Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Финансы бюджетных учреждений (организаций)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Контрольные функции территориальных органов Федерального казначейства реализуются на стадии предварительного и текущего контроля при финансировании расходов организаций — получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открываемых для них в территориальных органах Казначейства, а далее — последующего контроля в процессе исполнения федерального бюджета. Особое внимание уделяется фактам… Читать ещё >

Финансы бюджетных учреждений (организаций) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бюджетное учреждение — государственное и муниципальное учреждение, контролируемое органами государственной власти и муниципального управления и финансируемое за счет бюджетных средств.

Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность преимущественно в непроизводственной сфере экономики в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами, иными государственными и муниципальными нормативными правовыми актами и уставом.

Таким образом, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, в иных сферах деятельности.

Для целей организации, контроля и управления бюджетные учреждения можно классифицировать по отраслевому признаку. Поскольку учреждения здравоохранения, образования и культуры для общества представляют особый интерес, то организация их финансирования является для государственных органов управления первоочередной задачей.

В мировой практике выделяют три модели финансирования здравоохранения: 1) бюджетно-страховую, финансируемую за счет целевых взносов работодателей, трудящихся и бюджетных средств; 2) бюджетную, главным образом финансируемую за счет бюджетных средств; 3) предпринимательскую, финансируемую за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и средств фондов добровольного медицинского страхования.

Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования. Федеральный бюджет финансирует крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения; региональные бюджеты — республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и др. Главным источником бюджетного финансирования здравоохранения являются региональные бюджеты. По их каналам финансируется сеть лечебнопрофилактических учреждений — больниц, поликлиник, амбулаторий и т. д. Именно от состояния доходной базы этих бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и медицинского обслуживания населения.

Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней и направлений; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Источниками финансирования учреждений образования являются сметное финансирование, блоковые субсидии, размещение заказов (контрактация), подушевое финансирование, образовательные ваучеры, гранты для учащихся, образовательные кредиты, налоговые льготы обучающимся.

К сфере культуры относят отрасли деятельности, направленные на удовлетворение общественно необходимых и индивидуальных культурных потребностей населения. Существуют прямое и косвенное финансирование учреждений культуры. Прямое финансирование осуществляется посредством выделения бюджетных ассигнований и льготных кредитов на поддержание деятельности в сфере культуры, на содержание государственных организаций культуры и реализацию культурных проектов; формирования внебюджетных государственных фондов с закрепленными источниками доходов и использования средств, аккумулируемых в этих фондах, для финансирования культурной деятельности. Косвенное финансирование реализуется за счет налоговых льгот, льгот по оплате коммунальных услуг, арендной платы, предоставляемых учреждениям и работникам культуры, а также посредством гарантий по кредитам для организаций сферы культуры.

Деятельность бюджетного учреждения, связанная с выполнением работ, оказанием услуг осуществляется на основании государственного (муниципального) задания или обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.

Государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает учредитель. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Бюджетное учреждение в пределах установленного государственного задания обязано выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, а также оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг. Порядок определения условий и расчет стоимости услуг устанавливается учредителем.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность зафиксирована в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, которым признается имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя такого имущества его финансовое обеспечение учредителем не осуществляется.

Порядок формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения такого задания определяются:

  • — правительством РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений;
  • — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
  • — местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется непосредственно поступающими средствами через лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Основы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений определяют следующие особенности: взаимосвязь с общественными финансами, взаимосвязь с производственным сектором экономики, отсутствие самостоятельности в расходовании средств, промежуточное положение между общественными финансами и финансами предприятий.

Материальную основу финансовых отношений в бюджетных учреждениях составляют их финансовые ресурсы. Они представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. К ним относятся средства бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней и собственные ресурсы организаций.

Бюджетные учреждения могут получать финансирование, во-первых, исключительно за счет бюджета, а во-вторых, за счет бюджетных и внебюджетных средств. При этом основа этих операций заложена принципами бюджетного финансирования: получение максимального эффекта при минимуме затрат, целевой характер использования, предоставление в меру выполнения производственных и других показателей с учетом использования ранее отпущенных ассигнований, безвозвратность и бесплатность.

В практике бюджетных ассигнований используются два способа финансирования: по системам нетто-бюджет и брутто-бюджет.

Финансирование бюджетных учреждений из внебюджетных фондов осуществляется за счет Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда РФ.

К собственным доходам бюджетных учреждений относятся пожертвования и взносы, плата за услуги в результате реализации активной экономической деятельности (функционирование кафетериев, столовых на базе бюджетного учреждения), пассивной экономической деятельности (средства от сдачи в аренду имущества и иной приносящей доход деятельности). Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, а земельный участок бюджетному учреждению предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования. Кроме этого, бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами.

Расходование средств в бюджетных организациях осуществляется на основе плана финансово-хозяйственной деятельности, который по экономической сущности представляет собой смету. Историческими предшественниками плана финансово-хозяйственной деятельности являются смета доходов и расходов и бюджетная смета. План составляется учреждением (подразделением) в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и содержит следующие части: заголовочную, содержательную и оформляющую. В заголовочной части представлена информация, характеризующая финансово-хозяйственную деятельность организации, а оформляющая часть содержит результат, который следует из содержательной части работы.

Содержательная часть состоит из текстовой части и табличной части.

В текстовой части плана указываются:

  • — цели деятельности учреждения;
  • — уставные виды деятельности учреждения;
  • — перечень платных услуг;
  • — общая балансовая стоимость недвижимого имущества;
  • — общая балансовая стоимость движимого имущества.

В табличной части плана указываются:

  • — показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату);
  • — плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

В целях формирования показателей плана по поступлениям и выплатам учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год план, исходя из представленной учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств:

  • — субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания;
  • — субсидий (целевые субсидии), предоставляемых из бюджета на достижение определенных целей;
  • — бюджетных инвестиций;
  • — публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме.

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат по следующим направлениям: оплата труда, услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, арендная плата за пользование имуществом и его содержание, безвозмездные перечисления госдарственным и муниципальным организациям, пособия по социальной помощи населению, приобретение основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг, формирование материальных запасов, прочие расходы.

Деятельность бюджетных организаций, а особенно финансовая является подконтрольным видом деятельности. Важным элементом контроля являются ревизии, проводимые финансовыми органами в бюджетных учреждениях. Ревизии имеют цель установить, обеспечивается ли сохранность, экономное и целевое расходование материальных ценностей и денежных средств, соблюдение сметно-штатной дисциплины, отвечает ли действующим методическим указаниям постановка бухгалтерского учета. Ревизии предшествует организационная работа, осуществляемая в контролирующем органе. Она начинается с подготовки плана обследований и проверок. Результаты ревизии или проверки оформляются справкой или актом.

Контроль за деятельностью бюджетных учреждений осуществляется:

  • • федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, — в отношении федеральных бюджетных учреждений;
  • • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, — в отношении бюджетных учреждений РФ;
  • • в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, — в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем ревизий и проверок. Цель ревизии — определить целевой характер, эффективность и экономность использования средств федерального бюджета, государственного внебюджетного фонда, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Контрольные функции территориальных органов Федерального казначейства реализуются на стадии предварительного и текущего контроля при финансировании расходов организаций — получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открываемых для них в территориальных органах Казначейства, а далее — последующего контроля в процессе исполнения федерального бюджета. Особое внимание уделяется фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, а именно — случаям направления и использования средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Предоставление информации государственным учреждением, ее размещение на официальном сайте в сети Интернет осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой