Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Права на результаты интеллектуальной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достаточно давно О. С. Иоффе определил творчество как интеллектуальную деятельность, завершающеюся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения. В интеллектуальной деятельности Иоффе различает производящие и воспроизводящие акты. Производящие акты характеризуются появлением качественно нового результата, воспроизводящие же — лишь… Читать ещё >

Права на результаты интеллектуальной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студенты должны:

знать критерии определения объекта, как РИД; понятие «интеллектуальные права» ;

уметь определять признаки РИД как объектов интеллектуальной собственности;

владеть навыками определения критериев РИД как объектов интеллектуальной собственности.

Роль творческой деятельности в возникновении права на результат интеллектуальной деятельности

Большое значение имеет вопрос о возможной охране прав на РИД человека. Статья 1226 ГК РФ определяет, что права на охраняемые РИД и средства индивидуализации являются интеллектуальными правами. В то же время для возникновения интеллектуальных прав на созданный РИД необходимо творческое участие субъектов в создании данного объекта.

Интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.). Первоначально эти права возникают у автора РИД. Исключительное право позволяет автору распоряжаться этим правом, а личное неимущественное право неотчуждаемо и непередаваемо и определяет связь созданного объекта с личностью автора-творца. Различаются данные права и по субъектному составу: личные неимущественные права возникают только у физического лица и именно от него неотчуждаемы и непередаваемы, в то время как исключительные права могут принадлежать как физическим, так и юридическим лицам.

Роль творчества в данных отношениях очень велика, именно благодаря ему можно определить автора РИД и соответственно правообладателя, что в дальнейшем связано с возможностью передачи или отчуждения исключительных прав и охраны неимущественных прав.

В Российской Федерации свобода творчества и правовая охрана интеллектуальной собственности гарантируется Конституцией РФ (ст. 44). Право на РИД возникает из самой природы творческой деятельности и существует независимо от того, опубликовал субъект данный результат или нет, признало ли это право государство. А вот возможность защиты такого права в определенных случаях зависит от факта государственной регистрации РИД. Конечно, это требует от государства создания эффективной системы охраны прав граждан на результаты их творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности.

Результаты творческой деятельности не могут быть ограничены территорией одного государства; известно, что большое количество российских объектов интеллектуальной собственности используется за рубежом, в то же время иностранные объекты интеллектуальной собственности активно применяются в России. Негативным последствием такой «безграничности» стало широкое распространение пиратства, т. е. неправомерного использования охраняемых правом объектов интеллектуальной деятельности (в первую очередь компьютерных программ и аудиовизуальных произведений).

В. А. Дозорцев считает, что знание — это «непотребляемый объект», элемент производительных сил, который не подвергается износу[1], т. е. непотребляемость связана с невозможностью физического умаления данного объекта. Специфика нематериальных объектов авторских и изобретательских отношений обосновывается исследователями исходя из характера творческой деятельности, в результате которой они создаются. Все объекты, независимо от того, регулируются ли их правовой режим нормами авторского или изобретательского права, представляют собой результат творческого процесса.

И. А. Зенин полагает, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания РИД[2]. Для творчества ценными являются любые РИД, вне зависимости от того, будут они полезными для всех членов общества или не будут использоваться никогда и никем, будут ли положены в стол и никогда «не увидят свет» черновики произведения, или, наоборот, произведение станет классикой и его будут помнить в веках.

Творчество как процесс понимается по-разному. Например, творчество определяется как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей»[3], как деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественноисторической уникальностью[4]. Для того чтобы РИД, созданный человеком, был признан интеллектуальной собственностью, такой результат должен обладать признаком «творчества» .

Именно этим признаком и руководствуется ГК РФ, признающий интеллектуальной собственностью результаты творческой деятельности или результаты интеллектуальной деятельности. В то же время законодательство закрепляет презумпцию творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов. Например, автором литературного произведения признается то лицо, чье имя зафиксировано на обложке произведения, пока не доказано иное.

Достаточно давно О. С. Иоффе определил творчество как интеллектуальную деятельность, завершающеюся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения[5]. В интеллектуальной деятельности Иоффе различает производящие и воспроизводящие акты. Производящие акты характеризуются появлением качественно нового результата, воспроизводящие же — лишь количественными характеристиками. «Одно дело, например, написать книгу или создать конструкцию новой машины, и совсем другое — издать написанное произведение или осуществить серийное производство вновь разработанной технической конструкции»[6].

Таким образом, творческая деятельность — это деятельность человеческого мозга, любая умственная деятельность, создающая нематериальные образы, материализуя их в предметы материального мира. «Объективная форма произведения всегда была и остается одним из показателей развития общества. Одной из первых форм произведения, как известно, были наскальные рисунки. Наскальные росписи выполнялись природными красками, черной сажей и древесным углем с помощью расщепленных палочек и кусочков меха. Это были изображения отдельных объектов (животных), а затем и целых сцен (охота)»[7].

До принятия Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» возникающее у творца право на созданный в результате его творческой деятельности информационный ресурс рассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему улица, трудом которого создана материальная вещь. В настоящее время позиция законодателя изменилась, и результаты творческого труда рассматриваются как нематериальные ресурсы, которые выражаются в объективной форме. Возникающие отношения по поводу реализации прав на созданные объекты регулируются нормами национального законодательства, а также нормами международных договоров.

Итак, творчество — это тот критерий, на основании которого признается автором РИД физическое лицо, для чего необходимо ответить на вопрос: является ли данный объект результатом именно его интеллектуальной, творческой деятельности или это результат творчества другого физического лица? Кроме того, для того чтобы стать объектом охраны, РИД должен быть доступен для восприятия человеком, т. е. должен существовать в какой-либо объективной форме, а для защиты объектов права промышленной собственности необходимо выполнить государственные требования и провести процедуру государственной регистрации.

  • [1] См.: Дозорцев В. А. Советское право и научно-технический прогресс. М.: Знание, 1973. С. 8.
  • [2] См.: Интеллектуальная собственность и «ноу-хау»: учебно-практич. пособие. М.: МЭСИ, 2001. С. 23.
  • [3] Ожегов С, Шведова Н. Толковый словарь русского языка. 3-е изд., перераб. М., 1996.
  • [4] Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
  • [5] См.: Советское гражданское право. Л.: Издательство ЛГУ, 1965. Т. 3. С. 5.
  • [6] Советское гражданское право. С. 4.
  • [7] Зенин И. А. Гражданское право: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование;, 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой