Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Приемы дифференциации учебного материала как условие индивидуализации обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При изучении понятий и формировании умений учащиеся могут выбрать задания с педагогической поддержкой. Приведем фрагмент текста, предлагаемого учащимся при формировании умения решать текстовые задачи с помощью уравнений. Под одним и тем же номером находятся две задачи — одна из них содержит педагогическую поддержку. В учебных книгах МПИ-проекта оказывается поддержка учащимся с разным уровнем… Читать ещё >

Приемы дифференциации учебного материала как условие индивидуализации обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индивидуализация обучения математике возможна с помощью различных форм дифференциации учебного содержания, с тем чтобы конкретный ученик мог выбрать наиболее подходящий для него способ учебной деятельности.

Дифференциация учебного материала в учебных книгах МПИпроекта осуществлялась с помощью следующих основных приемов организации текста:

  • • введение разных способов разрешения проблемной ситуации;
  • • использование разных видов мотивации изучения новой темы (нового понятия);
  • • использование разных типов контрольных работ;
  • • использование разных форм самоконтроля знаний;
  • • включение учебных материалов разной степени сложности и разной меры «избыточности» т. п.
Приемы дифференциации учебного материала как условие индивидуализации обучения.

Введение

разных способов разрешения проблемной ситуации можно показать на примере темы «Алгебраические дроби».

(7-й класс). Учебная книга по этой теме начинается с задачи:

Два прогулочных теплохода совершают рейсы от одной пристани до другой и обратно.

Но… один теплоход плывет по реке, а другой — по озеру.

Собственные скорости теплоходов и расстояния между пристанями одинаковы.

Одинаковое ли время уйдет на прогулку по озеру и по реке?

(Алгебраические дроби, 2003, с. 3.).

После того как учащиеся поработают над задачей самостоятельно, им предлагается изучить три текста, представляющих три подхода к ее решению. Приведем фрагменты этих текстов.

Первый подход к решению задачи

Из разговора двух пассажиров

Приемы дифференциации учебного материала как условие индивидуализации обучения.
  • 1- й собеседник. Время, затраченное на рейсы, должно быть у теплоходов одинаковым.
  • 2- й собеседник. Почему?
  • 1- й. Их собственные скорости совпадают!
  • 2- й. Но теплоход, идущий вверх по течению реки, проигрывает во времени теплоходу, идущему по озеру.
  • 1-й. Но этот же теплоход выиграет во времени у озерного ровно столько же, когда пойдет вниз по течению реки. И, как мне кажется, их время будет одинаковым.
Приемы дифференциации учебного материала как условие индивидуализации обучения.

Второй подход к решению задачи

Из размышлений экспериментатора

Проведем вычисления. Предположим, что расстояние между пристанями равно 60 км. Собственная скорость теплоходов — 25 км/ч. Скорость реки — 5 км/ч.

Тогда время движения по течению реки будет равно- (ч), а против течения- (ч).

25+5 25−5.

" 60 60.

Время движения по реке — ——- + ——- = 5 (ч).

Время движения по озеру получается равным ~~~ = 4,8 (ч).

Третий подход к решению задачи.

Третий подход к решению задачи.

Из записей алгебраиста

Пусть S км — путь теплохода в одну сторону (хоть по реке, хоть по озеру); v км/ч — собственная скорость теплохода; v0 км/ч — скорость течения реки (она меньше скорости теплохода).

Найдем время движения теплохода по течению реки: Приемы дифференциации учебного материала как условие индивидуализации обучения.

Время движения против течения:

Приемы дифференциации учебного материала как условие индивидуализации обучения.

(Алгебраические дроби, 2003, с. 4—6.).

Изучение данных текстов создает условия не только для привлечения к решению задачи учащихся с разными познавательными стилями, но и для мотивации изучения данной темы, организации диалога на уроке и обогащения имеющихся у школьников стилевых предпочтений.

В учебных книгах «обогащающей модели» представлены контрольные работы, различающиеся по своей содержательной направленности и степени сложности. Каждый ученик может по собственному желанию выбрать наиболее подходящий вариант контроля. Особую роль играют рейтинговые контрольные работы, поскольку они предоставляют ученику право самому выбирать задания, с тем чтобы в итоге набрать максимально возможное для него количество баллов.

Приведем пример рейтинговой контрольной работы по теме «Делимость чисел» (6-й класс).

Предлагаем особую контрольную работу в режиме рейтинга. В работе 19 задач, и у каждой задачи свой «вес» — количество баллов, причитающихся за верное решение. Цель решающего — набрать (за время, отведенное на контрольную работу) как можно больше баллов. Каким образом этого достичь? Взяться ли за решение самых «весомых», но одновременно и самых трудных задач? Или же не рисковать и потратить время сначала на решение большого числа легких задач? Тут у решающего свобода выбора.

И последнее. Время, отводимое на выполнение контрольной работы, может быть установлено учителем, родителями, друзьями или самим учеником.

Задачи

Баллы

1. Какое наибольшее число раз можно вычесть 1050 из 946 050, чтобы результатом было неотрицательное число?

2. Разложите на простые множители числа 4050 и 4800.

3. Не выполняя действий, укажите, разделится ли нацело сумма 1872 + 23 152 на: а) 4; б) 9; в) 25?

  • 4. Для приготовления подарков приобрели 200 пряников,
  • 240 конфет и 320 орехов. Какое наибольшее количество одинаковых подарков можно приготовить для детей и сколько орехов, конфет и пряников будет положено в каждый пакет?

5. Найдите частное от деления одного произведения на другое: (5 • 5 • 3 • 3 • 7 • 11 • 13): (5 • 7 • 13 • 11).

6. Найдите НОК чисел: а) 324, 144 и 120; б) 13 и 20.

7. Напишите несколько делителей числа: а) 6; б) 28; в) 120.

8. На станции стоят три товарных поезда. Грузоподъемность первого из них 2400 т, второго — 1600 т, третьего — 680 т. Сколько товарных вагонов в каждом поезде, если известно, что в каждом вагоне груза одинаковое целое количество тонн, наибольшее из всех возможных в описанной ситуации?

Задачи.

Баллы.

9. Напишите какое-нибудь четырехзначное число, кратное: а) 5 и 9; б) 2, 9 и 4.

10. Пользуясь свойствами делимости суммы, определите, делится ли 2415 на 23.

11. Три автобуса выходят в 7 ч утра с автобусной остановки в разных направлениях и возвращаются на станцию — первый через 3 ч, второй через 4 ч, а третий через 6 ч. В котором часу автобусы вновь встретятся на станции, если движение их выполняется строго по графику?

12. Пользуясь свойствами делимости разности, определите, делится ли 1683 на 17?

13. Напишите все натуральные числа, взаимно простые с числом 12, но меньшие его.

14. На сколько единиц и во сколько раз НОК чисел 120, 378 и 420 больше их НОД?

15. Не производя обычного деления уголком, найдите остаток от деления числа 3 456 789 на 9.

16. На сколько нулей оканчивается произведение чисел 1−2-3 •…•24−25?

17. Какое частное и какой остаток дает число 1 • 2 • 3 • • 10 + 1 при делении на 75? (Определить это, не производя деления уголком.).

18. Отец и сын решили измерить шагами расстояние между двумя деревьями, для чего прошли одновременно от одного дерева до другого. Длина шага отца — 70 см, сына — 56 см. Найдите расстояние между этими деревьями, если известно, что следы совпали в точности 10 раз.

19. Простым или составным числом является сумма четырех последовательных натуральных чисел? Если сумма — число составное, то назовите хотя бы три его делителя.

(Математика-6. Ч. 1. Делимость чисел, 2005, с. 120—121.).

Индивидуализации обучения способствует такой тип организации учебного текста, когда учащиеся могут использовать разные формы самоконтроля. В частности, текст Практикума в учебной книге «Математика-5. Ч. 2. Положительные и отрицательные числа» построен следующим образом: по каждой теме Практикума в ее начале учащимся предлагается основная задача, диагностическая по отношению к оценке меры усвоения соответствующего материала и обозначенная пиктограммой 1.

Приемы дифференциации учебного материала как условие индивидуализации обучения.

Если учащийся сразу справляется с данной задачей, то он может переходить к заданиям, отмеченным пиктограммой 3 («тренировочные задания») или пиктограммой 4 («необычные задачи»). Если же ученик испытывает затруднения в решении основного задания, то у него есть возможность последовательно поработать с обучающими заданиями, обозначенными пиктограммой 2 («отработка отдельных шагов алгоритмов»). Все обучающие задания объединены в две ступени («I ступень» и «II ступень») в зависимости от степени их сложности, то есть ученик может самостоятельно принимать решение о выборе заданий той либо другой ступени.

В учебных книгах МПИ-проекта оказывается поддержка учащимся с разным уровнем учебной подготовки. Так, например, имеется «избыточный» материал: «Беседа математика», «Пора отвлечься», «Беседа физика» и т. д., — который может служить базой для работы с учащимися, желающими узнать больше о математике и ее приложениях.

При изучении понятий и формировании умений учащиеся могут выбрать задания с педагогической поддержкой. Приведем фрагмент текста, предлагаемого учащимся при формировании умения решать текстовые задачи с помощью уравнений. Под одним и тем же номером находятся две задачи — одна из них содержит педагогическую поддержку.

1. В первом баке вдвое больше воды, чем во втором. После того как из первого бака перелили во второй 16 л, в обоих баках воды оказалось поровну. Сколько воды было в каждом баке?

Заполните пропуски в таблице.

Было

Изменили

Стало

— 16.

2х — 16.

X

+ 16.

Может ли х быть равным -100; 5; 0,007; 10; 16; 1002?

Составьте уравнение и объясните каждое выражение, входящее в него.

Решите задачу.

  • 2. В первом ящике 1,2 ц гвоздей, а во втором — 96 кг. Сколько килограммов гвоздей нужно переложить из второго ящика в первый, чтобы второй стал в 3 раза легче первого?
  • (Математика-5. Ч. 2. Положительные и отрицательные числа, 2005, с. 217.)

На наш взгляд, учебные тексты, позволяющие учащемуся выбрать линию изучения математического материала с учетом своеобразия склада своего ума, способствуют росту его учебной успешности, повышают мотивацию к учению, формируют у учеников чувство своей интеллектуальной состоятельности.

В свою очередь, педагог, использующий такие учебники, может сэкономить время и силы, которые он обычно тратит на подбор или разработку индивидуализированных заданий для организации индивидуальной работы с каждым учеником.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой