Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предмет и пределы правового регулирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Верхняя граница определяется объективными пределами правового регулирования. Правовому регулированию подлежат только те отношения, которые: Регулирование отношений по обмену ценностями и социальными благами, как материальными, так и нематериальными (частноправовые отношения); Волевое (осознанное) поведение (как антипод неосознанному поведению, неспособному к подчинению чьей-либо внешней воле… Читать ещё >

Предмет и пределы правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Право — одно из немногих универсальных и эффективных средств регулирования общественных отношений. Но важно понимать, что далеко не любое поведение человека может быть урегулировано правовыми предписаниями. Как бы того ни хотелось правителям во все времена, право в своем воздействии имеет ограниченные возможности. Это обусловлено объективными факторами, которые выражаются в необходимости предъявления к поведению человека совокупности свойств и требований, которым они должны соответствовать, чтобы подпадать под сферу правового воздействия. При несоответствии этим требованиям поведение человека находится за пределами регулятивных возможностей права.

Весь объем поведения, которое правом может быть урегулировано, составляет предмет правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это подконтрольные государству наиболее важные для развития государства, жизнедеятельности общества и отдельного индивида повторяющиеся волевые поведенческие акты субъектов общественных отношений.

Следовательно, предметом правового регулирования может выступать только:

  • 1) действие (бездействие) как форма внешневыраженного поведения (выступает антиподом мыслям, чувствам, мировоззрению, приверженности религии или идеологии);
  • 2) важное для государства, общества или индивида поведение, т. е. имеющее социальное значение;
  • 3) повторяющееся, типизированное поведение;
  • 4) подконтрольное государству поведение;
  • 5) волевое (осознанное) поведение (как антипод неосознанному поведению, неспособному к подчинению чьей-либо внешней воле).

В предмет правового регулирования включаются три основные наиболее крупные группы отношений:

  • 1) регулирование отношений по обмену ценностями и социальными благами, как материальными, так и нематериальными (частноправовые отношения);
  • 2) регулирование отношений по властному управлению в обществе (публично-правовые отношения);
  • 3) регулирование отношений по обеспечению правопорядка.

Пределы правового регулирования — это границы властного вмешательства государства, его органов в систему общественных отношений. Они имеют два ограничителя: верхний и нижний.

Верхний предел (внешняя граница) — указывает границы возможного вмешательства государства, т. е. до какого момента государство может использовать правовые средства воздействия. Отношения за ними находятся вне досягаемости государственной власти (регулируются другими нормами).

Верхняя граница определяется объективными пределами правового регулирования. Правовому регулированию подлежат только те отношения, которые:

  • — находятся под контролем сознания и воли субъектов, т. е. волевые отношения;
  • — поддаются внешнему контролю;
  • — допускают возможность выбора субъектом одного из нескольких вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование норм права бесполезно;
  • — имеют социальное значение, оказывают влияние на интересы других людей и общества в целом.

Нижний предел (нижняя, внутренняя граница) — говорит о важности вмешательства государства в общественные отношения и определяется необходимостью их регулирования правовыми средствами.

Государство постоянно испытывает соблазн переступить «нижние» границы правового регулирования, охватить как можно большее число отношений, возникающих в повседневной жизни людей. Данная тенденция опасна чрезвычайной регулированностью, установлением «полицейского» порядка в государстве. Эта опасность еще более возрастает в связи со стремлением определить сферу правового регулирования посредством подзаконных актов.

Не нуждаются в государственном регулировании те общественные отношения, эффективность которых поддерживается путем саморегуляции без вмешательства государства, желаемый порядок сохраняется посредством воздействия норм морали, обычаев и других неправовых регуляторов. Эти отношения также находятся за пределами «нижней» границы правового регулирования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой