Рационализация трудовых процессов сотрудников органов внутренних дел
Управление знаниями преследует множество целей и одной из важнейших является подготовка квалифицированных сотрудников, которые имеют высокий уровень теоретических знаний и специальных навыков, обладают способностью применять эти навыки для выявления и решения наиболее актуальных правоохранительных проблем в конкретной сфере их оперативно-служебной деятельности. В деятельности ОВД идеологами этого… Читать ещё >
Рационализация трудовых процессов сотрудников органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рационализация в правоохранительной сфере имеет свою специфику и направления. В современный период интенсивно развиваются организационно-правовые формы оперативно-служебной деятельности. В последние годы в период активного реформирования это связано с существенным совершенствованием законодательства — принятием новых федеральных законов и ведомственных нормативных правовых актов, коренной их переработкой. Этому аспекту в учебнике уделялось особое внимание.
Рационализация[1] в любой сфере (отрасли) является инновационной деятельностью. Вопросы, связанные с использованием новейших теоретических познаний в практической деятельности, изучаются специальной отраслью знаний — инноватикой. Инноватика (от анг. innovation — введение новаций, новшеств) — это область научных знаний, изучающая внедрение в практику целенаправленных новшеств. В отличие от спонтанной рационализации груда, инноватика рассматривает и предполагает контролируемый процесс внедрения новшества. Органы внутренних дел как часть государственного механизма включены в общесистемный инновационный процесс. Под инновацией следует понимать осознание необходимости и осуществление всех тех изменений, которые являются новыми и которые действительно помогут повышать эффективность.
Инновация — многогранное понятие. По сути своей правоохранительные органы интересуют как технологические инновации (новая техника, изменение технологии работы), так и нетехнологические.
Можно выделить такие признаки инновации, как новизна (социальноуправленческая, научно-техническая и т. д.), практическая значимость (готовность и возможность внедрения инновации на уже достигнутом уровне развития науки и практики).
В деятельности ОВД идеологами этого процесса выступают научные и учебные центры МВД России, а также иные научно-исследовательские учреждения, призванные разрабатывать те или иные се проблемы. Организатором и инвестором этого является государство, которое разрабатывает и обеспечивает инновационную политику, в том числе создает ее правовую основу.
При этом б сложной системе деятельности ОВД необходимо учитывать множество разнообразных факторов:
- — детерминированность труда условиями внешней среды;
- — нормативное (законодательное и ведомственное) закрепление трудовых операций;
- — дефицит информации о состоянии внешней среды;
- — конфликтная заряженность обстановки;
- — разнообразие и уникальность выполнения трудовых операций;
- — множественность рабочих мест и др.
Кроме того, важно учитывать и состояние научно-образовательной среды (источник инновационных идей и проектов), и готовность самих потребителей (подразделений, сотрудников) к восприятию этих идей и проектов.
В этом отношении вполне оправдано выделение такого направления в НОТ, как управление знаниями. Заметим, что в западной теории менеджмента управление знаниями рассматривается как ключевой фактор системы, а сами знания — как базовый ресурс. Так, известный специалист по управлению М. Армстронг комментирует, что владельцы предприятий сотни лет обменивались идеями и секретами производства, однако когда основа промышленной экономики перешла от природных ресурсов к интеллектуальным активам, руководители были вынуждены изучать знания, лежащие в основе их бизнеса, и способы использования этих знаний[2].
Управление знаниями — это процесс создания, приобретения, накопления, овладения и использования знаний, где бы они не находились (в зарубежных или отечественных источниках), для улучшения правоохранительной деятельности конкретных направлений.
Управление знаниями связано и с запасом, и с увеличением знаний.
Знания — это специальная информация полиции, хранящаяся в автоматизированных банках данных (АБД) и компьютерных системах, а также в методических описаниях, научных и практических отчетах, нормативных правовых документах, инструкциях и др. Внутрисистемное их использование осуществляется посредством специализированных информационных систем или такими традиционными способами, как совещания, научнопрактические семинары, международные, межрегиональные и региональные конференции, стажировки, курсы повышения квалификации, школы первоначальной подготовки и профессионального мастерства, инициативная самостоятельная подготовка.
Эффективность процесса управления знаниями во многом определяется видами знаний. Они могут быть многогранны и сложны, будучи и абстрактными, и ситуативными, распространенными и индивидуальными, развивающимися и статичными, выраженными словами и закодированными, включенными в организационные процедуры, методики и технологии, в правовые нормы.
Особое значение придается управлению получения фундаментальных знаний по программам специализированных вузов, в которых должно присутствовать оптимальное сочетание теоретических знаний и практических умений и навыков.
Управление знаниями преследует множество целей и одной из важнейших является подготовка квалифицированных сотрудников, которые имеют высокий уровень теоретических знаний и специальных навыков, обладают способностью применять эти навыки для выявления и решения наиболее актуальных правоохранительных проблем в конкретной сфере их оперативно-служебной деятельности.
Управление инновациями в сфере ОВД неотделимо от науки, так как научные исследования, особенно конкретно-прикладного характера, — это источник появления новых идей по совершенствованию организации и тактики в достижении правоохранительных целей.
По типу новшеств нововведения делят на две основные группы: материально-технические и социальные.
Социальные нововведения, в свою очередь, подразделяются на экономические, организационно-управленческие, социально-управленческие, педагогические и правовые. Рассмотрим некоторые из них применительно к специфике деятельности системы ОВД.
- 1. Экономические факторы выдвигают на первый план оптимизацию методов стимулирования. В ОВД существует система мер стимулирования труда:
- — дисциплинарное стимулирование;
- — материальное стимулирование;
- — моральное стимулирование.
Стимулирование, как правило, существенно влияет на активизацию труда.
- 2. Организационно-управленческие нововведения — это:
- — четкое определение функций, специализации, согласованность в работе;
- — рациональная структура аппарата;
- — подбор и расстановка кадров;
- — устранение штатных излишеств;
- — единство распорядительства;
- — высокий уровень организационной культуры;
- — контроль исполнения;
- — служебная дисциплина;
- — рациональный документооборот;
- — организация взаимодействия;
- — рациональное использование рабочего времени;
- — совершенствование методики проведения совещаний.
Многие организационно-управленческие факторы рассмотрены ранее. Вместе с тем ввиду специфики проявления в научной организации управления вопросов проведения оперативных совещаний, использования рабочего времени и автоматизации труда осветим их более подробно.