Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях подготовки к проведению анализа эффективности производства необходимо прежде всего осуществить отбор показателей результатов и показателей факторов, определяющих эти результаты. Целесообразно ряд показателей результатов рассматривать также в качестве показателей факторов. Так, объем продаж (выручка) является показателем результата, но в паре показателей «прибыль -. Показатели эффекта… Читать ещё >

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[1]

Основным условием самоокупаемости и самофинансирования предприятия является экономическая эффективность производства. Она измеряется отношением экономического результата (эффекта) к затратам факторов производства (ресурсов).

Экономический результат может быть измерен прямыми и косвенными показателями. К прямым показателям относят: прибыль, объем производства (выручку от продаж), оплату труда. Косвенные показатели: качество продукции (удельный вес конкурентоспособной продукции), ввод в действие новых производственных мощностей (новых рабочих мест), масштаб и радикальность осуществленных нововведений. Следует отмстить, что косвенные показатели определяющим образом влияют на значение прямых показателей.

Затраты ресурсов измеряются следующими показателями:

  • • затраты трудовых ресурсов (численность промышленно-производственного персонала);
  • • затраты материальных ресурсов — стоимость сырья и основных материалов в себестоимости продукции, объем оборотных средств;
  • • долговременные затраты на основные производственные фонды — стоимость основных производственных фондов, стоимость активной части основных производственных фондов;
  • • текущие затраты совокупности ресурсов — себестоимость продукции.

Все в большей степени ощущается необходимость введения показателя затрат, характеризующего экологический ущерб, который наносит предприятие своей деятельностью.

Показатели эффекта и показатели затрат являются многофакторными. При этом в числе факторов, определяющих различные показатели, имеются одни и те же факторы. Это позволяет любой i-й показатель рассматривать, с одной стороны, как результат Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства., а с другой — как один из факторов, влияющих на значения других показателей Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. .

Отношение результата Y к фактору Х (К= Y/X) характеризует отдачу фактора X на результат Y, то есть результат, полученный на единицу фактора. Например, если Y — объем продукции, X — стоимость основных производственных фондов, то К — коэффициент фондоотдачи.

Обратную величину (1/К) = (X/Y) называют емкостью фактора X в результате Y — затраты фактора на единицу результата. Так образуются показатели трудоемкости, фондоемкости, материалоемкости.

Интенсификация производства характеризуется повышением отдачи (снижением емкости) затрачиваемых ресурсов на достижение эффекта. Сопоставление результата Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. и объема фактора Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. за базисный период с результатом Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. и объемом фактора Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. за исследуемый период позволяет оценить степень использования интенсивных и экстенсивных факторов производства в исследуемом периоде. Ниже приводятся графики соотношения результата и фактора (в последовательности повышения интенсивности производства).

При одинаковом значении результата Y будем иметь.

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства.

Показатель Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. - индекс отдачи фактора — характеризует степень интенсификации производства; показа;

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства.

тель Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. - индекс объема фактора — характеризует степень использования экстенсивных факторов.

Успешно действующие компании добиваются повышения прибыли преимущественно за счет интенсивных факторов, то есть по схемам б, вили г.

В схеме б: Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства.  — результат, который может быть достигнут за счет увеличения объема фактора без повышения его отдачи;

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. - абсолютный прирост результата за счет повышения отдачи фактора и увеличения его объема;

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. - абсолютный прирост (понижение) результата за счет увеличения (уменьшения) объема фактора;

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. - абсолютный прирост результата за счет повышения отдачи фактора;

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. - индекс результата.

Соотношения между индексами результата Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства., объема фактора Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. и отдачей фактора Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. будут определять разнообразные производственно-хозяйственные ситуации, складывающиеся под влиянием внутренних и внешних условий деятельности предприятия.

В зависимости от значений индексов отдачи факторов всевозможные ситуации могут быть сведены в три группы: Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. (качество использования фактора в исследуемом периоде по сравнению с базисным повысилось); Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. (качество использования фактора осталось без изменения); Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. (качество использования фактора ухудшилось). При каждом значении Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. могут иметь место три варианта изменений объема фактора производства: Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. (объем фактора, вовлеченного в производство, в исследуемом периоде по сравнению с базисным возрос); Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. (объем фактора не изменился); Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. (объем фактора уменьшился). Индекс результата определяется как произведение индекса отдачи фактора и индекса объема фактора: Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства.

Вся совокупность возможных ситуаций, характеризующихся графом Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства., представлена на рис. 11.2.

Выявление производственно-хозяйственных ситуаций по основным экономическим показателям деятельности предприятия (компании), их сопоставление с конъюнктурой рынка и определение на этой основе желательных (допусти;

Граф ситуаций.

Рис. 11.2. Граф ситуаций.

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства.

мых, необходимых) ситуаций позволяют разработать обоснованную технико-экономическую политику предприятия и стратегию поведения на рынке на ближайшую перспективу.

В табл. 11.3 приводятся экономические характеристики возможных производственно-хозяйственных ситуаций, версии внутренних и внешних причин (условий) их появления, а также основные правила поведения предприятия в этих ситуациях.

Зависимость результатов производственного процесса от многих факторов не позволяет при выборе политики и тактики предприятия на рынке ориентироваться только на ситуацию, возникающую при использовании того или иного отдельного фактора. Необходимо вырабатывать решения, исходя из совокупности всех фактических (прогнозируемых) ситуаций, создаваемых анализируемыми факторами производства. Следует, однако, заметить, что различная значимость влияния факторов на результат и ограниченность ресурсов делают очевидным необходимость выбора приоритетных направлений повышения эффективности производства.

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства осуществляется в такой последовательности.

1. В целях подготовки к проведению анализа эффективности производства необходимо прежде всего осуществить отбор показателей результатов и показателей факторов, определяющих эти результаты. Целесообразно ряд показателей результатов рассматривать также в качестве показателей факторов. Так, объем продаж (выручка) является показателем результата, но в паре показателей «прибыль -.

Таблица 11.3

Технико-экономическая политика предприятия в различных производственно-хозяйственных ситуациях

Параметры ситуации.

Характеристика ситуации.

Номер ситуации.

Внутренние условия, определяющие ситуацию (версия).

Внешние условия, определяющие ситуацию (версия).

Основные правила поведения предприятия.

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства.

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства.

Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства.

>1,0.

>1,0.

>1,0.

Существенный прирост результата Y достигнут за счет увеличения объема фактора X и повышения его отдачи К

  • • высокий технологический потенциал;
  • • высокий уровень мотивации труда;
  • • высокая эффективность управления;
  • • наличие резервов производственной мощности

• интенсивный рост спроса (стадии А,.

Б жизненного цикла спроса);

  • • благоприятные условия для увеличения доли предприятия на рынке;
  • • приемлемый уровень рентабельности
  • • использовать благоприятную конъюнктуру рынка и продолжать наращивать объем производства за счет интенсивных и экстенси вных факторов;
  • • вести наблюдение за изменением спроса;
  • • организовать конвейер нововведений в производственный процесс

=1,0.

>1,0.

Прирост результата Y достигнут за счет повышения отдачи фактора К

  • • те же, что в ситуации 1;
  • • повышение уровня организации производства и труда

• затухание роста спроса и усиление интенсивности конкуренции (стадия В жизненного цикла спроса).

  • • проявлять осторожность к увеличению объема производства, прекратить наращивание мощностей;
  • • усилить наблюдение за изменением спроса;
  • • ускорить обновление продукции и улучшение параметров качества

<1,0.

>1,0.

Прирост результата У достигнут за счет повышения отдачи фактора К, несмотря на уменьшение объема фактора X

• те же, что в ситуации 2

• имеются основания поддерживать спрос на достигнутом уровне спроса (замедлить затухание спроса) путем повышения качества продукции или снижения цен (стадии В, Г жизненного цикла спроса).

  • • сосредоточить внимание на обновлении продукции, ее индивидуализации, улучшении параметров качества, снижении затрат, эффективности рекламы;
  • • осуществлять разработку более конкурентоспособных проектов продукции;
  • • готовиться к переходу на другой рынок

=1,0.

Несмотря на уменьшение объема фактора X, за счет повышения отдачи фактора К сохранился достигнутый в базисном периоде результат Y, но прирост результата не достигнут.

• те же, что в ситуации 2, но резерва производственных мощностей скорее всего нет или он не может быть мобилизован.

  • • интенсивная конкуренция, опасность потери доли на рынке (стадия Г жизненного цикла спроса)
  • • ограниченность предложения и (или) высокая цена факторов производства на рынке
  • • усилить меры, принимаемые в ситуации 3;
  • • начать постепенный переход на другой рынок

<1,0.

Повышение отдачи фактора К не компенсировало уменьшения объема фактора X, и результат Y понизился.

  • • те же, что в ситуации 4-,
  • • недостаток оборотных средств

• ограниченность предложения или высокая цена факторов производства на рынке (стадия Д жизненного цикла технологии/спроса).

  • • изучить спрос на рынке на другие виды продукции;
  • • изыскать возможность освоения тех видов продукции, изготовление которых будет зависеть от других (более доступных) факторов производства

— 1,0.

>1,0.

>1,0.

Прирост результата Y достигнут за счет увеличения объема фактора X

  • • устаревание технологического оборудования и отсутствие инвестиций;
  • • ограничение социального потенциала (снижение мотивации труда);
  • • недостаточная целенаправленность управления;
  • • наличие резервов производственной мощности и оборотных средств
  • • существенный рост спроса (стадия В жизненного цикла спроса);
  • • низкая интенсивность конкуренции при отсутствии роста спроса;
  • • приемлемый уровень рентабельности
  • • использовать благоприятную конъюнктуру рынка и осторожно наращивать объемы производства;
  • • поддерживать спрос улучшением параметров качества и снижением цен;
  • • разработать и реализовать программу повышения эффективности производства, труда и управления;
  • • совершенствовать технологическую систему в режиме конвейера нововведений

=1,0.

=1,0.

Прирост результата не достигнут, так как объем фактора X и его отдача К не изменились.

• те же, что в ситуации 6, но резервов производственной мощности и оборотных средств может не быть или они не могут быть мобилизованы.

• стабильное состояние предложения, спроса и цен на товары и факторы производства.

• те же, что в ситуациях 3 и 4, но проводить более решительно.

<1,0.

<1,0.

Результат Y уменьшился, так как объем фактора X уменьшился, а его отдача К не повысилась.

• те же, что в ситуации 7

  • • снижение спроса и (или) рентабельности;
  • • повышение стоимости факторов производства
  • • разработать и реализовать программу повышения эффективности производства, труда и управления;
  • • те же, что в ситуации 5, но проводить более решительно

<1,0.

>1,0.

>1.0.

За счет увеличения объема фактора X повысился результат У, несмотря на понижение отдачи фактора К

  • • устаревшее или изношенное технологическое оборудование и отсутствие инвестиций;
  • • низкая мотивация труда;
  • • недостаточная целенаправленность управления;
  • • наличие резерва производственной мощности;
  • • ухудшение организации производства и труда
  • • существенный рост спроса;
  • • приемлемый уровень рентабельности;
  • • низкие цены на факторы производства
  • • основное внимание должно быть уделено мобилизации интенсивных факторов;
  • • осуществлять поиск инвестиций для перехода к новому жизненному циклу технологии/спроса

=1,0.

Увеличение объема фактора X компенсировало снижение его отдачи К, и результат У сохранился на уровне базисного периода (прирост результата не достигнут).

• те же, что в ситуации 9

  • • интенсивная конкуренция, опасность потери доли на рынке (стадии Г, Д жизненного цикла спроса);
  • • ограниченность предложения или высокая цена факторов производства

• те же, что в ситуации 9, но проводить более решительно.

<1,0.

Увеличение объема фактора X не компенсировало снижения его отдачи К, и результат Y понизился.

• те же, что в ситуации 9, но еще более ухудшились.

• те же, что в ситуации 10, но еще более ухудшились.

• те же, что в ситуации 9. Если это невозможно, идти на слияние с другой компанией (поглощение).

— 1,0.

<1,0.

Понижение отдачи фактора К при сохранении объема фактора X на уровне базисного периода привело к снижению результата Y.

• те же, что в ситуации 9, но резерва производственной мощности скорее всего нет или он не может быть мобилизован.

  • • те же, что в ситуации 10;
  • • значительное снижение спроса (стадия Д жизненного цикла спроса)

• те же, что в ситуации 11

<1.0.

" 1,0.

Снижение объема фактора X и снижение его отдачи К привело к существенному снижению результата Y.

• глубокая деградация производства, создающая угрозу банкротства.

• те же, что в ситуации 12, но еще более ухудшились.

  • • те же, что в ситуации 11;
  • • разработка и осуществление антикризисной программы

объем продаж" он выступает фактором, определяющим величину прибыли.

  • 2. Следующим шагом анализа является формирование матрицы исходных данных Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства., содержащей значения показателей Y и X в базисном Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. и исследуемом Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. периодах, а также значения индексов объема фактора и результата Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства.
  • 3. Осуществляется расчет коэффициентов отдачи фактора на результат в базисном Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. и исследуемом Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. периодах, то есть формируются матрицы Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. и Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства. .
  • 4. Рассчитываются фактические индексы отдачи фактора (строится матрица Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства.).
  • 5. Формируется матрица фактических и желательных ситуаций Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства., в ячейках которой указываются номера фактических (в числителе дроби) и номера желательных (в знаменателе дроби) ситуаций. Желательные ситуации определяются аналитиком, исходя из оценки состояния внутренних и внешних условий и возможностей влияния на них.
  • 6. Формируется матрица приоритетов в улучшении ситуаций Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства.. Приоритет определяется по разности номеров желательной и фактической ситуаций. Чем больше эта разность, тем более экстенсивно используется соответствующий фактор для достижения результата.
  • [1] Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. М.: Русская Деловая Литература, 1998.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой