Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гарантии и защита конституционных прав и свобод

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституция РФ предусматривает право граждан на самозащиту своих прав. Каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Это конституционное право нельзя сводить только к праву на самооборону. Оно предполагает широкий перечень возможных действий человека по выбору законных средств и способов, но непосредственным действиям защиты своих прав. В этот… Читать ещё >

Гарантии и защита конституционных прав и свобод (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из условий демократического строя является реальность осуществления прав и свобод. Она достигается только при наличии системы их гарантий.

Гарантии — это средства, способы и условия обеспечения реализации прав и свобод.

В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

В системе гарантий прав и свобод выделяются несколько видов в зависимости от оснований классификации:

  • 1) по сферам общественных отношений'.
  • — экономические;
  • — социальные;
  • — политические;
  • — правовые;
  • — духовные;
  • — организационные;
  • 2) по территории действия:
    • — внутригосударственные и внешние;
  • 3) по субъектам:
    • — государственные и негосударственные.

Из всей видов гарантий следует выделять группу общесоциальных гарантий, к которым относятся экономические, социальные, политические, идеологические, духовно-нравственные. Названные гарантии являются теми жизненными условиями, которые предопределяют реальность осуществления всех прав и свобод.

В советское время они считались приоритетными в механизме реализации конституционных прав и свобод. В современной России на первом месте стоит задача обеспечения равного правового стандарта реализации прав и свобод, а социальная справедливость обеспечивается в рамках социального государства (в пределах рыночного понимания меры достойного уровня жизни граждан).

Экономические и социальные гарантии являются общей базой для обеспечения достойного уровня жизни человека в нашем обществе (ч. 1 ст. 7.

Конституции РФ), залогом нормального осуществления всего комплекса конституционных прав и свобод. Чрезмерное разделение общества на очень богатых и очень бедных, отсутствие у большинства населения приемлемого экономического достатка лишает власть поддержки большинства народа и, следовательно, ведет к деформации демократических конституционных институтов. Важнейшие конституционные принципы правового статуса личности невозможно обеспечить никакими правовыми мерами без должного уровня развития экономических отношений. Политические права граждан останутся фикцией без надлежащего осуществления в политике идей политического и идеологического плюрализма.

В Российской Конституции значительное место отведено правовым гарантиям. Они предметны и эффективны для обеспечения и защиты прав и свобод личности. Среди правовых гарантий в общем виде можно выделить нормативно-правовые и институциональные.

К первой группе относятся те нормы конституционного права, в которых формулируются юридические средства обеспечения и защиты конституционных прав и свобод. Так, в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ закрепляется общая гарантия в форме запрета на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. В ст. 25 Конституции РФ устанавливается более конкретная норма обеспечения права на неприкосновенность жилища, которая устанавливает запрет проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» конкретизируются случаи (основания) законного проникновения в жилище с целью защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств.

Ко второй группе относятся:

  • 1) деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению прав и свобод;
  • 2) самозащита своих прав;
  • 3) деятельность неправительственных организаций по защите прав и свобод;
  • 4) деятельность международных институтов по защите общепризнанных стандартов прав и свобод.

В ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина закреплена в качестве важнейшей конституционной гарантии. Вся система органов государства направлена на обеспечение прав и свобод. В этой системе каждый орган наделен соответствующими полномочиями в сфере обеспечения конституционных прав и свобод. Законодательные органы конкретизируют и развивают механизм правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Они также осуществляют контроль за обеспечением конституционных прав граждан, реагируют на нарушение основных прав, в том числе в форме проведения парламентских расследований. Каждый депутат как полноправный представитель народа наделен правами по защите интересов своих избирателей, осуществляет правозащитную функцию.

Президент РФ занимает особое место в обеспечении конституционных прав и свобод. Согласно ч. 1 ст. 80 Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Эта роль Президента РФ проявляется:

  • — в определении основных направлений внутренней и внешней политики; в принятии мер по защите основ конституционного строя (например, введение чрезвычайного положения);
  • — в праве законодательной инициативы (в том числе по вопросам обеспечения прав граждан);
  • — в координации деятельности органов государственной власти по вопросам прав и свобод;
  • — в непосредственной деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина, по рассмотрению обращений и жалоб граждан.

Указом Президента РФ от 1 февраля 2011 г. № 120 преобразован Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Совет является консультативным органом при Президенте РФ, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовки предложений Президенту РФ по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В целях более эффективного использования полномочий Президента РФ, но защите прав и свобод отдельных категорий граждан Президент РФ учредил должности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986) и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (Указ Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879).

Основной объем работ в сфере обеспечения основных прав и свобод принадлежит органам исполнительной власти. Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти и согласно п. «е» ст. 114 Конституции РФ обязано осуществлять меры, обеспечивающие права и свободы граждан. Непосредственно эти меры осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Ни одно социальное право гражданина России не может быть реализовано без соответствующих правовых действий уполномоченных институтов власти по установлению необходимых юридических фактов, например, по установлению пенсионного стажа, наполнению бюджетов средствами, необходимыми для осуществления этих прав. Значительную роль органы исполнительной власти играют и в процессе охраны и защиты прав и свобод. Так, органы внутренних дел поддерживают (охраняют) порядок в общественных местах, принимают меры по защите прав граждан от преступных посягательств.

Уникальное место в системе государственных гарантий защиты прав и свобод Конституция РФ отводит Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный, но правам человека является федеральным государственным органом, который призван обеспечивать защиту нрав и законных интересов личности, их уважение и соблюдение органами публичной власти. Уполномоченный по правам человека является посредником между обществом и государством по вопросам выявления наиболее острых проблем защиты прав человека. Он должен быть своеобразным «набатным колоколом» для всего общества и государственных органов.

Уполномоченный по правам человека назначается на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ на пять лет. Его статус регулируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Уполномоченный независим и не подотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Его решения по результатам рассмотрения жалоб и заявлений граждан не подлежат обжалованию и пересмотру государственными органами, включая органы прокуратуры и суда. Закон определяет главные направления деятельности Уполномоченного. Он должен содействовать:

  • — восстановлению нарушенных прав;
  • — совершенствованию законодательства в области прав и свобод человека;
  • — развитию международного сотрудничества;
  • — правовому просвещению по вопросам прав человека.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

  • 1) беспрепятственно посещать все органы публичной власти, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, воинские части, общественные объединения;
  • 2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
  • 3) получать объяснения должностных лиц, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • 4) проводить самостоятельно или совместно с государственными органами, должностными лицами проверку деятельности органов публичной власти и должностных лиц;
  • 5) поручать проведение экспертных исследований;
  • 6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов публичной власти, руководителями предприятий, общественных объединений.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться:

  • — в суд с заявлением в защиту прав и свобод, а также участвовать в процессе;
  • — с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица;
  • — в суд или в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу акта суда;

в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Важным направлением деятельности Уполномоченного по правам человека является анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб. По результатам этого анализа Уполномоченный направляет свои предложения государственным органам, субъектам права законодательной инициативы о совершенствовании законодательства и правоприменительной практики.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности высшим органам федеральной государственной власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады. В докладе анализируются наиболее актуальные проблемы соблюдения конституционных прав и свобод человека в России, приводится информация о рассмотрении Уполномоченным индивидуальных и коллективных жалоб и обращений, о его действиях, предпринятых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, а также для совершенствования законодательства, правоприменительной практики и административных процедур.

Пример Согласно Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2014 г. к Уполномоченному поступило 59 100 обращений граждан, государственных и общественных организаций. По сравнению с аналогичным показателем предыдущего года количество жалоб возросло на 43,6%. Подавляющее большинство жалоб — 98,5% — поступило с территории РФ, остальные — из-за рубежа. Больше всего обращений к Уполномоченному было обусловлено жалобами вопросам защиты прав в уголовном судопроизводстве (32,1%); защиты жилищных прав человека (18,3%); защиты прав человека в местах принудительного содержания (11,2%); социальной защиты и здравоохранения — 6,9%; защиты трудовых прав человека — 4,6%.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Наиболее эффективным органом государственной власти по вопросам защиты прав и свобод является суд. Согласно Конституции РФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод"(ч. 1 ст. 46); «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом» (ч. 1 ст. 47). В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в России осуществляется только судами.

Гражданин вправе подать жалобу на нарушение его прав в любой суд с соблюдением требования закона о подведомственности. Право граждан на судебное обжалование закреплено в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Согласно данному Закону каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Указанный Закон также устанавливает институт ответственности государственного служащего, которая наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ст. 4, 15 и 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». По итогам рассмотрения жалобы в случае признания обжалуемого действия или решения незаконным суд принимает меры по восстановлению нарушенного права и привлечения виновных к ответственности.

Конституция РФ содержит многочисленные нормы-гарантии, обеспечивающие права граждан в судебном процессе, прежде всего это касается уголовного судопроизводства. Например, обвиняемый имеет право на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47); каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48); каждый обвиняемый считается невиновным до вступления в законную силу в отношении него приговора суда (ч. 1 сг. 49).

Особым видом судопроизводства, но защите основных прав и свобод является конституционное судопроизводство. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, объединения граждан, а также суды любой инстанции и иные лица, имеющие право на обращение в Конституционный Суд РФ (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ). Жалоба на нарушение конституционных прав и свобод допустима при наличии двух условий:

  • 1) если обжалуемый закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
  • 2) если закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде (ст. 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»),

К формам судебной защиты относится обращение в Европейский Суд по правам человека. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ «Каждый в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Европейский Суд по правам человека рассматривает дела, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции о защите прав и основных свобод. Указанная Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией в 1998 г. Статья 34 Европейской конвенции наделяет правом подачи индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека любое физическое лицо, любую неправительственную организацию, а также любую группу частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушений государством — участником Европейской конвенции их прав, признанных в Европейской конвенции. Статья 35 Конвенции предусматривает основные условия приемлемости жалобы:

  • — исчерпание внутренних средств правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права;
  • — шестимесячный срок подачи жалобы.

Вопрос об исчерпании внутригосударственных средств защиты в практике Европейского Суда по правам человека понимается достаточно широко.

Точка зрения Согласно принципу необходимости исчерпания внутренних средств правовой защиты до обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека желающие возбудить дело обязаны использовать прежде всего средства правовой защиты, предоставленные национальной правовой системой, путем обращения в надлежащие национальные органы и в сроки, предусмотренные национальным законодательством. Согласно практике Европейского Суда заявитель не должен обращаться к тем национальным системам, которые не являются адекватными или неэффективными. Оценку эффективности и адекватности Европейский Суд применяет с некоторой степенью гибкости и без излишнего формализма[1].

Европейский Суд по правам человека не является апелляционным судом по отношению к национальным судам. Жалобы подаются только на действия публичной власти (президента, парламента, правительства, судов и т. д.). Нс принимаются жалобы против частных лиц или частных организаций и учреждений. Постановления Суда завершаются выводами о нарушении (или его отсутствии) норм Европейской конвенции и о присуждении справедливой компенсации (или отклонении этого требования). Принятое решение носит обязательный характер, является окончательным и обжалованию не подлежит. Российская Федерация обязана выполнить решения Европейского Суда в форме выплаты установленной компенсации заявителям, в форме приведения правоприменительной практики, в том числе судебной, в полное соответствие с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней.

Конституция РФ предусматривает право граждан на самозащиту своих прав. Каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Это конституционное право нельзя сводить только к праву на самооборону. Оно предполагает широкий перечень возможных действий человека по выбору законных средств и способов, но непосредственным действиям защиты своих прав. В этот перечень можно включить право на обращение в уполномоченные органы власти, право на получение информации о действиях, нарушающих нрава и свободы, право на объединение в целях защиты своих нрав. Например, объединение граждан и их непосредственная деятельность по охране подъездов своих домов, дачных участков и т. п. То есть конституционное право на самозащиту предполагает целый ряд активных действий граждан по выбору средств охраны и защиты своих прав в рамках закона.

  • [1] См.: Николаев Л. М. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод: конституционно-правовой механизм реализации в Российской Федерации. М., 2011. С. 147—160.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой