Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС/TRIMS)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенно важное значение в регулировании инвестирования имеет уже упоминавшееся Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС). Появлению данного соглашения предшествовало обострение отношений между США и Канадой из-за инвестиционного спора, который возник в связи с требованиями канадских властей к американскому инвестору соблюдать ряд требований, предусмотренных канадским… Читать ещё >

Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС/TRIMS) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Именно в сфере Всемирной торговой организации оказалось наиболее ощутимым продвижение к унификации основ международного публичного порядка инвестирования. При установлении правового режима инвестиционных процессов ВТО «предусматривает принятие ее участниками существенных и связанных обязательств, а также выполнение ими норм в отношении торговой и инвестиционной практики. Эти обязательства и нормы обеспечивают безопасность и предсказуемость, которая необходима для того, чтобы поддержать либеральный и открытый международный торговый режим. Нарушение правил ВТО не только наносит ущерб интересам затронутых этим участников, но и угрожает процветанию всей торговой системы и ее участников»[1].

Практика регулирования инвестиционных процессов в рамках Всемирной торговой организации имеет непростую историю. Первоначальные попытки правового урегулирования международных инвестиций осуществлялись в рамках ГАТТ, предшественника ВТО. Однако до Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ вопросы регулирования иностранных инвестиций появлялись на повестке дня всего несколько раз. Так, в 50-е гг. членами ГАТТ была одобрена резолюция по международным инвестициям для экономического развития. Она призывала договаривающиеся стороны обеспечить «безопасность для существующих и будущих инвестиций, избежание двойного налогообложения и возможность для свободного оборота капиталовложений»[2].

Дальнейшее регулирование публичного порядка в сфере инвестирования механизмами Всемирной торговой организации происходило на основе результатов Уругвайского раунда, успешность которого позволила выработать ряд правоположений, касающихся инвестирования в сфере международных экономических отношений[3].

В настоящее время проблемы инвестиционной деятельности в рамках Всемирной торговой организации в той или иной степени регулируются тремя специальными актами — Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС)[4], Генеральным соглашением о торговле услугами (ГАТС)[5] и Соглашением об относящихся к торговле аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС)[6]. Эти соглашения выработали свод определенных нормативных правил инвестирования, которые базируются на давно известных международному праву принципах свободы торговли. Юридические механизмы, которые позволяют обеспечить эти принципы, сводятся к установлению единых правил инвестирования, исключению дискриминационных требований к инвесторам, созданию условий допуска иностранных инвесторов на национальные рынки, установлению судебных и арбитражных (третейских) механизмов защиты прав инвесторов и пр. Контроль за эффективностью и соблюдением указанных соглашений в рамках Всемирной торговой организации осуществляется специально созданным для этого Комитетом по мерам в сфере инвестиций в области торговли.

Особенно важное значение в регулировании инвестирования имеет уже упоминавшееся Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС). Появлению данного соглашения предшествовало обострение отношений между США и Канадой из-за инвестиционного спора, который возник в связи с требованиями канадских властей к американскому инвестору соблюдать ряд требований, предусмотренных канадским законом «О международных инвестициях» 1973 г. Эти требования были сведены к следующему: инвестор обязан осуществлять производство исключительно в Канаде, обеспечивать себя ресурсами в Канаде и экспортировать произведенную продукцию из Канады. Разрешение данного спора привело к признанию позиции Канады противоречащей положениям ГАТТ. Следствием разрешения этого конфликта стало Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС). Соглашением по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) в рамках ВТО был учрежден Комитет по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, на который была возложена обязанность осуществлять надзор за применением соглашения и представлять ежегодный доклад Совету по торговле товарами.

В Соглашении по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), как отмечается в юридической литературе, впервые были введены положения, которые должны были регулировать инвестиции на основании принципа свободы торговли и, таким образом, сокращать протекционизм в этой сфере[7]. Основное значение Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) заключается в том, что оно «запрещает использовать пять видов торгово-политических мер, оказывающих отрицательное влияние на осуществление иностранных инвестиций (так называемые инвестиционные меры, связанные с торговлей). Речь идет не только о мерах, принимаемых собственно государствами, но также о мерах, принимаемых субъектами федеративных государств, а также местными и региональными властями централизованного или федеративного государства. Причем неважно, вытекает ли мера из закона или подзаконного акта и направлена ли она против группы лиц или одного лица. Главное — чтобы мера была обязательной»[8].

Правовую основу разрешения инвестиционных споров во ВТО составляет документ, который именуется: Договоренность ВТО по правилам и процедурам разрешения споров. Суть механизма разрешения споров сводится к тому, что участник, права которого нарушены, вправе обратиться за проведением консультаций со своим контрагентом, а при недостижении результата по разрешению спора вправе требовать формирования арбитражного суда adhoc из состава экспертов Всемирной торговой организации, который и разрешит конфликт.

Условия по формированию арбитражного суда обеспечиваются Генеральным Советом ВТО, который, помимо этой функции, осуществляет надзор за применением рекомендаций по осуществлению судебных процедур. Сторонам предоставлено и право апелляции в отношении решения, принятого арбитражным (третейским) судом. В данном случае функции вышестоящей инстанции выполняет действующий в рамках Всемирной торговой организации на постоянной основе апелляционный орган по рассмотрению споров.

  • [1] Феллман Э. Механизм разрешения споров в сфере международной торговли //Россия и международная торговая система. СПб., 2000. С. 257.
  • [2] Попов Е. В. Разрешение международных инвестиционных споров // Правоведение.2000. № 4. С. 162.
  • [3] Более подробно см.: Смбатян А. С. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО.М., 2006.
  • [4] Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС/TRIMS)(заключено в г. Марракеше 15.04.1994) СЗ РФ. 2012.№ 37 (приложение, ч. VI). С. 2650—2653.
  • [5] Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/GATS) // СЗ РФ. 2012. № 37(приложение, ч. VI). С. 2785—2817.
  • [6] Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) (заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // СЗ РФ. 2012. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2818—2849.
  • [7] Международное право = Volkerrecht / Вольфганг Граф Витцтум, М. Боте, Р. Доль-цер и др.; пер. с нем. Т. Бекназара, А. Насыровой, Н. Спица; науч. ред. Т. Ф. Яковлева ;пред., сост. В. Бергманн. М.: Инфотропик Медиа, 2011. Серия «Германская юридическаялитература: современный подход». Кн. 2. 992 с. // СПС «КонсультантПлюс» (автор главыР. Долъцер).
  • [8] Зенкин И. В. Право Всемирной торговой организации. М., 2003. С. 103.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой