Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика политических прав и свобод

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. Эти две идеи объединены в содержании ст. 30 Конституции РФ и конкретизированы… Читать ещё >

Характеристика политических прав и свобод (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Свобода мысли и слова провозглашена в ст. 29 Конституции РФ в соответствии со ст. 18 Всеобщей декларации нрав человека и ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Право человека на свободу мысли и слова включает также право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к их выражению.

Право на свободу мысли предполагает право на инакомыслие. Инакомыслие — это прежде всего свойство личности посвоему воспринимать действительность, нс поддаваясь групповым настроениям, не принимая слепо, не критически так называемые коллективные представления. Когда личность ставит их под сомнение, она проявляет свою естественную самостоятельность, свободу. А когда нет такой личностной оценки, тогда действует закон толпы и человек превращается в частичку массы, которой так легко манипулировать.

Новые идеи всегда рождались как идеи меньшинства. Люди не мыслят коллективно, хотя мыслят все. Но мысли одного или нескольких человек могут впоследствии стать коллективными. Однако никто не сумеет заранее сказать, какая именно идея будет тем прогрессивным началом, которое объединит миллионы людей. Главная задача демократии состоит в том, чтобы обеспечить свободное выражение идей, чтобы никто не подвергался ограничениям, чтобы новые мысли и идеи свободно могли распространяться.

Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ в соответствии со ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, а также ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах независимо от формы их представления.

Осуществление права на доступ к информации регламентируется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Случаи его ограничения зафиксированы в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485−1 «О государственной тайне», а также в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203.

Вопрос о владении информацией — по сути дела вопрос о власти. Если человек, любой член общества не имеет достаточно полной информации или имеет искаженную информацию, то его очень легко вести по ложному пути. В такой ситуации просто манипулировать его сознанием, заставлять одобрить то, что он никогда бы не одобрил или, наоборот, порицать то, что он никогда бы не осудил, имея полную информацию. Таких примеров из нашего прошлого можно привести множество.

Российское государство гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ). Данное конституционное положение детализировано Законом РФ от 27.12.1991 № 2124−1 «О средствах массовой информации» .

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Свобода массовой информации предполагает, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям.

Федеральный закон устанавливает недопустимость использования СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны.

Запрещается использование в теле-, видео-, а также кинохроникальных программах скрытых вставок, воздействующих исключительно на подсознание человека. Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудиои видеозаписи, кинои фотосъемки, допускается, если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина; если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц; если демонстрация записи производится по решению суда.

Конституция РФ устанавливает принцип ответственности за нарушение права граждан на информацию-. «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» (ч. 3 ст. 41).

Право на объединение отражено в ст. 30 Конституции РФ в соответствии с ч. 2 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека и ч. 1 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. Эти две идеи объединены в содержании ст. 30 Конституции РФ и конкретизированы федеральными законами от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом РФ от 19.06.1992 № 3085−1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и др.

Право на объединение принадлежит прежде всего гражданам Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, как правило, могут быть учредителями, членами общественных объединений. Исключение из этого правила может быть установлено федеральными законами или международными договорами РФ. Так, не вправе быть членами политических партий и движений судьи, прокурорские работники, служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки.

Конституционное право на объединение включает: право создавать на добровольной основе новое общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения; право воздерживаться от вступления в общественное объединение; право свободно выходить из общественного объединения.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Любая попытка со стороны исполнительной власти пресекать инициативную деятельность по созданию общественного объединения является нарушением конституционного права граждан на объединение (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.02.1993 № 3-П[1]).

Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, в том числе условием занятия должности в государственном органе, либо основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных законом.

Требование об указании в официальных документах на членство в том или ином общественном объединении не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Участие граждан в деятельности общественных объединений осуществляется в нерабочее время и за счет средств этих объединений.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование воспроизведено в ст. 31 Конституции РФ в соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека и со ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах и регламентировано Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» .

Право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований вытекает из свободы мысли и слова. Конституционное право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, местного самоуправления.

Согласно ст. 31 Конституции РФ это право принадлежит гражданам. Однако Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 21) и Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 11) закрепляют его без такого ограничения. Исходя их правила ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, признающего общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью правовой системы России, участвовать в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях вправе не только граждане, но и иностранцы, и лица без гражданства.

В отношениях по проведению публичных мероприятий граждане могут выполнять разные функциональные роли: организатора публичного мероприятия; участника публичного мероприятия; уполномоченного представителя организатора публичного мероприятия; уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, а также органов внутренних дел, которые могут назначаться в целях оказания организатору содействия в проведении публичного мероприятия в рамках требований, изложенных в федеральном законе.

Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей включено в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ в соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека и ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Данная статья Конституции РФ развивает норму ее ст. 3 о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, и соответствует ч. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства.

Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства является комплексным и осуществляется через ряд взаимосвязанных между собой полномочий. В их числе: право участвовать в управлении делами государства через различные формы непосредственной демократии; право участвовать в управлении делами государства посредством представительной демократии; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия.

Непосредственная демократия предполагает прямое участие граждан в управлении делами государства. Высшим непосредственным выражением власти народа Конституция РФ называет выборы и референдум (ст. 3). В продолжение этой нормы в ст. 32 Конституции РФ закреплено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Право избирать и быть избранными (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) развивается нормами Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который закрепляет принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Кроме того, из содержания Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вытекает принцип состязательности граждан при реализации пассивного избирательного права.

Право участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) конкретизировано нормами Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», законов субъектов РФ о референдумах в них и местных референдумах.

В отличие от выборов, где граждане выбирают своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления для решения от имени народа (населения) вопросов государственной и местной жизни, референдум позволяет самим гражданам напрямую решать эти вопросы.

К числу субъективных прав гражданина, но участию в референдуме относятся: право на инициирование референдума; право подписи в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума; право быть членом комиссии референдума с решающим или совещательным голосом; право на участие в финансировании референдума; право на участие в агитационной деятельности; право быть наблюдателем на участке референдума; право быть уполномоченным представителем инициативной группы; право обжаловать решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, комиссий референдума, их должностных лиц, нарушающих право на участие в референдуме; право голоса, включая возможность досрочного голосования, получения открепительного талона; право на информирование о ходе и результатах референдума.

Право равного доступа к государственной службе зафиксировано в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ и означает равное право гражданина на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и профессиональным союзам, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности.

Право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ) может быть реализовано посредством участия в деятельности судебных органов в качестве присяжного и арбитражного заседателя.

Введение

в Российской Федерации присяжных заседателей было обусловлено закреплением в Конституции РФ суда присяжных заседателей и гарантией обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123). Учреждение суда присяжных на всей территории России завершено к 1 января 2010 г., когда п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ был введен в действие в Чеченской Республике. Особенностью суда присяжных является соединение в судебном разбирательстве двух равноправных, но раздельных, не сливающихся между собой коллегий — судей-профессионалов и представителей общества, действующих совместно, но строго в пределах возложенных на них законом полномочий. Первые при рассмотрении уголовных дел призваны решать вопросы, требующие юридической оценки, а присяжные заседатели — вопросы факта. Присяжные заседатели участвуют в рассмотрении тяжких преступлений.

Граждане Российской Федерации могут реализовать свое право на отправление правосудия в качестве арбитражных заседателей. Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» арбитражными заседателями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Перечень требований, предъявляемых к арбитражным заседателям, в основном совпадает с требованиями к присяжным заседателям. Вместе с тем арбитражными заседателями не могут быть лица, совершившие проступок, умаляющий авторитет судебной власти; лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе лицензии.

Право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления установлено ст. 33 Конституции РФ.

Данное право не предусмотрено международными документами о правах человека и составляет особенность конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Конституция РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Норма ст. 33 Конституции РФ развивается Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» .

Право на обращение граждан выступает одной из форм реализации свободы мысли и слова, конкретизацией права на участие в управлении делами государства, является защитой нарушенных прав и законных интересов гражданина, способствует исправлению недостатков, пресечению нарушений, законности. В этом смысле обращения граждан являются одним из институтов непосредственной демократии. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления — необходимый элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления, и в этом качестве они — неотъемлемая часть представительной демократии.

Конституция РФ указывает, что право на обращение принадлежит гражданам. Вместе с тем в ее ст. 33 нет запрета для иностранных граждан и лиц без гражданства использовать это право. Такое решение вопроса отвечает смыслу и содержанию ст. 17 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Расширительное толкование ст. 33 Конституции РФ соответствует международно-правовым стандартам.

Субъектом права на обращения может быть как один гражданин, так и группа граждан. Коллективные обращения уместны в тех случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы людей.

Адресатом обращений ст. 33 Конституции РФ называет только государственные органы и органы местного самоуправления.

  • [1] По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 1992 г. № 1308 «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 12.02.1993 № 3-П // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 344.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой