Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философско-правовые идеи «раннего этапа» немецкой классической философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кантовское толкование природы общественного договора тесно сопряжено с идеями об автономии воли, об индивидах как моральных субъектах. Первое главное условие заключаемого общественного договора — это обязательство для любой создаваемой социальной организации, в том числе и государства, признавать в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения осознает долг «не делать другого средством… Читать ещё >

Философско-правовые идеи «раннего этапа» немецкой классической философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Немецкая классическая философия представляет собой определённый период в развитии немецкой философской мысли, связанный с конкретными именами и их творчеством. Все эти философы являлись разными, в плане их мировоззренческих установок, но создавшими уникальное единое духовное образование. Более того, можно достаточно обоснованно утверждать, что их философское творчество базировалось на следующих, им всем присущих, основаниях:

  • — у них было практически сходное понимание роли и предназначение философии в духовной культуре общества;
  • — они реально считали, что философию, как знание и науку, можно представить в определённой системе по разделам;
  • — они использовали в своих философских воззрениях на природу всего сущего, в том числе и на саму философию, примерно один и тот же методологический инструментарий;
  • — они все были «сфокусированы» на исследовании гуманистических ценностей, на изучении прав, свобод человека, справедливости, равенства и будущности человека и человечества;
  • — в их философских исследованиях присутствует преемственность и критическое отношение к воззрениям и идеям своих предшественников.

Вместе с тем следует констатировать, что философский анализ реальности, основанный на достаточной обоснованности получения научных знаний о её свойствах, начался с Иммануила Канта. Именно он одним из первых пришёл к выводу, что знание может добываться и не из опыта.

Важно также подчеркнуть ещё один важный аспект гносеологии И. Канта, чтобы потом осмыслить более глубоко его воззрения на право, закон и государство. И. Кант пришёл к выводу, что любой исследователь, приступая к изучению предмета своего познавательного интереса, изначально «вооружён» априорными категориями рассудка[1].

Обращаясь теперь к философскому осмыслению И. Кантом проблем права, следует отметить, что у него их исследование непосредственно связано с его этическим учением.

Рассматривая мораль и её требования как необходимые и всеобщие, он приходит к выводу, что они априорны и абсолютны, имеют качественный уровень " объективного закона" . В реальности же нравственный закон с необходимостью принимает форму категорического императива. Смысл категорического императива состоит в том, что он предполагает принудительное повиновение, предписывающее человеку поступки, которые включают в себя «добро», без учёта того, в каких обстоятельствах они осуществляются, а также без учёта вариантов целей, для достижения которых они и осуществляются. В связи с этим формулировка категорического императива у И. Канта носит абстрактно-универсальный характер: «…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»[2]. То есть категорический императив требует от каждого выбора такого варианта поведения, который может быть возведён в «норму» для всех остальных.

Как видим, в понятие " закон" , относящийся к социальному регулятиву, И. Кант «вкладывает» признак принудительного повиновения, правда, в данном случае обусловленного человеческой волей.

Однако, как известно, в реальной жизни не все, кто будет следовать нравственному критерию, может добиться успеха, обеспечивая себе и другим свободу, равенство, справедливость. Как же быть? И. Кант обращается к рассмотрению взаимосвязей права и закона, закона и государства, государства, закона и права. Свои основные политико-правовые взгляды он выразил в работах: «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве» .

Изучение взглядов И. Канта позволяет утверждать, что понимание И. Кантом права тесно связано со свободой человека, которую он трактовал как произвол. В «Метафизике нравов» он пишет: «…право — это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы»[3]. Другими словами, право у него соотносимо с совокупностью регулятивов, которые призваны регулировать внешнюю форму поведения людей, как выражаемые вовне человеческие поступки.

В соответствии с его взглядами произвол как свобода достигается человеком только при наличии общежития, в человеческом сообществе. Ведь первоначально произвол одного никак не согласовывался с произволом другого (и не был им ограничен). О таком состоянии общества И. Кант говорит как о «так называемом» естественном. Чтобы достичь согласования поступков, люди вступают в общественный договор.

При этом И. Кант считал общественный договор не реальным историческим фактом, а логической конструкцией, разъясняющей сущность и причины возникновения права. Ведь человек, особенно на ранних стадиях развития, не может в полной мере следовать требованиям категорического императива. Вследствие этого возникает необходимость в общественном договоре и праве как во внешней узде, способной охранять личность от посягательств других личностей.

Кантовское толкование природы общественного договора тесно сопряжено с идеями об автономии воли, об индивидах как моральных субъектах. Первое главное условие заключаемого общественного договора — это обязательство для любой создаваемой социальной организации, в том числе и государства, признавать в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения осознает долг «не делать другого средством для достижения своих целей» и способно данный долг исполнить. Согласно И. Канту, «государство — это объединение множества людей, подчинённых правовым законам»[4]. А реализация требований категорического императива в сфере государственной деятельности обрамляется у И. Канта идеей правовой организации государства с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Логический конструкт, общественный договор, его осмысление, равно как и осмысление связи права с моралью, вполне логично привели И. Канта к созданию воззрения, как конструкции разума, о " естественном праве" , которое является неотъемлемым, внутренне присущим человеку феноменом, в соответствии с его природой. И. Кант определял его как право, основанное на ясных, априорных принципах, имманентных человеку, считая, что принцип равенства граждан перед законом происходит из идеи естественного равенства. При этом он называет его и частным правом.

Естественное право, по определению И. Канта, регулирует отношения между людьми, способными действовать свободно. Основу этих отношений составляет «мое» и «твое», иными словами право собственности, которое является исходным понятием его системы права. И. Кант считает, что право собственности является социальным институтом, а не чем-то биологически (естественно) прирожденным, где нет общества, нет права собственности. Положение в высшей степени важное и отличающее И. Канта от многих его предшественников и современников. Очевидно, он прав, когда считает, что право собственности не есть отношение человека к предметам внешнего мира, но представляет собой отношение между людьми по поводу этих предметов, так как «нелепо мыслить обязательность лица по отношению к вещам обратно» .

Можно также утверждать, что И. Кант, в определённой мере, включился и в разработку как категорий правоведения, так, одновременно, и «философии права». Наряду с естественным правом он дал определение и положительному праву. Положительное право у И. Канта — есть результат деятельности законодателя, поэтому оно является публичным правом.

При этом все они связаны с категорическим императивом.

Положительное, или публичное, право Кант именует также гражданским правом, используя данное понятие в смысле, существенно отличном от сложившегося в дальнейшем. Так как публичное право вытекает, в конечном счете, из положений права естественного, то они в совокупности образуют право в широком смысле слова.

При этом И. Кант различает право в широком смысле (ins laturo) и право в строгом, узком смысле (his strictum). Это разграничение близко к разграничению на частное и публичное право, хотя и не совпадает с ним. Право в широком смысле имеет место тогда, когда обязанность и принуждение не установлены законом и основаны в силу этого на справедливости или на крайней необходимости. Во втором, узком смысле, право трактуется как обязательность, основанная на законе, изданном государством.

Рассмотрение основных видов естественного права И. Кантом предопределило подробный анализ им права договоров, под которым он понимал «акт объединенного произвола двух лиц, посредством которого вообще одно переходит к другому…» .

Рассматривая частное право, И. Кант дает характеристику деятельности судебных учреждений, основу которых составляет распределяющая справедливость. Точным и «тонким» символическим изображением правового равенства и выражаемой им справедливости стал образ Весов Правосудия как средства равного воздаяния за содеянное.

Таким же образом им трактуется и справедливое воздаяние за содеянное. Способом, устанавливающим справедливое воздаяние применительно и к уголовному праву, по мысли И. Канта, является логика функционирования Весов Правосудия. Важно, что И. Кант определяет преступление как нарушение публичных законов. Преступление, по его мнению, это посягательство как на свободу человечества в целом, так и на свободу отдельных лиц. Так как каждая личность обладает свободой воли, то и действия ее должны определяться требованиями категорического императива, всякое преступление неотвратимо влечет за собой наказание. Наказание, таким образом, у Канта — результат свободы личности, её права и обязанности нести ответственность за совершенные действия.

Он различает две основные группы наказаний: а) наказания по суду; б) естественная кара. Первые осуществляет государство. Вторые носят внутренний, моральный характер. Но в обоих случаях наказание имеет своим основанием именно категорический императив. Применение наказания есть осуществление справедливости со стороны государственной власти.

То есть в отличие от справедливости, действующей в отношениях между людьми, распределяющая справедливость осуществляется в деятельности государственных органов, а именно суда. Основу деятельности судов составляет статуарное право, которое хотя и может отменить право естественное, но с ним не совпадает. Поскольку же статуарное право издано государством, соблюдение его для подданных обязательно.

Таким образом, по мнению И. Канта, осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Это достигается через наделение его принудительной силой. Иначе нельзя заставить людей соблюдать правовые нормы, нельзя воспрепятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Если право не снабдить принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль.

Но это значит также, что и категорический императив в качестве всеобщего закона права лишится своей безусловности. Вот почему всякое право должно выступать как право принудительное. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство — исконный и первичный носитель принуждения.

Как видим, право у И. Канта в большей степени есть " закон бытия" , открытый разумом и закрепленный в " законе государственном" , имеющем потенциал принуждения его исполнения.

Публичное право, по мнению Канта, не может существовать так же как частное право, которое внутренне присуще каждой личности и не нуждается во внешнем оформлении, т. е. в законодательстве, хотя и лежит в основе соответствующих отраслей статуарного права.

Переход от частного права к публичному праву определяется требованиями категорического императива практического разума, но предполагает переход людей от естественного состояния в состояние правовое, т. е. в состояние распределяющей справедливости.

Публичное право, по мысли И. Канта, представляет собой систему законов, «изданных для народа, т. е. для множества людей, или для множества народов» .

Рассматривая государственное право, И. Кант довольно подробно излагает вопрос о конституционных правах монарха и вместе с тем о гарантиях прав подданных. При этом он делает вывод, антиномичный по сути: о государе можно сказать, что он ничем не владеет как своей собственностью и одновременно владеет всем как повелитель народа, дарующий каждому свое[5].

Взгляды И. Канта на международное право непосредственно основываются на учении о праве естественном. Он следующим образом определяет предмет международного права: «Право государств в отношении к друг к другу, которое не совсем правильно называется международным правом, — оно, скорее, должно было бы называться межгосударственным — это то право, когда одно государство, рассматриваемое как моральное лицо по отношению к другому государству, в состоянии естественной свободы, а следовательно, и в состоянии постоянной войны, делает своей задачей установить отчасти право на войну, отчасти право во время войны, отчасти право после войны»[6].

Важнейшей проблемой в международном праве для И. Канта была идея вечного мира, которая на протяжении многих столетий до него занимала умы человечества. Можно утверждать, что И. Кант был первым мыслителем, который высказал догадку об объективной закономерности, ведущей к установлению мира. Это, по его мнению, должно быть создание, на мирных началах, " союза народов" [7].

Ряд положений, относящихся к объекту, предмету и функциям «философии права», были рассмотрены в этот период развития немецкой классической философии Иоганном Фихте, который получил поддержку у И. Канта, однако был не только его последователем, но и отстаивал взгляды, противоречащие взглядам И. Канта. Например, заслуживающая поддержки его проповедь служения интересам общества, свободе народа сочеталась в философии И. Фихте с явно выраженным индивидуализмом. Человек, в соответствии с его взглядами, оказывается практически независимым от прямого воздействия рода, общества, он абсолютно свободен в выборе своего действия, в том числе и в выборе тех общественных факторов, влиянию которых индивид склонен поддаться. Такие взгляды, конечно, были не соответствующими взглядам И. Канта.

Что же касается использования и включения в «философию права» результатов, входящих в философскую систему И. Фихте, то из них можно выделить следующие.

Например, важным для становления и развития «философии права» является обоснование И. Фихте положения о том, что только философия может быть фундаментом всех наук, «учением о науке». Этим утверждением «философии права» «придавался» статус не просто учебной дисциплины, но «мыслительного инструмента», способного раскрыть природу и сущность права, закона и государства.

Следующий важнейший аспект философствования И. Фихте, который значим для «философии права», заключён в том, что мыслитель для построения своей философской системы использует диалектический метод, в его первоначальном, ещё не развитом виде. Взаимодействие противоположностей в нём представлено «законом движения человеческого духа». И выражается это в том, что противоречия человеческого мышления трактуются не как заблуждения, но необходимый момент развёртывания истины[8].

Все эти положения уточняли философский инструментарий «философии права», придавали ей методологическую строгость и завершенность.

  • [1] Априоризм (от лат. a priori — из предшествующего) И. Канта состоит в том, что он обосновывает существование в рассудке категорий, которые не даны человеку в ощущениях. Например, «пространство», «время» .
  • [2] Кант И. Собр. соч.: в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260.
  • [3] Кант И. Собр. соч.: в 6 т. Ч. 2. С. 139.
  • [4] Там же. С. 233. Что же касается понятия «правовой закон», то И. Кант называет таким понятием законы государства, в отличие, скажем, от религиозных.
  • [5] См.: Кант И. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. Ч. 2. С. 238−240.
  • [6] Кант И. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. Ч. 2. С. 267.
  • [7] См.: Кант И. К вечному миру // Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 173; 191.
  • [8] См.: Фихте И. Г. О назначении учёного. М., 1935. С. 39−40.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой