Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Умственная работа. 
Психология общая и экспериментальная

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из удачных приемов для этой цели являются элементарные арифметические действия (сложение и вычитание) над однозначными и двузначными числами. Здесь мы имеем, во-первых, однородность материала, позволяющую очень точно подсчитывать результаты опыта, и, во-вторых, общедоступность работы, по крайней мере для всех образованных взрослых людей и школьников среднего и старшего возраста. Неудобство… Читать ещё >

Умственная работа. Психология общая и экспериментальная (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы исследования

В нашей жизни волевые акты проявляются или спорадически, в виде отдельных, обособленных импульсов, или же, что бывает гораздо чаще, в виде целого ряда связанных между собой и направленных к одной общей цели волевых усилий. Одним из типичных проявлений такого систематического напряжения воли в известном направлении является работа. Именно в силу того, что работа или труд представляет собой не какой-либо отдельный, обособленный волевой акт, а целую цепь связанных между собою волевых актов, — труд и является характерным симптомом известной высоты психического и культурного развития. Маленькие дети и первобытные народы не способны к систематическому труду, так как действия их импульсивны, и способность к настойчивому, длительному напряжению волевого усилия, направленного на сознательные цели, у них еще не выработана.

Само собою разумеется, что я не могу здесь вдаваться в рассмотрение различных форм труда и его внешних проявлений, так как это уже всецело относится к области социальных наук. С другой стороны, физический труд, или мышечная работа, также выходит из пределов нашего изложения, так как психические элементы играют в нем сравнительно второстепенную роль. Таким образом, мы займемся преимущественно анализом умственной работы и элементов, ее составляющих. Изучение умственного труда подвинулось в особенности в последнее время в связи отчасти с повышением интереса к педагогической психологии, отчасти же с введением в психологию экспериментальных методов. Поэтому я сначала укажу на те методы, которые употребляются для исследования умственной работы и умственного утомления, а затем в кратких чертах приведу некоторые важнейшие результаты, полученные в настоящее время при помощи этих методов.

Экспериментальная методика в данном случае, как и везде, имеет целью поставить изучаемое явление в более постоянные и определенные рамки для того, чтобы, с одной стороны, иметь возможность по произволу вызывать его в более или менее однообразной форме, а с другой — быть в состоянии точно учитывать и сравнивать результаты отдельных опытов.

Одним из удачных приемов для этой цели являются элементарные арифметические действия (сложение и вычитание) над однозначными и двузначными числами. Здесь мы имеем, во-первых, однородность материала, позволяющую очень точно подсчитывать результаты опыта, и, во-вторых, общедоступность работы, по крайней мере для всех образованных взрослых людей и школьников среднего и старшего возраста. Неудобство метода заключается в том, что он недоступен для неграмотных людей; кроме того, люди со специальным навыком к подобной работе (бухгалтеры, счетоводы и т. п.) легче будут выполнять ее, чем все остальные. Здесь мы встречаемся с одним из обычных неудобств экспериментальных методов, заключающимся в том, что не всегда можно бывает точно определить, следует отнести тот или иной результат опыта к психическим особенностям данного человека или же к специальным навыкам его в данном роде занятий.

Наряду с методом арифметических действий для исследования умственной работы применяются и другие методы, например вычеркивание определенных букв или значков (метод, требующий значительного напряжения внимания), заполнение пробелов в печатном тексте (метод Эббингхауза) и др. Одним из первых методов, предложенных для исследования умственной работы и умственного утомления у школьников, был метод диктовок, впервые примененный профессором Сикорским (инициатором в этой области). Он заключается в том, что в разное время школьного дня ученикам дают диктовки по возможности одинаковой трудности и по числу ошибок судят о степени утомления. В настоящее время метод этот почти оставлен, уступив место другим, более точным.

Все вообще методы исследования умственного утомления можно разделить на две большие группы. Первая группа — это та, в которой умственная работоспособность исследуется при помощи той же самой работы, которой вызывается утомление. Так, например, заставляют человека в течение очень долгого времени — получаса, проделывать непрерывно арифметические действия и смотрят, как изменится под влиянием этого его работоспособность. Опыт показывает, что по мере увеличения усталости изменяется как количество, так и качество работы: с одной стороны, совершается меньшее число действий в определенный промежуток времени. с другой — процент ошибок увеличивается. Тот же результат сказывается и при применении других методов: вычеркивания значков, заполнения пробелов, диктовки и т. д.

Другой прием заключается в том, что утомление, вызванное какой-нибудь работой, умственной или физической, мы исследуем особыми способами, не тождественными с той работой, которая вызвала данное утомление. Здесь можно пользоваться всеми теми способами, которые я уже назвал: арифметические вычисления, заполнение пробелов, вычеркивание значков. В данном случае они применяются в виде кратковременных проб, дающих нам сведение о работоспособности человека в момент исследования. Так, например, вы можете исследовать ученика после каждого из пяти школьных уроков, причем каждый отдельный опыт будет длиться не полчаса, не час, а всего 5−10 мин. Сравнивая затем результаты, полученные после каждого урока, вы судите, как изменялась его умственная работоспособность.

Наряду с этим вы можете, однако, применять и другие пробы, не состоящие в умственной работе. Замечено, что умственное утомление отражается также и на других процессах, между прочим — на силе мышечных движений и на тонкости осязательных ощущений.* Этим пользуются, чтобы измерить степень усталости.

Для исследования мышечных движений применяются различные приборы, из которых важнейшие — динамометр и эргограф. Первый представляет собой стальное кольцо овальной формы, которое можно взять в руку и сдавить; в середине овала укреплен круг с делениями, по которому движутся две стрелки. Чем сильнее сдавливается упругое стальное кольцо, тем дальше передвигаются стрелки. Цель эргографа, устроенного впервые итальянским физиологом Моссо, заключалась в том, чтобы иметь возможность исследовать работу изолированной группы мышц (именно — мышц, сгибающих средний палец руки) и точно регистрировать как величину, так и самый способ каждого единичного сокращения. С этой целью рука иммобилизируется на особой подставке, средний же палец, оставшийся свободным, вкладывается в специально приспособленную гильзу. К этой гильзе прикрепляется веревка, которая перекинута через блок и на другом конце которой укреплена гиря. Испытуемый подымает эту гирю ad maximum один раз за другим, пока не наступит полная усталость. Каждое отдельное поднятие регистрируется на законченном цилиндре. Впоследствии эргографам стали придавать различную форму, причем или сохраняли первоначальный принцип этого прибора, или же комбинировали его с динамометром.

Другой метод исследования умственного утомления заключается в измерении кожной чувствительности при помощи эстезиометра Вебера. Прибор этот состоит в следующем. На стержне, на котором нанесены деления, укреплены два острия — одно неподвижно, другое же может отодвигаться от первого на большее или меньшее расстояние. Экспериментатор прикасается к кожной поверхности испытуемого, и этот последний должен определить, прикоснулись к нему одним или двумя концами. Чем грубее чувствительность, тем больше нужно раздвинуть концы аппарата для получения порога различения, т. е. ощущения двух прикосновений.

Опыты показали, что утомление заметно влияет на порог ощущений: чем больше утомление, тем хуже происходит распознавание, тем более должны быть раздвинуты ножки циркуля для получения верных ответов (метод Грисбаха). Здесь трудно сказать, на счет чего следует отнести, собственно говоря, результат опыта: на счет ли понижения чувствительности, т. е. того, что ощущения сами по себе делаются менее отчетливыми, или же на счет ослабления внимания. Дело в том, что подобные опыты требуют от испытуемого значительного сосредоточения внимания, под влиянием же утомления человек хуже сосредоточивается, а следовательно, и хуже различает. Возможно, что этот второй момент является в данном случае преобладающим.

Экспериментальные исследования относительно умственной работы и умственного утомления велись в двух различных направлениях: с одной стороны, изучались те физиологические изменения, которыми сопровождается процесс умственной работы, с другой — производился психологический анализ тех более элементарных функций, из которых слагается этот процесс.

Что касается первой стороны вопроса, то химические исследования показали, что обмен веществ в организме под влиянием умственной работы увеличивается, причем замечается усиленное выделение продуктов распада нервного вещества. Далее, оказалось, что умственная работа заметно отражается также на кровообращении и дыхании. Кровяное давление во время работы несколько повышается. Плетисмографические исследования показали, что объем конечности сначала немного увеличивается (повышение плетисмографической кривой), но затем кривая резко падает, и амплитуда пульсовых волн уменьшается. Другими словами, сначала замечается кратковременное расширение сосудов конечностей, а затем довольно значительное их сжатие. Этот результат до известной степени аналогичен тому, что наблюдается при произвольном внимании; как в том, так и в другом случае понижение притока крови к конечностям вполне соответствует усиленному приливу ее к работающему мозгу. В этом последнем отношении интересные результаты дали наблюдения над людьми, у которых дефект черепной покрышки позволял наблюдать и записывать пульсацию головного мозга. Наблюдения показали, что пульсация мозга под влиянием умственной работы усиливается, т. е. приток крови к мозгу увеличивается: это и понятно, так как для более напряженной работы мозг нуждается в большом притоке кислорода, а кислород доставляется кровью.

Наконец, дыхание под влиянием напряженной умственной работы учащается, причем амплитуда его несколько уменьшается; иногда наблюдается даже кратковременная задержка дыхания. Здесь, по-видимому, сказывается двоякого рода влияние. С одной стороны, при напряженной умственной работе требуется усиленная окислительная деятельность, а с другой стороны, сосредоточение произвольного внимания (входящее непременным составным элементом во всякую напряженную умственную работу) сопровождается, как мы уже видели выше, задержкой всех не относящихся к данной работе движений. Эти два противоположных фактора, комбинируясь между собою, и обусловливают окончательную форму дыхательной кривой.

Вот вкратце те важнейшие физиологические процессы, которыми сопровождается всякого рода умственная работа.

Что касается экспериментального анализа тех основных психологических (или психофизиологических) факторов, из которых складывается процесс умственной работы, то в этом отношении особенно много было сделано немецким психиатром Крепелином и его учениками. Все те данные, которые я буду вам сейчас излагать, получены главным образом благодаря исследованиям этой школы. Я попрошу вас прежде всего обратить внимание на следующие кривые.

Демонстрируются две кривые, изображающие результат опытов, произведенных по методу вычисления. Опыты были поставлены над детьми школьного возраста после различных уроков. На таблицах видно, что кривая ошибок постепенно возрастает, а кривая работы — падает, т. е. благодаря постепенно наступающему утомлению увеличивается число ошибок и уменьшается работоспособность.

Однако не во всех случаях кривая работы имеет один и тот же вид. Демонстрируются две кривые, изображающие ход 20-минутной работы у двух взрослых испытуемых. В одном случае кривая работы к концу опыта заметно понижается, в другом, наоборот, она все время подымается вверх.

Такие различные результаты зависят, как показали исследования, от того, что во всякой умственной работе играют чрезвычайно важную роль два фактора, действующие противоположным друг другу образом: у п р, а ж н е н и е и утомление. Упражнение действует на работу ускоряющим образом, утомление — замедляющим. В тех случаях, где кривая постепенно понижается, мы имеем преобладание утомления над упражнение, в противном случае — наоборот.

Действие этих двух факторов различно еще и в другом отношении: в то время как влияние утоМления преходяще, влияние упражнения, наоборот, гораздо более прочно.

Демонстрируется кривая, полученная д-ром А. В. Владимирским на практических занятиях со студентами Психоневрологического института. Изо дня в день испытуемым давалась работа, длившаяся в течение 10 мин и состоявшая в сложении и вычитании двузначных чисел. Кривые каждого отдельного дня очень походят друг на друга, несколько понижаясь к концу опыта (влияние утомления). Но зато общий уровень кривой каждого дня оказывается более высоким, чем уровень кривой предыдущего дня (влияние упражнения).

При полном отдыхе (например, к началу следующего дня) влияние утомления должно совершенно исчезать; если оно не исчезает к началу следующей работы, то это плохое условие, которое ведет к переутомлению и к возникновению тех или иных болезненных последствий. Работа человека должна быть распределена таким образом, чтобы каждый следующий день начинался при таких же условиях работоспособности, как и предыдущий день, т. е. чтобы ночной отдых совершенно восстановлял наши силы. Если этого нет (а при условиях нашей жизни, особенно во время рабочего сезона, этого обычно не бывает), тогда в конце концов остатки усталости постепенно накопляются, и в результате является переутомление, столь хорошо знакомое всем нам, жителям больших городов. Иначе обстоит дело с упражнением. Правда, и здесь навыки, приобретенные к концу работы, уменьшаются на другой день вследствие забывания: ведь привычка к работе является своего рода запоминанием, усвоением тех мелких деталей и приспособлений, которые мы вырабатываем в процессе самой работы; и здесь, следовательно, как и везде, также возможно забывание усвоенных впечатлений. Тем не менее у нормальных людей известная часть навыка всегда остается и влияет на последующую работу в смысле ее ускорения и улучшения.

Говоря об утомлении, следует различать действительное утомление, т. е. более или менее сильное истощение умственных сил, от чисто субъективного чувства усталости, которое часто не идет параллельно с первым. Такое субъективное чувство усталости бывает под влиянием разных причин; так, например, после обеда, во время жары, после больших неприятностей и т. п. мы чувствуем нередко вялость, подавленность, как бы общую усталость. Однако при этом часто бывает, что если мы примемся за интересную работу, то чувство усталости как рукой снимет, и мы начинаем работать интенсивно. Между тем при действительной усталости такой интерес только в небольшой степени может улучшить работу, поднять же работоспособность до прежнего уровня он уже не в состоянии.

Кроме этих двух факторов (утомления и упражнения) следует упомянуть еще и о других, менее существенных. Сюда относится прежде всего влияние первоначального возбуждения. Когда человек приступает к работе, которая его интересует, то он вначале испытывает некоторый подъем, отражающийся и на самой работе (большая скорость ее, иногда в ущерб качеству). Этот первоначальный импульс длится обыкновенно недолго: человек постепенно успокаивается и начинает работать более спокойно.

Можно отметить еще один из компонентов процесса работы, именно так называемое втягивание в работу. Когда человек принимается за какое-нибудь дело, то ему нужно некоторое время, чтоб отрешиться от предшествовавших впечатлений, направить свои мысли и интересы в известную сторону — одним словом, войти как следует в процесс работы. Получается нечто подобное тому, когда паровоз, трогаясь с места, тяжело и как бы с усилием поворачивает свои колеса, прежде чем разойтись и пойти полным ходом.

Перечисленные факторы вместе с некоторыми другими, менее существенными, дают нам в общей совокупности ту кривую, которую мы называем кривой умственной работы и которая может иметь различную форму, в зависимости от преобладания того или иного фактора.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой