Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содействие лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако большая часть отношений негласного сотрудничества, прежде всего оформление отношений конфиденциального сотрудничества, организационно-тактические вопросы деятельности конфидентов, процесс их материального стимулирования и др., регламентируется секретными подзаконными нормативными правовыми актами (приказами, инструкциями, наставлениями) с грифом ограниченного пользования («Секретно… Читать ещё >

Содействие лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и правовое регулирование содействия лиц в осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Подготовка и совершение преступлений предопределяет особенности поведения представителей криминальной среды, которые заключаются в сокрытии своих преступных действий, следов и орудий преступления, пресечении утечки информации о незаконной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплине и широким спектре мер противодействия оперативно-розыскным органам. В этих условиях борьба с преступностью не может быть успешной без использования содействия различных категорий граждан, которые могут своевременно предоставлять оперативнозначимую информацию, позволяющую эффективно решать задачи ОРД.

Оперативно-розыскная практика убедительно свидетельствует, что наиболее эффективным и распространенным видом содействия является негласное содействие граждан.

На важность негласной помощи спецслужбам и криминальной полиции указывалось в работе заместителя руководителя органов государственной безопасности В. Ф. Грушко, который отмечал, что без негласных помощников нельзя эффективно бороться с такими опасными преступлениями, как шпионаж, терроризм, а также с организованной преступностью. Институт агентуры — это обычная практика в деятельности любого государства, по крайней мере, последние две тысячи лет. Например, в США более 85% тяжких преступлений раскрывается ФБР с помощью негласных агентов-информаторов[1].

В настоящее время использование негласного содействия граждан является важной составляющей разведывательно-поисковой деятельности органов, осуществляющих ОРД, и позволяет выявлять замаскированные преступления, преступления, совершаемые организованными преступными группами, имеющими коррумпированные связи с представителями властных структур.

Существенное значение негласное содействие имеет для обеспечения задач частной превенции. Она заключается в своевременном получении оперативной информации о замышляемых и готовящихся преступлениях и использовании негласными сотрудниками конкретных приемов, направленных на удерживание граждан от реализации преступных замыслов, разобщение преступных групп, устранение условий, способствующих криминальной активности лиц.

Под содействием лиц органам, осуществляющим ОРД, понимается регламентируемая нормативными правовыми актами специфическая область оперативно-розыскных правоотношений, определяющая оказание лицами помощи представителю оперативно-розыскного органа в решении оперативно-розыскных задач.

Институт содействия граждан регулируется законами и подзаконными актами, которые включают в себя общее и ведомственное законодательное регулирование, а также регулирование на подзаконном уровне.

Общее регулирование основано на нормах Конституции РФ, которыми закрепляются основные положения оказания помощи населением РФ органам и спецслужбам (ч. 4 ст. 29).

Основным нормативным актом для всех органов, осуществляющих ОРД, является Закон об ОРД, нормы которого регламентируют процедуру содействия лиц (ч. 1 ст. 15, ст. 17).

Вместе с тем отдельными оперативно-розыскными органами (на уровне министерств, федеральных служб) предусматривается правовое регулирование конфиденциального содействия граждан.

Закон о полиции в п. 34 ч. 1 ст. 13 предусматривает право полиции устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе.

Закон о ФСБ закрепляет право данных органов устанавливать конфиденциальные отношения с гражданами и правовое положение лиц, содействующих органам ФСБ России (ст. 13, 19).

Федеральный закон «О внешней разведке» предусматривает полномочия данных органов по установлению конфиденциальных отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие (п. 1 ч. 1 ст. 6), и правовое положение лиц, содействующими органам внешней разведки (ст. 19).

Однако большая часть отношений негласного сотрудничества, прежде всего оформление отношений конфиденциального сотрудничества, организационно-тактические вопросы деятельности конфидентов, процесс их материального стимулирования и др., регламентируется секретными подзаконными нормативными правовыми актами (приказами, инструкциями, наставлениями) с грифом ограниченного пользования («Секретно», «Совершенно секретно») каждым из органов, осуществляющих ОРД, с учетом функциональной особенности его деятельности.

  • [1] Грушко В. Ф. Судьба контрразведчика. М., 1997. С. 73.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой