Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Благозвучие речи. 
Психология общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Слово живет в колебаниях звуков. Каждый звук дает волновой импульс, воздействующий на психику человека. В фоносемантике исследуется восприятие звуков и их влияние на формирование образов и смыслов. Оказалось, что звуки в их восприятии могут быть горячими, холодными, узкими, рычащими, плохими, хорошими и т. д. Начало исследованиям в этой области было положено в 1952 г., когда американский психолог… Читать ещё >

Благозвучие речи. Психология общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О влиянии голоса на убедительность речи и его воздействии на других людей было известно еще в глубокой древности. Современные исследования в области психолингвистики науки о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний (от греч. psyche душа и лат. lingua — язык) — и фоносемантики (от греч. phone звук, голос, шум и semantikos— обозначающий, значение), помогают глубже понять, на чем основано это влияние.

Приведем примеры восприятия смысла звука.

Предположим, в службе знакомств вам предлагают на выбор двух потенциальных избранниц, фамилии которых Куртяпкина и Долинская. Кого вы предпочтете?

Вам стали известны названия двух несуществующих, сказочных животных: Липеля и Жирфаща. Угадайте, какое из животных — доброе, а какое — злое?

Как мы говорим? Какое влияние оказывает звучащая речь?

Слово живет в колебаниях звуков. Каждый звук дает волновой импульс, воздействующий на психику человека. В фоносемантике исследуется восприятие звуков и их влияние на формирование образов и смыслов. Оказалось, что звуки в их восприятии могут быть горячими, холодными, узкими, рычащими, плохими, хорошими и т. д.

Начало исследованиям в этой области было положено в 1952 г., когда американский психолог Ч. Осгуд, анализируя публичные выступления политиков, заметил: из двух примерно одинаковых кандидатов (имеющих идентичные программы) выигрывает тот, кто использует более благозвучную мелодику речи.

Звуки могут восприниматься как плохие и хорошие, большие и маленькие, горячие и холодные, узкие и широкие, колючие и гладкие и т. д.

Попробуйте ответить на вопросы:

  • • звук «а» — горячий или холодный?
  • • какой звук больше — «о» или «и»?
  • • какой звук лучше — «д» или «ф»?
  • • какой звук быстрее — «р» или «щ»?
  • • какой звук активнее — «а» или «е»?

Звуки складываются в слова, которые могут быть благозвучными или неблагозвучными. Обилие шипящих, свистящих звуков и их сочетание воспринимается как неблагозвучное и формирует определенные эмоции. Об этом нужно помнить при образовании наименований («ВЦИК», «ГКЧП») и употреблении иностранных слов в их русской транскрипции (так, взаимозависимость людей в одной книге была передана в русской транскрипции как «интерпердерснция»).

Благозвучными или неблагозвучными могут быть не только отдельные слова, но и речь в целом. На благозвучие речи оказывает влияние чередование ударных и безударных слогов и связанное с этим чередование коротких или длинных слов. Речь благозвучна, если короткие слова чередуются с длинными, — тогда не возникает ощущения «рубленой речи» (Вы мне не указ, сам это знаю) или «монотонной» речи (вышеупомянутые указания, безусловно, известны глубокоуважаемым коллегам). Перед выступлением всегда нужно проверять текст с точки зрения его благозвучия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой