Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разрешение юридического конфликта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку конфликт предваряется длительным вызреванием, наиболее оптимальным является упреждение конфликта. В правовом конфликте в качестве профилактической меры может быть достаточным ознакомление конфликтующих сторон с законом (повышение правовой грамотности, правовой культуры). Предупреждение возникновения и развития конфликта более эффективно в социальном плане, чем разрешение конфликта, уже… Читать ещё >

Разрешение юридического конфликта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под разрешением юридического конфликта понимается то или иное положительное действие самих субъектов конфликта либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными средствами либо путем разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, либо путем согласования интересов противоборствующих сторон, либо путем императивного предписания соответствующего органа. Управляемый конфликт имеет больше шансов на разрешение. К исходным принципам разрешения социально-правового конфликта, наиболее эффективным методам, способам и формам можно отнести следующие:

  • • отказ от стереотипов мышления, предполагающего разрешение конфликта лишь сверху и игнорирование переговоров разных сторон;
  • • ориентация не на уничтожение конфликтующих сторон (по принципу: «нет человека — нет проблемы»), а на нахождение баланса их интересов. Основательное преодоление конфликта невозможно, когда в выигрыше оказывается лишь одна из сторон. В таком случае конфликт не разрешается, а временно «откладывается», загоняется вглубь до новой вспышки;
  • • учет того, что отношения конфликтующих сторон всегда определяются не только взаимоисключающими интересами, но и совпадающими, общими. Область такого совпадения может быть больше или меньше, но практически всегда имеется, что делает возможным переговоры (диалог) противников, согласованность их позиций. При этом следует учитывать, что в правовом конфликте «область» совпадения интересов в значительной степени определяется действующими правовыми нормами, и ни одна из сторон не должна из них выходить;
  • • выявление того, как стороны оценивают предмет своего противоборства, насколько он соответствует правовым нормам общества.

Способ и метод разрешения конфликта зависит от того, на какой стадии развития он находится, каков его характер, напряженность и т. д. Можно выделить несколько этапов развития конфликтной ситуации, и на каждом этапе способы и методы ее разрешения будут иметь свои особенности, принимать свои специфические формы. Первая стадия конфликта носит латентный (скрытый) характер. На этой стадии можно довольно легко погасить конфликт, не дать ему разрастись, однако такое происходит крайне редко, поскольку мало кто на этой стадии оказывает конфликту должное внимание. Вторая стадия — полулатентная стадия, в рамках которой идет формирование мотивов, что происходит, как правило, в ходе активного поиска и обмена информацией и мнениями. Третья стадия — объединение, сплочение единомышленников и их дифференциация от другой группы. Четвертая стадия — возникновение организованных социальных структур (групп поддержки). Пятая стадия — различного рода выступления (скандалы), действия, направленные на активное распространение своих взглядов, поиск сторонников и сочувствующих, резкое отделение, отмежевание от соперников. Шестая стадия — предкризисная ситуация в организации и системе, когда возникают серьезные нарушения в ее функционировании. И наконец, седьмая кризисная стадия, когда конфликт охватывает всю систему. Здесь нормальное функционирование уже невозможно. На этой стадии могут иметь место различные противоправные и слабоуправляемые поступки, действия, насилие становится нормой.

Поскольку конфликт предваряется длительным вызреванием, наиболее оптимальным является упреждение конфликта. В правовом конфликте в качестве профилактической меры может быть достаточным ознакомление конфликтующих сторон с законом (повышение правовой грамотности, правовой культуры). Предупреждение возникновения и развития конфликта более эффективно в социальном плане, чем разрешение конфликта, уже разгоревшегося в полную силу. Поэтому именно на профилактику, предупреждение конфликтов в сфере права должны быть направлены основные усилия общества. Особенно это касается криминальных конфликтов, которые в наибольшей степени угрожают жизни и здоровью, имуществу и нравственности, базовым интересам и ценностям. Нельзя не отметить, что эффективность деятельности социальных институтов российского общества по предупреждению юридических конфликтов крайне невелика. В России последних лет низкая эффективность предупреждения конфликтности в социально-правовой сфере связана, в частности, с тем, что меры, предпринимаемые властными элитами, противоречат ментальности россиян. Навязываемые российскому обществу ценности индивидуализма (с позиции гуманизма и невмешательства в частную жизнь) приводят к утрате традиционных форм контроля, в том числе, и в сферах частной жизни человека. С одной стороны, вмешиваться в чужие дела и принуждать человека к тем или иным решениям неэтично и неправомерно, но, с другой стороны, полное устранение от контроля за преступной и аморальной деятельностью граждан не может не приводить к росту преступности, агрессии и насилия. В данной ситуации немалое значение имеет и то обстоятельство, что попытки наладить хотя бы какой-то контроль над взяточничеством, коррупцией, преступностью в обществе носят малоэффективный характер.

В целом предупреждение конфликта в правовой сфере заключается в воздействии на все его элементы, участников, мотивы их поведения, объекты, используемые силы и средства. Поэтому предупредительно-профилактическая работа должна носить комплексный характер и осуществляться с использованием социально-экономических, психолого-педагогических, правовых и иных средств. Правовые конфликты, как и другие социально-культурные отношения между людьми, регулируются не только правовыми, но и другими нормами общественного поведения (нравственными, религиозными, политическими и т. д.). Нормативное регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов. Так, правовые нормы имеют несколько каналов воздействия на поведение людей. Во-первых, они оказывают информационное воздействие (норма предлагает человеку или социальной группе варианты поведения, одобряемые или неодобряемые). Во-вторых, оказывают ценностное воздействие (формируют ценностный мир человека). В-третьих, правовая норма обладает принудительной силой в отношении того, кто ее нарушает. При нарушении нормы права вступает в силу правоприменительный механизм. В конечном счете, эффективность разрешения правовых норм зависит от эффективности деятельности правовых институтов.

В специальной литературе, посвященной конфликтам, указывается, что разрешение конфликта может быть полным или частичным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При этом «образ врага» трансформируется в «образ партнера», установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта чаще всего изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства. Успешное разрешение конфликта связано с определенными условиями, а именно:

  • • своевременной и точной диагностикой его причин. В ходе этого выявляются объективно существующие противоречия, интересы, цели. На основе такого анализа определяется так называемая деловая зона конфликта;
  • • обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении противоречий. Это возможно при взаимном признании интересов каждой из сторон, для чего субъектам конфликта необходимо освободиться от недоверия друг к другу;
  • • совместным поиском путей преодоления конфликтов. В данной ситуации могут быть использованы самые разные средства и методы.

В социологической литературе соответствующее внимание уделяется выработке технологии регулирования конфликтов, управления ими. Задача управления конфликтом в том и состоит, чтобы не допустить его разрастания и снизить негативные последствия. В качестве субъекта управления конфликтом может выступать как одна из его сторон, так и третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании. Кто бы ни выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы или технологию регулирования конфликтных отношений. Этому могут способствовать следующие меры:

  • • сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в ходе противоборства сторон;
  • • снизить степень социально-психологического возбуждения, чтобы воспрепятствовать появлению детонирующих ситуаций в отношениях сторон.

Вообще, разрешение социального и, в частности, юридического конфликта — дело довольно сложное. Оно может идти различными путями, использовать различные методы. Разнообразие содержания юридических конфликтов предполагает использование различных способов их разрешения. В разрешении юридических конфликтов возможны следующие способы:

  • 1) переговоры;
  • 2) посредничество;
  • 3) обращение к арбитру;
  • 4) судебные процедуры.

Следует отметить, что использовать данные способы следует в указанной последовательности, по мере необходимости.

Переговоры — это процесс принятия совместного решения двумя или более сторонами. Выделяются следующие стадии переговорного процесса: 1) подготовка к переговорам; 2) процесс их ведения; 3) анализ результатов переговоров и выполнения достигнутых договоренностей. Предварительно необходимо осуществить специальную подготовку переговоров. Этот вид деятельности предполагает выполнение заданий как организационного, так и содержательного характера:

  • • достижение соглашения о необходимости переговоров;
  • • определение места и времени встречи;
  • • разработку повестки дня (определение приоритетов и порядка их обсуждения);
  • • согласование, по мере необходимости, вопросов, связанных с переговорами с заинтересованными организациями и ведомствами;
  • • определение стратегии и тактики переговоров;
  • • оказание помощи каждой из сторон в осмыслении сложившейся ситуации;
  • • переформулирование (с учетом правовых актов и нового видения ситуации) требований конфликтующих сторон друг к другу;
  • • создание атмосферы доверия между участниками переговоров;
  • • определение целей и задач переговоров;
  • • разработку предложений и их аргументацию;
  • • составление необходимых документов и материалов.

Итоговым документом переговоров обычно является договор, представляющий собой явно выраженное согласованное волеизъявление двух или более сторон переговоров относительно их взаимных прав и обязанностей. Как правило, договор является юридическим документом, соответствующим нормам международного права или законодательству данного государства, в зависимости от того, касается ли договоренность внешнеили внутриправовых проблем.

В некоторых юридических конфликтах важно с самого начала противоборства привлечь посредника (помощника или консультанта). Отличие посредника от арбитра состоит в том, что первый ничего не решает, он только организовывает контакты, содействует переговорам сторон, дает консультации. Иными словами, посредник выступает в качестве неофициального участника процесса, рекомендации и решения которого не носят обязательного характера для сторон, участвующих в конфликте. Если путем переговоров и посредничества соглашение между противоборствующими сторонами по спорному вопросу не достигнуто и конфликт не разрешен, то в этом случае следует обратиться к арбитру, третейскому судье. В случае неэффективности попытки несудебного разрешения юридического конфликта противоборствующим сторонам либо третьей стороне необходимо прибегнуть к судебному производству — наиболее распространенному способу разрешения юридических конфликтов.

Вопросы и задания

  • 1. Дайте определение социального конфликта.
  • 2. Что такое юридический конфликт? Каковы его специфические признаки?
  • 3. Опишите структуру юридического конфликта.
  • 4. Охарактеризуйте основные типы и виды юридических конфликтов.
  • 5. Что мы имеем в виду, когда говорим о позитивных и негативных функциях юридического конфликта?
  • 6. Какие стадии развития юридического конфликта вам известны? Что такое эскалация конфликта?
  • 7. Назовите известные вам способы разрешения юридических конфликтов. Какие из этих средств вы считаете более эффективными?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой