Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

«Иные языци» в изображении русских писателей-путешественников конца XIV–XV века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ритмичность стиля «Хождения» Игнатия Смольнянина основана на использовании как традиций книжной ораторской прозы, так и элементов народной поэзии. Для авторской манеры повествования характерны повторы близких по значению слов, однородных синтаксических конструкций и звукопись, что усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Знакомясь с текстом «Хождения», он то наполняется «великим страхом… Читать ещё >

«Иные языци» в изображении русских писателей-путешественников конца XIV–XV века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XV в. наступила эпоха Великих географических открытий, и не случайно именно на это время приходится переломный момент в историижанра древнерусских хождений. Если в XII—XIII вв. русские совершали путешествия в Святую землю с паломнической целью и в литературе хождений преобладало религиозно-дидактическое начало, то с конца XIV в. в путевых записках растет светский элемент. Кроме того, в XV в. расширяется география хождений. Так, дьякон Троице-Сергиева монастыря Зосима описывает свое паломничество в Царьград, на Афон и в Палестину (1420-е), а первыми путевыми очерками о странах Западной Европы становится «Хождение во Флоренцию» неизвестного суздальца (1440-е). В страны Малой Азии и Египет лежит путь иеромонаха Варсонофия и гостя Василия (1460-е). Об экзотическом мире далекой Индии рассказывает в «Хождении за три моря» Афанасий Никитин (1460−1470-е).

Резко раздвигаются границы познания русскими путешественниками жизни других народов. Помимо религиозных раритетов и памятников культового искусства, в путевых записках описывается полное дорожных приключений, многотрудное хождение в «землю незнаемую», даются географические и исторические сведения о разных странах и народах, упоминаются технические новинки и диковинки, приводятся цены на продукты и расстояния между населенными пунктами. Русскому читателю XV в.

литература

путешествий открыла пестрый, многоликий и многоголосый мир, населенный народами с разными обычаями, верой, традициями. Начинается планомерное и последовательное описание экономики, культуры и быта стран католической Европы и мусульманского Востока. Целью хождений становится не только и не столько желание поклониться Гробу Господню, сколько установление торговых и дипломатических отношений с соседними государствами.

Процесс обмирщения жанра в «Хождении» Игнатия Смольнянина

Этот памятник считают этапным в развитии жанра, как и произведения игумена Даниила, Афанасия Никитина, Трифона Коробейникова. Основу «Хождения» составляет рассказ о русском церковном посольстве в Царьград (1389−1390) и о перипетиях борьбы за место московского митрополита. Для митрополита Пимена, с которым Игнатий проделал часть пути, это было третье путешествие в Константинополь. Во время первой поездки (1379) для поставления на митрополичий стол коломенского попа Дмитрия Ивановича (Митяя) Пимен, воспользовавшись неожиданной кончиной претендента, самовольно добился поставления в митрополиты, однако позднее по приказу Дмитрия Донского был низложен и сослан. По свидетельству Игнатия Смольнянина, путешествие 1389 г. было для Пимена последним: он умер в Халкидоне и был похоронен в церкви Иоанна Предтечи, которая находилась на берегу моря в окрестностях Царьграда. Русским митрополитом был поставлен Киприан, болгарин по происхождению и византиец, но образованию, ставший на Руси известным писателем.

В «Хождении» Игнатия описание христианских святынь Константинополя присутствует, но не является главным. Путешественник перечисляет религиозные раритеты, которые он «сподобился видеть»: чудотворные иконы и мощи святых, корчага, в которой Господь превратил воду в вино, камень, где апостол Петр плакал после отречения от Христа, и др. Примечательно, что в том же ряду находится и первое в русской литературе упоминание о церковном представлении — «Пещном действе» в константинопольской Софии. Однако автора больше интересуют события самого путешествия, поэтому описание Софийского собора занимает столько же места, сколько рассказы о дорожных происшествиях. Это и нападение на корабль под Азовом «фрягов» — генуэзских купцов, должником которых был митрополит Пимен. Это и буря на Дону, когда порывам встречного ветра не могли противостоять даже бывалые моряки («и сами корабленици стояти не могуще, но паче валяхуся, якоже пиани, и избивахуся»), а все бывшие на судне люди пребывали в «истоме великой потопления ради корабленаго» .

Особое внимание писатель-путешественник уделяет политической жизни византийской столицы — дворцовому перевороту и венчанию на царство нового императора. Игнатий Смольнянин подробно рассказывает о династической борьбе за императорский престол между Калояном (Иоанном) Андрониковичем, опиравшимся на помощь турок, и его дядей Мануилом II Палеологом, которого поддерживали «римляне-крестоносцы». Писатель дает колоритное описание Константинополя, захваченного сыном императора Андроника: на улицах ночного города слышны звон оружия и топот конницы, в свете факелов мечутся толпы обезумевших от ужаса людей. Вслед за автором читателям «чудно» видеть и слышать «кипение города», взбудораженного попыткой государственного переворота, когда одни «со страхом трепетаху, а овии радовахуся». Окончательная победа в борьбе за власть была одержана Мануилом, причем, согласно свидетельству русского путешественника, с помощью хитрости: он застал противника врасплох — во время обеда и без оружия.

Кульминационная сцена «Хождения» — венчание на царство Мануила (1392) представляет собой «чудное зрелище». Обладая развитым эстетическим чувством, писатель внимателен к деталям, которые помогают читателю представить эту сцену во всем ее великолепии. Присутствовавшие на церемонии были облачены в бархатные одежды багряного и вишневого цвета; женщины наблюдали за происходящим, стоя на хорах за шелковыми занавесками; перед императором шли два знаменосца, чьи «власы черны», «ризы и шапки черлены [красны]»; царский венец поднесли на блюде, а возложил его на голову Мануила патриарх; при выходе из церкви императора осыпали монетами, которые «народ же похваташа койждо руками своими». Писатель сумел передать величественность и роскошь обряда, отметив богатство одежд, украшенных золотом и кружевом, причудливую игру света на железной броне воинов и жемчужных ожерельях гостей, дивное пение и редкую красоту старшего из певцов, который был «аки снег, бел». Чин венчания на царство превратился под его пером в яркую картину, многофигурную художественную композицию.

Ритмичность стиля «Хождения» Игнатия Смольнянина основана на использовании как традиций книжной ораторской прозы, так и элементов народной поэзии. Для авторской манеры повествования характерны повторы близких по значению слов, однородных синтаксических конструкций и звукопись, что усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Знакомясь с текстом «Хождения», он то наполняется «великим страхом, и трепетом, и умилением», то поражается красоте «дивной», «чюдной», «безмерной», то проникается сочувствием к паломнику, чье «шествие» в Святую землю было подчас «печально и унылниво» .

" Хождение" Игнатия Смольнянина — литературный памятник эпохи Куликовской битвы — отразило подъем самосознания русского народа и постепенную утрату Византией, раздираемой внутренними противоречиями, позиции лидера в православном мире.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой