Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственная поддержка инновационной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что в России также существует опыт создания хозяйственных обществ на базе образовательных и научных учреждений. Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения… Читать ещё >

Государственная поддержка инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные правовые требования к государственной поддержке инновационной деятельности закреплены в главе IV. 1 Закона о науке, в которой обозначены основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности (ст. 16.1 Закона о науке), субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности (ст. 16.2 Закона о науке), полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области государственной поддержки инновационной деятельности (ст. 16.3 Закона о науке), финансирование государственной поддержки инновационной деятельности (ст. 16.4 Закона о науке) и оценка эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности (ст. 16.5 Закона о науке).

В п. 2 ст. 16.1 Закона о науке содержится определение самого понятия «государственная поддержка инновационной деятельности», под которой законодатель предлагает понимать совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

В и. 1 ст. 16.1 Закона о науке определены основные цели государственной поддержки инновационной деятельности (рис. 7.3).

Законом предусмотрено, что основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принимаемой Правительством РФ (п. 2 ст. 16.2 Закона о науке).

Виды целей государственной поддержки инновационной.

Рис. 73. Виды целей государственной поддержки инновационной.

деятельности Как отмечалось выше, целью реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года являлось формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

В Стратегии обозначено, что основная системная проблема развития инновационной деятельности в Российской Федерации заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.

Ожидаемыми результатами Стратегии являются следующие:

  • — создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке;
  • — создание эффективной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и встроенной в глобальную инновационную систему;
  • — технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий;
  • — создание и расширение «технологических коридоров», обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. скорректировала основные цели, задачи, показатели инновационного развития Российской Федерации, заложенные в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации па период до 2015 г.

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусмотрено, что в период с 2014 по 2020 г. доля расходов на инновации в бюджете страны будет увеличиваться. Кроме того, предусматривается рост доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. За счет высвобождения финансовых ресурсов, предусматриваемых для поддержки бизнес-проектов, существенно увеличится финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры). Запланировано, что в основных секторах экономики российские предприятия по используемым технологиям должны выйти на средний уровень развитых стран. В этих целях ожидается введение необходимых налоговых и иных стимулов, направленных на вытеснение старого технологического оборудования. При этом предусмотрено сохранение в необходимых объемах поддержки реализации крупных проектов в рамках приоритетов технологического развития, а также приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ, которые обеспечат технологическое лидерство страны в перспективе.

Отметим, что в качестве приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в настоящее время названы следующие направления:

  • — безопасность и противодействие терроризму;
  • — индустрия наносистем;
  • — информационно-телекоммуникационные системы;
  • — науки о жизни;
  • — перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;
  • — рациональное природопользование;
  • — транспортные и космические системы;
  • — энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика[1].

Особый акцент в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. делается па модернизации и достройке необходимых элементов инновационной инфраструктуры и повышении их эффективности. Стратегией запланировано полностью сформировать целостную и работоспособную национальную инновационную систему, адекватную расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающую поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла.

В п. 3 ст. 16.1 Закона о науке перечислены принципы государственной поддержки инновационной деятельности (рис. 7.4).

Все указанные принципы обозначены законодателем в целях закрепления главных приоритетов и наиболее важных правовых основ в осуществлении деятельности по государственной поддержке развития инновационной экономики.

В научной литературе принципы государственной поддержки инновационной деятельности классифицируются на группы (виды) по различным основаниям.

Нам представляется наиболее удачной классификация Д. М. Мошковой, которая предлагает разделять принципы государственной поддержки инновационной деятельности на три группы.

К первой группе автор предлагает относить долгосрочные социальноэкономические принципы, такие как: программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки; приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности; опережающее развитие инновационной инфраструктуры; обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ; целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности;

Ко второй группе принципов государственной поддержки инновационной деятельности Д. М. Мошкова относит среднесрочные принципы в сфере государственно-частного партнерства, такие как: приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственночастного партнерства для стимулирования инновационной деятельности; доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства; защита частных интересов и поощрение частной инициативы.

Виды принципов государственной поддержки инновационной.

Рис. 7.4. Виды принципов государственной поддержки инновационной.

деятельности И наконец, в качестве третьей группы принципов государственной поддержки инновационной деятельности автор обозначает: информационнокоммуникативные (обеспечительные) публичные принципы, в частности публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В ч. 1 ст. 16.2 Закона о науке закреплен перечень субъектов государственной поддержки инновационной деятельности, т. е. тех лиц, которые уполномочены осуществлять мероприятия по государственной поддержке инновационной деятельности. К субъектам государственной поддержки инновационной деятельности относятся: Российская Федерация, субъекты РФ, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством РФ и субъектов РФ.

Этой же статьей Закона о науке предусмотрено, что поддержка инновационной деятельности может осуществляться органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 16.2), а также юридическими и физическими лицами в формах, не противоречащих законодательству РФ (ч. 5 ст. 16.2). Однако упомянутые здесь субъекты не являются субъектами государственной поддержки инновационной деятельности, поскольку, хотя они и могут осуществлять все те виды деятельности, которые относятся к формам государственной поддержки в соответствии с ч. 3 ст. 16.2 Закона о науке, однако они не обладают государственными полномочиями по осуществлению этой деятельности, и их деятельность не может происходить в масштабах государства либо субъектов РФ. В связи с этим можно говорить о таких видах поддержки инновационной деятельности, как муниципальная поддержка инновационной деятельности, осуществляемая органами местного самоуправления, и частная поддержка инновационной деятельности, осуществляемая физическими и юридическими лицами.

В отличие от органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ обладают государственными полномочиями в области государственной поддержки инновационной деятельности.

Так, в частности, в соответствии со ст. 16.3 Закона о науке полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности определяет Правительство РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2012 № 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности» утверждены следующие полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности:

  • а) предоставление информационной поддержки;
  • б) предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации;
  • в) формирование спроса на инновационную продукцию;
  • г) финансовое обеспечение;
  • д) реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ РФ;
  • е) поддержка экспорта;
  • ж) обеспечение инфраструктуры.

Здесь же предусмотрено, что реализация вышеуказанных полномочий осуществляется в пределах установленной Президентом РФ или Правительством РФ предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных этим органам на руководство и управление в сфере установленных функций, при этом полномочия, предусмотренные п. «г» — «ж», осуществляются при наличии бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на реализацию указанных полномочий.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2012 № 1172 определен также перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, в который в настоящее время входит 41 федеральный орган государственной власти.

Статьей 16.3 Закона о науке рамочно определен и объем полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере поддержки инновационной деятельности в виде следующих полномочий:

  • — право принятия законов и иных НПА субъектов РФ о поддержке инновационной деятельности;
  • — право принятия и реализации программ и проектов субъектов РФ, направленных на поддержку инновационной деятельности.

Вернемся, однако, к вопросу о государственной поддержке инновационной деятельности.

В п. 2 ст. 16.2 Закона о науке определены основные формы государственной поддержки инновационной деятельности (рис. 7.5).

Формы государственной поддержки инновационной деятельности.

Рис. 7.5. Формы государственной поддержки инновационной деятельности.

Указанный перечень форм государственной поддержки инновационной деятельности не является исчерпывающим. Законом закреплено, что государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться и в других формах, не противоречащих законодательству РФ.

Рассмотрим каждую из форм поддержки подробнее.

1. Предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей является одной из наиболее значимых и приоритетных форм государственной поддержки инновационной деятельности. Налоговое стимулирование, направленное на поощрение научных исследований, развитие инновационной деятельности, доказало свою эффективность в опыте развитых зарубежных стран, достигших впечатляющих результатов в развитии инновационной деятельности.

Так, ключевой механизм государственной поддержки развития науки и высоких технологий в Великобритании — налоговые льготы для организаций, занимающихся исследованиями и разработками.

Основными законодательными актами в данной области являются: Закон «О налоге на доходы и корпоративном налоге» (Income and Corporation Taxes Act) 1988 г., Закон «О финансах на 2000 г.» (Finance Act 2000), Закон «О финансах на 2002 г.» (Finance Act 2002).

В рамках реализации стратегии поддержки инвестиций в научно-технический сектор в Великобритании в 2000 г. были введены налоговые льготы для малых и средних предприятий, а затем в 2002 г. они были распространены и на крупные компании. Право на налоговые вычеты по налогу на прибыль получают все компании, которые ежегодно вкладывают более 10 тыс. фунтов стерлингов в научную деятельность. Расходы компании на исследования и разработки, в отношении которых применяются налоговые льготы, определяются достаточно широко и включают в себя:

  • — расходы по найму персонала, прямо или косвенно вовлеченного в осуществление исследований и разработок;
  • — расходы, связанные с предоставлением персонала, прямо или косвенно вовлеченного в исследования и разработки;
  • — приобретение потребляемых и видоизменяемых материалов, которые напрямую используются при осуществлении исследований и разработок (в общем смысле — физические материалы, потребляемые в рамках осуществления исследований и разработок);
  • — расходы на электроэнергию, воду, топливо и программное обеспечение, напрямую используемые в целях исследований и разработок.

Размер льготы зависит от величины компании и составляет:

  • — 150% от расходов на исследования и разработки для малых и средних компаний;
  • — 125% от расходов на исследования и разработки для крупных компаний.

Дополнительно компании имеют право применять ускоренную амортизацию в отношении отдельных видов приобретенных основных средств (оборудование, автомобили и т.и.), которые используются для исследований и разработок[2].

В Германии в 2004 г. был принят Закон о стимулировании рискового капитала, который предусматривает налоговые льготы для инициаторов создания фондов рискового капитала, например освобождение от налогов на 50%1.

В Швеции основная мера, стимулирующая проведение научных исследований, — налоговый вычет на исследования (30% от расходов предприятия на НИОКР в пределах 100 млн евро плюс 5% от расходов сверх этой суммы). Также предусмотрены налоговые льготы на расходы на патенты. В отношении ряда предприятий установлен особый налоговый режим[3][4].

В Российской Федерации также предприняты шаги по налоговому стимулированию субъектов инновационной деятельности. Так, можно упомянуть о ст. 149 НК РФ, которая относит к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Для отдельных категорий субъектов инновационной деятельности налоговое законодательство РФ предусматривает предоставление определенного вида налоговых льгот, исходя из особого (специального) характера их деятельности. Например, ст. 145.1 НК РФ для участников проекта «Сколково» установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в течение 10 лет. Также в отношении участников инновационного проекта «Сколково» ст. 246.1 НК РФ предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль.

Налоговое законодательство РФ содержит и другие правовые нормы, направленные на налоговое стимулирование субъектов инновационной деятельности.

В целом, мнение большинства ученых и практиков, занимающихся вопросами государственной поддержки инновационной деятельности, сходится на том, что налоговое стимулирование на данном этапе является наиболее эффективной формой государственной поддержки инновационной деятельности. Например, Д. В. Грибанов отмечает, что «…прямое указание на осуществление государством поддержки инновационной деятельности в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей способствует дальнейшему развитию и совершенствованию правовых механизмов финансового стимулирования и обеспечения инновационной деятельности»[5].

Поэтому не случайно законодатель указывает предоставление льгот по уплате налогов, сборов таможенных платежей в качестве первой формы государственной поддержки инновационной деятельности в ч. 2 ст. 16.2 Закона о науке.

2. Предоставление образовательных услуг. С учетом главенствующей роли научных знаний в инновационной деятельности предъявляются более высокие требования к уровню квалификации работников, качеству подготовки кадров. Речь здесь идет и о подготовке кадров по новым направлениям, и о предъявлении новых, более высоких, требований к подготовке кадров по существующим направлениям. Также необходимо упомянуть об интеграции образования, науки и коммерциализации продуктов научной деятельности на базе высших учебных заведений.

В этом отношении показателен пример Франции, демонстрирующий успешный опыт такой интеграции. Образовательным учреждениям во Франции предоставляются широкие возможности по коммерческому использованию созданных ими результатов инновационной деятельности. Государственные исследовательские, научные и технологические учреждения, а также вузы могут оказывать услуги, выполнять договоры на проведение исследовательских работ, использовать запатентованные изобретения и лицензии и коммерциализировать продукты своей деятельности. Кроме того, они вправе на определенных условиях поручать такую деятельность частным компаниям или учреждениям, а также создавать дочерние общества. Установлены правила, призванные дать возможность ученым, разработавшим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, участвовать во внедрении и коммерческом использовании таких объектов.

Так, по общему правилу работники государственных научных исследовательских учреждений и вузов являются государственными служащими и в соответствии с Законом от 13.07.1983 № 83−634 «О правах и обязанностях государственных служащих» не вправе заниматься никакой приносящей доход частной деятельностью. В то же время, согласно положениям Исследовательского кодекса Франции, с разрешения государственного органа работники исследовательских учреждений могут принимать участие (в качестве учредителя или члена руководящего органа) в создании предприятия, в задачи которого входит оценка исследовательских работ, которые они выполняли как государственные служащие. Такой работник может даже вносить (на ограниченный срок) в данное предприятие права на использование результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе работы в исследовательском учреждении[6].

Следует отметить, что в России также существует опыт создания хозяйственных обществ на базе образовательных и научных учреждений. Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» бюджетным научным учреждениям и высшим учебным заведениям, а также научным учреждениям и вузам, созданным государственными академиями наук, было предоставлено право без согласия собственника их имущества становиться учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям и вузам.

С 1 сентября 2013 г. такое право осталось за бюджетными научными учреждениями и созданными государственными академиями наук научными учреждениями.

В качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ научные учреждения могут вносить право использования результатов интеллектуальной деятельности и (или) денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в их оперативном управлении. Научное учреждение вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля данного научного учреждения или вуза в уставном капитале акционерного общества составит более чем 25% или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью — более чем 1/3. Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются научные учреждения, часть прибыли хозяйственных обществ, полученной данными научными учреждениями (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных научных учреждений и вузов.

3. Предоставление информационной поддержки. Инновационная деятельность как довольно сложная и рисковая деятельность нуждается в надлежащем информационном обеспечении. В первую очередь речь здесь идет об информировании субъектов инновационной деятельности о формах и способах получения государственной поддержки инновационной деятельности. Но также некоторыми авторами отмечается и то, что данная форма государственной поддержки неотделимо связана с необходимостью получения субъектами инновационной деятельности информации о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций. Информация о рыночной конъюнктуре в соответствующих сегментах, о патентах и ноу-хау, о предложениях на научно-технические и экспериментальные услуги является стратегически важным ресурсом в руках ее обладателя. Все это свидетельствует о важности создания и развития различных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, и на этой основе осуществления полноценного информационного обеспечения и информационной поддержки инновационной деятельности[7].

Следует отметить, что в развитых зарубежных странах информационной форме государственной поддержки инновационной деятельности также уделяется весьма много внимания. Например, в Великобритании Министерство инноваций, высших учебных заведений и повышения квалификации на своем официальном сайте размещает большой массив документов, которые могут оказаться полезными участникам инновационного процесса. Особый интерес представляют предложенные Министерством модельные контракты, направленные па передачу или использование права собственности на результаты интеллектуальной деятельности в области инноваций. Они были подготовлены рабочей группой, в которую вошли представители университетов, региональных агентств развития, Ассоциации малых предприятий, различных министерств и частных компаний. Группа начала работу в 2004 г. и к настоящему моменту подготовила пять контрактов — пять моделей взаимодействия научно-исследовательских и коммерческих организаций.

В Германии источником информации в инновационном секторе является Патентное ведомство Германии. Для облегчения доступа малым и средним предприятиям к соответствующей информации было создано более 20 патентно-информационных центров и служб по всей стране1.

  • 4. Предоставление консультационной поддержкиу содействие в формировании проектной документации также играет немаловажную роль на пути стимулирования инновационной деятельности. Проектный подход к развитию инноваций предполагает сложность многих организационных аспектов, что с неизбежностью требует квалифицированной помощи в документальном оформлении инновационного проекта. Особую роль играет здесь и сама консультационная поддержка. Так, Великобритании большое распространение получили компании, осуществляющие консультационные и сервисные услуги в области технологического развития. Они изначально создавались на базе университетов и являются владельцами различных инновационных центров, которые предоставляют офисы и лаборатории для молодых инновационных компаний[8][9].
  • 5. Важной функцией государства в целях продвижения инновационных продуктов на российский и международный рынки является деятельность по формированию спроса на инновационную продукцию. В частности, в Германии налажена система государственной поддержки реализации запатентованных изобретений. С 1995 г. Гамбургский патентно-инновационный центр заключает соглашения с научными учреждениями и выступает в качестве брокера в интересах малого и среднего предпринимательства. Центр сотрудничает также с двумя ведущими национальными информационными сетями, через которые коммерчески значимые изобретения предлагаются заинтересованным лицам внутри страны и за рубежом. При этом, что немаловажно для малого и среднего бизнеса, Центр отслеживает выполнение условий соглашений.
  • 6. Финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал). Предоставление мер финансовой поддержки является важным и действенным стимулом на пути развития инновационной деятельности во всех странах.

Например, в США действуют два закона — Закон Бей — Доула «Об Университетах и Процедуре патентования для малого бизнеса» (University and Small Business Patent Procedures Act) и Закон Стивенсона — Уайдлера «О технологических инновациях» (Technology Innovation Act), закрепляющие правовые основы финансового участия государства в научных исследованиях и возможность последующего использования частным сектором результатов научных исследований, проводимых при финансовом участии государства.

В Индии создан Совет по технологическому развитию, который предоставляет льготные кредиты, а также участвует в уставном капитале инновационных компаний. Предоставляемые суммы обычно не превышают 50% стоимости проекта.

В Германии до 80% исследовательской деятельности вузов осуществляется за счет грантов пяти крупных научных обществ.

Отдельные мероприятия в этом направлении уже активно реализуются и в России. Положительным примером финансового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации является гак называемая грантовая поддержка. Предоставление гранта легализует поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок и осуществляется путем предоставления денежных и иных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов в установленном порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Так, постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации» учреждены гранты Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах РФ. Выделение грантов Правительства РФ осуществляется в форме субсидий, предоставляемых российским образовательным учреждениям высшего профессионального образования, научным учреждениям государственных академий наук и государственным научным центрам РФ, на базе которых будут осуществляться научные исследования.

Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации» предусматривает предоставление субсидий на гранты Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук, на государственную поддержку ведущих научных школ РФ. Кроме того, предоставление денежных средств в форме «грантовой поддержки» предусматривается и некоторыми ведомственными НПА.

7. Реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ РФ. В современных условиях развития инновационной политики государства и ее правового обеспечения особую актуальность и широкое распространение получает использование программного (программно-целевого) метода, основанного на разработке стратегического курса государственной инновационной политики и его отражения в программных документах. Именно программный метод представляется наиболее эффективным методом государственного управления, позволяющим обеспечить целенаправленное решение проблем государственной инновационной политики посредством поэтапного планирования основных мероприятий в рамках отдельных направлений политики государства по достижению поставленных на конкретный период времени целей и задач и соответствующего рационального и эффективного использования ресурсов, исходя из запланированной системы программных мероприятий.

При этом в научной литературе обращается внимание на тот факт, что реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ РФ не является прямой формой государственной поддержки инновационной деятельности, поскольку в ходе осуществления таких программ могут применяться различные формы государственной поддержки, такие как финансовое обеспечение, образовательные услуги, информационное обеспечение инновационной деятельности и г. д.[7]

  • 8. Форма государственной поддержки инновационной деятельности в виде поддержки экспорта перекликается с ранее рассмотренными нами такими формами государственной поддержки, как формирование спроса на инновационную продукцию и предоставление льгот по уплате таможенных платежей, поэтому не совсем понятно, почему данная форма выделена в самостоятельную форму. Очевидно, законодатель планирует в дальнейшем создание некой системы мер, направленных на поддержку экспорта определенных видов продукции.
  • 9. Обеспечение инфраструктуры как форма государственной поддержки инновационной деятельности является одной из наиболее важных во многих странах. Например, в Германии динамично развиваются научнотехнологические парки, одним из наиболее известных среди которых является технопарк Берлин-Адлерсхоф. В действующих на его территории 220 инновационных предприятиях и 14 научных центрах занято более 3500 сотрудников.

В США действует множество организаций, призванных облегчить взаимодействие между бизнесом и научно-исследовательскими центрами, среди которых можно отметить инновационных брокеров, способствующих на возмездной основе передаче инновационных технологий бизнесу. Инновационные брокеры существуют и в Швеции, они работают в рамках специальной программы для поддержки передачи инновационных технологий компаниям малого бизнеса {TUFF).

В Индии среди субъектов инновационной инфраструктуры заметное место занимает Индийская ассоциация венчурного инвестирования, объединяющая как индийских, так и американских и европейских участников. Среди крупнейших индийских членов ассоциации можно назвать Национальный венчурный фонд программного обеспечения и информационных технологий, Фонд развития мелких и средних предприятий. Основные задачи данных фондов — снижение характерных для инновационных отраслей долгосрочных рисков, поиск и инвестирование в новые компании в таких секторах, как, например, информационные технологии, пищевая промышленность, инфраструктура здравоохранения, логистика[6].

В Российской Федерации среди субъектов инновационной инфраструктуры, чья деятельность оказывает значимое влияние на модернизацию российской экономики, можно выделить: наукограды, научные и технологические парки (технопарки), венчурные организации, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие и особые экономические зоны. Невозможно здесь обойти вниманием и создание беспрецедентного инновационного центра «Сколково», который представляет собой уникальное явление в российской правовой системе с минимальными налоговыми и административными барьерами.

Огромный вклад в деятельность по государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации вносят органы власти субъектов РФ, которые принимают соответствующие законодательные акты в данной сфере.

Особое внимание в региональном законодательстве уделяется таким мерам государственной поддержки, как:

  • — предоставление государственных гарантий;
  • — предоставление субсидий из бюджета соответствующего субъекта РФ;
  • — передача государственного казенного имущества в аренду;
  • — установление особенностей определения размера арендной платы за пользование государственным казенным имуществом, а также внесения этой платы;
  • — предоставление прав на использование объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые относятся к государственной казне;
  • — внесение государственного казенного имущества, в том числе средств областного бюджета, в качестве вкладов в уставные капиталы АО, являющихся субъектами инновационной деятельности;
  • — установление особенностей налогообложения налогами субъектов РФ, а также федеральными налогами, установление отдельных элементов налогообложения которыми в соответствии с федеральным законодательством отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
  • — предоставление информации по вопросам, связанным с осуществлением инновационной деятельности, содержащейся в документах, включенных в информационные системы органов государственной власти субъектов РФ;
  • — содействие в установлении внешнеэкономических связей, необходимых для осуществления инновационной деятельности в форме капитальных вложений.

Следует отметить, что государством принимаются отдельные меры по государственной поддержке инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 22 Закона о развитии предпринимательства оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

  • 1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;
  • 2) содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • 3) создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
  • 4) создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Важным вопросом государственной поддержки инновационной деятельности является вопрос о том, как осуществляется финансирование указанной поддержки инновационной деятельности.

В соответствии со ст. 16.4 Закона о науке финансирование государственной поддержки инновационной деятельности осуществляется Российской Федерацией и субъектами РФ с учетом основных направлений государственной поддержки.

Для определения эффективности финансирования государственной поддержки инновационной деятельности в ст. 16.5 Закона о науке закреплена рамочная методика, позволяющая определить эффективность расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности.

Законом предусмотрено, что с учетом специфики инновационной деятельности оценка эффективности государственной поддержки осуществляется на основе анализа эффективности формируемых субъектами государственной поддержки совокупностей инновационных проектов, обладающих схожими целями и характеристиками.

При оценке эффективности государственной поддержки осуществляется проверка выполнения установленного порядка, регламентирующего предоставление такой поддержки, а также соответствие указанного порядка требованиям, установленным законодательством РФ.

При оценке эффективности государственной поддержки проверяется наличие и соблюдение утвержденных субъектами государственной поддержки:

  • 1) документов, определяющих стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки инновационной деятельности;
  • 2) документов, определяющих порядок предоставления государственной поддержки инновационной деятельности.

При проверке документов, определяющих стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, устанавливается:

  • — их соответствие основным направлениям государственной поддержки;
  • — измеримость поставленных целей и задач;
  • — возможность определения эффективности предоставления государственной поддержки инновационной деятельности;
  • — взаимосвязь поставленных целей и задач с ключевыми показателями эффективности структурных подразделений и руководящего состава субъекта государственной поддержки, системой мотивации его работников (в случае если указанное требование применимо к проверяемому субъекту государственной поддержки);
  • — наличие системы оценки ответственности за недостижение поставленных целей (в случае если указанное требование применимо к проверяемому субъекту государственной поддержки).

При проверке документов, определяющих порядок предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, устанавливается:

  • 1) наличие внутренних процедур контроля за выполнением установленного порядка предоставления государственной поддержки инновационной деятельности с указанием ответственных за принятие конкретных решений и санкций за нарушение установленных процедур;
  • 2) прозрачность внутренних процедур контроля за выполнением установленного порядка предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, а также наличие и описание основных этапов предоставления государственной поддержки инновационной деятельности с указанием предельных сроков их проведения;
  • 3) наличие предусмотренных процедур коллегиального принятия решений и привлечения независимых профессиональных экспертов;
  • 4) соответствие указанных документов требованиям к НПА федеральных органов исполнительной власти, установленным Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Оценка эффективности государственной поддержки с точки зрения реализации государственной политики в соответствующей области и достижения поставленных целей осуществляется высшими органами управления субъектов государственной поддержки, а также иными органами и организациями в случаях, установленных законодательством.

Важно отметить, что проверка хода реализации и результатов отдельных инновационных проектов в рамках оценки эффективности государственной поддержки осуществляется только в случае нарушения установленного порядка предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, его отсутствия или отсутствия отдельных документов, необходимых в соответствии с Законом о науке.

В рамках оценки эффективности субъектов государственной поддержки проверка хозяйствующих субъектов и физических лиц, непосредственно не получавших государственную поддержку инновационной деятельности, не проводится.

Поскольку инновационная деятельность является высокорисковой, а инновационные проекты — сложными и долгосрочными, Законом о науке предусмотрено, что при оценке эффективности государственной поддержки должен учитываться высокорисковый характер инновационной деятельности, а также неопределенность рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут повлечь в том числе потерю финансовых и иных ресурсов, вложенных в инновационный проект, что свидетельствует о том, что оценка инновационной деятельности сама по себе является довольно сложной и трудоемкой процедурой, результаты которой могут быть далеко не однозначными.

  • [1] Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критическихтехнологий Российской Федерации».
  • [2] См. подробнее: Калятин В. О., Наумов В. Б., Никифорова Т. С. Опыт Европы, СШАи Индии в сфере государственной поддержки инноваций // Российский юридический журнал. 2011. № 1. С. 171−183.
  • [3] См. подробнее: Мингалева Ж. А., Логинова Т. Е. Опыт правового регулирования объектовинтеллектуальной собственности и инновационной деятельности (па примере Германии) //Вестник Пермского университета. 2012. № 1. С. 139—148.
  • [4] Калятин В. О., Наумов В. Б., Никифорова Т. С. Опыт Европы, США и Индии в сферегосударственной поддержки инноваций. С. 171 — 183.
  • [5] Грибанов Д. В. Государственная поддержка инновационной деятельности в современном законодательстве // Бизнес, менеджмент и право. 2013. № 1. С. 71—77.
  • [6] Калятин В. О., Наумов В. Б., Никифорова Т. С. Опыт Европы, США и Индии в сферегосударственной поддержки инноваций. С. 171—183.
  • [7] Грибанов Д. В. Государственная поддержка инновационной деятельности в современном законодательстве. С. 71—77.
  • [8] Мингалева Ж. А., Логинова Т. Е. Опыт правового регулирования объектов интеллектуальной собственности и инновационной деятельности (на примере Германии). С. 139—148.
  • [9] Калягин В. О., Наумов В. Б., Никифорова Т. С. Опыт Европы, США и Индии в сферегосударственной поддержки инноваций. С. 171—183.
  • [10] Грибанов Д. В. Государственная поддержка инновационной деятельности в современном законодательстве. С. 71—77.
  • [11] Калятин В. О., Наумов В. Б., Никифорова Т. С. Опыт Европы, США и Индии в сферегосударственной поддержки инноваций. С. 171—183.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой