой математики, абстрагирующейся от названия предметов, в статистике всякий счет конкретных предметов и явлений производится, но категориям. Поэтому статистический метод (стохастика) как собирательное понятие включает общий специфический метод статистической науки — категорическое исчисление и применяемые в статистике специальные методы и приемы: наблюдения (сбор сведений о массовых явлениях и процессах), группировки, сводки (подразделение их на качественно однородные группы) и научной обработки данных (расчет на основе этих данных различного рода обобщающих показателей — относительных величин, средних величин и др.). В совокупности, как отмечалось, они составляют статистическую методологию, элементы которой традиционно — в классическом подходе — рассматриваются в двух аспектах: по стадиям статистического исследования (здесь статистическая методология увязывается с отмеченными тремя этапами статистического исследования, которые подробно описываются в любом учебнике по статистике) и по направлениям — предметному нолю — социально-экономической статистики. В последнем аспекте статистика позволяет разделить методологический инструментарий по сферам охвата статистической наукой всех областей общественной жизни. В этом смысле ее методология предстает в виде отраслевой методологии, направленной на выработку принципов и методов анализа конкретной социально-экономической, в том числе социально-правовой, проблемы.

Вместе с тем не исключается и более широкий подход: статистику рассматривают в контексте методологии науки в целом. В этом аспекте статистическая методология разделяется на два типа (функции): дескриптивную (позитивную) и прескриптивную (нормативную)[6][7]. В отношении статистической науки первый тип предполагает разработку и совершенствование всех ее принципов, всей системы ее специфических методов и приемов. Дескриптивная функция позволяет статистике с помощью своих методов изучать (описывать) то, что есть. В этом смысле статистика свободна от оценочных суждений и претендует исключительно на объективность своего анализа и выводов. Вторая функция методологии — прескриптивная — выступает в качестве регулятора научной практической деятельности, связанной как с процессами рутинной статистической работы, так и с научными исследованиями в области статистики[8].

Было бы упущением при определении существа статистической науки ограничиваться только указанием на ее предмет и метод, поскольку такое ограничение может поставить под сомнение правомерность существования статистики как самостоятельной науки. Общая задача статистической пауки — абстрагируясь от случайного, выявить типичное, характерное, закономерное. Так как статистика формулирует свои выводы на основании большого числа единичных и случайных явлений (событий), то статистическая наука неразрывно связана с прикладной математикой; в исследовании количественной стороны непременно возникают задачи математического характера, статистика неизбежно соприкасается во многих случаях с теорией вероятностей и математической статистикой. Но последняя, как отрасль математики, разрабатывает способы их решения в самом общем виде, независимо от качественного содержания изучаемого массового явления. Предмет математической статистики принципиально разграничен с предметом социально-экономической, правовой статистики (свойствами массового социально-экономического, правового явления, количественно и качественно определенными в форме обобщающих статистических показателей).

Естественно, разграничение предмета и объекта исследования не должно означать полное изгнание из одной науки всего, что попало в иоле зрения другой. Теория статистики, освещающая статистическую методологию, не может не рассматривать те методы математической статистики, которые помогают раскрытию статистических закономерностей; она использует многие разделы математической статистики, но зачастую без строгого математического доказательства, больше в прикладном плане. Вместе с тем математизация статистической науки, как и увлечение математической абстракцией в учебной литературе по правовой статистике (при конструировании методик расчета количественных характеристик социально-правовых явлений, начиная от расчета простейших коэффициентов и кончая построением сложных моделей), предполагает их оптимальный минимум: должно наблюдаться сближение методов и методик расчета системы количественных показателей и качественного анализа.

Только установлением общих закономерностей развития массовых общественных явлений научная задача статистики не исчерпывается, хотя и сами они представляют огромный теоретический и практический интерес, дают богатую «пищу» для понятия их сути. Не случайно основоположники политической арифметики считали своей главной задачей наряду с установлением закономерностей и выяснение причинозависимостей явлений общественной жизни, познание которых приносит непосредственную пользу. Так, в результате статистического изучения с использованием метода параллельных рядов можно установить между ними наличие взаимосвязей, выяснить причинные и функциональные зависимости; математический метод исчисления коэффициента корреляции выявляет тесноту связи между причиной и следствием и т. д., что имеет большое познавательное и практическое значение1.

Резюмируя отметим (и это самое важное), статистика (в широком смысле) — наука, изучающая все массовые явления, к какой бы области (природы и общества) они ни относились, обладающие признаками совокупности (приверженцев такого понимания именуют «универсалистами»). В более специальном (узком) смысле статистика — наука, исследующая с количественной стороны массовые общественные явления, и в то же время это метод изучения каждой конкретной совокупности.

Таким методом она является для каждой общественной науки, поскольку в результате исследования обнаруживает присущие природе массовых общественных явлений последовательности, повторяемости, тенденции, направления развития и измеряет их действие. Констатированные статистическим методом, эти закономерности сразу становятся достоянием той конкретной науки, к кругу объектов исследования которой принадлежит это массовое общественное явление. Практически нет науки, в поле зрения которой не попадали бы массовые процессы. Соответственно, все они (науки) используют статистический метод[9][10]. И принижать статистику как науку до уровня эклектики, не отличающейся оригинальностью и самостоятельностью, недопустимо. Исследовать явление методами статистики — значит исследовать его как явление массовое.

Невозможно управлять государством, основываясь на недостоверных, безнадежно устаревших данных — данных, которые несопоставимы с международными нормами и стандартами. Их надлежит собирать, обрабатывать и анализировать по единой теории и методологии с помощью высококвалифицированных специалистов, с использованием современных технических средств, программных продуктов и надежных методик.

  • [1] Философская энциклопедия / гл. ред. Ф. В. Константинов. М., 1970. Т. 5. С. 127.
  • [2] Социальная статистика как наука представляет собой раздел статистической науки, изучающий количественную сторону социальных явлений и процессов во взаимосвязи с ихкачественным содержанием. Она изучает процессы и явления в социальной сфере, условияжизни людей в конкретных условиях развития общества и государства, в определенныхусловиях места и времени. См.: Бычкова С. Г. Социальная статистика: учебник для академического бакалавриата., 2014. С. 19—20.
  • [3] Наука, как особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Для постижения всей культуры (в ее предельно широком понимании, формирующем картину мира) наука взаимодействует с другими видамипознавательной деятельности — обыденным, мифологическим, художественным, религиозным, философским постижением мира.
  • [4] Лунеев В. В. Юридическая статистика: учебник. М.: Юристъ, 2010. С.18—24; СавюкЛ. К. Правовая статистика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 22—30; Теориястатистики: учебник / под ред. Р. Л. Шмойловой. 3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 8; Статистический словарь. М., 1965. С. 554.
  • [5] Метод (от греч. methodos — путь исследования, познания, теория, учение) в широкомсмысле — способ достижения какого-либо результата в познании и практической деятельности.
  • [6] Методология: 1) в узком смысле слова — совокупность процедур, приемов и методов науки, объединенных в единую конструктивную программу и служащих средствами для постижениятого или иного объекта научного знания; 2) в широком смысле слова — совокупность методов, используемых в той или иной области деятельности для реализации определенных целей.
  • [7] Дескриптивный от лат. descriptivus — описательный. Так, для установления статистическихзакономерностей исследуемых процессов, изучения вероятных путей их развития в неизменныхусловиях или в отсутствие внешних воздействий применяются описательные (дескриптивные)модели. Они только объясняют наблюдаемые факты или дают вероятный прогноз в отличиеот нормативных моделей, предполагающих целенаправленную деятельность. Прескриптив-ный — предписывающий, такой, который следует выполнить (о правиле, утверждении).
  • [8] См. подробнее: Овчаров А. О. О роли статистической методологии в научных исследованиях // Вопросы статистики. 2014. № 4. С. 27—31.
  • [9] См.: Овчаров Л. О. Статистика взаимосвязей: качественные аспекты анализа // Вопросыстатистики. 2013. N° 2. С. 71—74.
  • [10] Статистический метод применяется и в естествознании, но только при изученииотдельных вопросов, когда речь идет о явлениях, где действуют переменные причины.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой