Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Классики о новостях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Здесь к фактору новизны информации (Европа не сталкивалась с подобной проблемой со времен Второй мировой войны) прибавился и фактор территориальной близости, который естественным образом существенно повысил новостную ценность для европейского потребителя. Социальнополитический резонанс от новостей про потоки беженцев трансформируется в иные, более трагические по последствиям темы: распад… Читать ещё >

Классики о новостях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[Воланд]: Я, откровенно говоря, нс люблю последних новостей… Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них немного косноязычна, как будто таких нарочно подбирают.

Михаил Булгаков, русский писатель.

Краткое известие меньше трогает.

Квинтилииан, римский учитель красноречия

Новости — это то, чем озабочен субъект, которого мало заботит что бы то ни было.

Ивлин Во} английский писатель

За всю неделю ни одной мировой катастрофы? Для чего же я покупаю газеты?

Карел Чапек, чешский писатель

У солнца пет зрителей, пока оно не затмится… Настолько больше свойственно нам от природы восхищаться новым, нежели великим.

Сенека, римский философ

Всюду кипела работа, раздавался смех, музыка, брань, люди плясали, ссорились, стреляли и резали друг друга, каждый вечер к завтраку газеты сервировали своим читателям свежий труп — убийство и дознание, — словом, здесь было все, что украшает жизнь.

Марк Твен, американский писатель

Читать нужно только старые газеты. Лет через десять все плохие новости покажутся просто смешными.

Жан Ануй, французский драматург

Здесь самое место вспомнить о таком факторе, определяющем новостную составляющую информации, как последствия какого-либо события. И новостная значимость таких сведений, фактов, цифр определяется тем, какова степень его (события) воздействия на общество. Среди важнейших событий 2015 г. можно вспомнить грандиозную Всероссийскую акцию «Бессмертный полк». Несколько лет назад идея ее проведения была озвучена томскими журналистами. Довольно быстро идея овладела массами. И в год 70-летия великой Победы 9 мая она прошла с невероятным размахом по всей стране. В ней приняли участие сотни тысяч человек, продемонстрировавших сплоченность и единство граждан России в эмоциональном порыве вспомнить своих родных и близких, тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне. То, как отечественные медиа освещали эту акцию, лишний раз доказывает истинность утверждения о том, что благие дела объединяют людей, делают их лучше, чувства более добрыми, наполняя сознание идеей единения во имя памяти. Вряд ли в календаре событий 2015 г. можно найти более позитивное и более воздействующее на всю страну, на весь мир событие, как акция «Бессмертный полк». И в этом — немалая заслуга СМИ, подхвативших идею и всячески оказывавших ей информационную и новостную поддержку.

Еще одним фактором, который превращает обыкновенную информацию в новость, является то, что журналисты-практики именуют «VIPсиндромом» современных медиа. Он проявляется в том, что объектом интереса СМИ становится знаменитость, чья профессиональная деятельность, личная жизнь и иные аспекты вызывают всеобщий интерес. Как правило, подобный интерес реализуется в деятельности тех медиа, которые принято называть «таблоидными». Недавний пример из криминальной жизни России продемонстрировал «неизлечимость» данного новостного «заболевания», характерного для медиа всех видов и типов. Имеется в виду убийство российского политика Бориса Немцова. Он был застрелен в ночь с 27 на 28 февраля 2015 г. в Москве на Большом Москворецком мосту. Фактор политической известности и его оппозиционных взглядов сыграл роль информационного детонатора в хлынувшем в информационное пространство страны и мира новостном потоке. Используя сетевую терминологию, можно утверждать, что чисто криминальный факт преступления стараниями ряда СМИ (российских и зарубежных) обрел политический тренд, в котором отчетливо сформировались следующие тэги: «Немцов», «оппозиционер», «убийство», «Кремль», «Украина», что объясняется весьма причудливыми обстоятельствами преступления и последующей реакции на него ряда СМИ.

Из этой истории, связанной с новостным «фактором знаменитости», стоит сделать один упреждающий для начинающих журналистов вывод: интерес к VIP-персонам, конечно же, может служить мощным творческим стимулом для работника СМИ, по вовсе не обязательно, что «объект» пристального внимания со стороны корреспондента, ведущего, обозревателя гарантирует интересующимся получение позитивных и оптимистичных новостей. Чаще всего их жизнь и деятельность сопровождают та эвентуальная составляющая, которая дала название одной из самых одиозных программ канала НТВ — скандалы, интриги, расследования. Из этого следует еще один, но конструктивный вывод для будущей работы начинающего журналиста: мечтать о материале с участием любой знаменитости, конечно, никому не возбраняется, но необходимо, во-первых, к такой работе тщательно готовиться, а, во-вторых, встреча с VIP-персоной необязательно должна заканчиваться душевным разговором и откровенной беседой. А уж новостями о своей жизни, детях, мужьях и женах, а также творческих планах и размерах заработков они не торопятся делиться с представителями прессы.

Еще одним существенным фактором, влияющим на восприятие информации как новости, является то, что в просторечии называется «новизной», т. е. те сведения, факты, события, имена, явления, которые ранее, до своего появления в медийном пространстве, находились вне внимания СМИ и журналистов. Фактор новизны явно усиливает информацию, если она касается чего-то, что само по себе носит характер чрезмерности, запредельной для обыденного сознания величины.

Так например, многим специалистам по демографии была давно очевидна проблема беженцев, которые в массовом порядке пытались перебраться из северной Африки и с Ближнего Востока в страны Евросоюза. В некоторых выпусках телеканала Euronews можно было время от времени видеть сюжеты, рассказывающие об очередной лодке, доставлявшей десятки беженцев из Ливии в Италию. Но тематическим трендом, охватившим все мировые СМИ, проблема потоков беженцев стала только в 2015 г., когда число желающих попасть всеми правдами и неправдами в сытую Европу превысило адекватно воспринимаемые обыденным сознанием размеры, т. е. счет беженцев пошел уже не на десятки и сотни, а на тысячи и десятки тысяч. Расширилась география потоков, произошла очевидная визуализация новостной информации. Все чаще в эфире и в печатных СМИ стали появляться материалы, повествующие не о событиях в Ливии или Сирии с точки зрения проблемы беженцев, а о том, что происходит на границах между европейскими государствами, т. е. в информационном плане проблема беженцев приняла характер новости ввиду собственной количественной чрезвычайности и географического приближения к местам постоянной локации потенциальной аудитории европейских медиа.

Здесь к фактору новизны информации (Европа не сталкивалась с подобной проблемой со времен Второй мировой войны) прибавился и фактор территориальной близости, который естественным образом существенно повысил новостную ценность для европейского потребителя. Социальнополитический резонанс от новостей про потоки беженцев трансформируется в иные, более трагические по последствиям темы: распад Евросоюза; кризис национальной и религиозной идентичности христианской цивилизации; обострившееся ее противостояние с исламской цивилизацией; экономические последствия столь мощного притока людей, ориентированных на иные ценности, и т. д. Вплоть до криминальных поворотов темы беженцев в СМИ. Достаточно вспомнить новостной резонанс от событий в новогоднюю ночь в Кельне, когда толпы беженцев арабского происхождения практически терроризировали женское население немецкого города. Поневоле начинаешь опасаться того, что сбудется пророчество, однажды высказанное в полемическом романе Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» (2005), в котором действие разворачивается в 2048 г. в столице Франции, захваченной исламскими иммигрантами. Оказалось, что 2048 год гораздо ближе, чем об этом сказано в книге нашей соотечественницы.

Журналистам в своей работе стоит всегда помнить, что чем сильнее и энергичнее подается информация в соответствующем СМИ с учетом его выразительных возможностей и коммуникационных особенностей, тем более велика вероятность того, что подобные сведения и новостная информация станут для конкретной аудитории тем, что в профессиональной среде принято называть «новостью номер один». Здесь играют свою позитивную и воздействующую роль сильный человеческий интерес, который формирует при восприятии новости яркий эмоциональный фон. Жители СанктПетербурга могли это наблюдать в работе СМИ, освещавших трагедию гибели аэробуса А321 в небе над Синайским полуостровом. Однако именно этот эмоциональный фон может создать и определенные перекосы в оценке новостей, особенно если они связаны с конфликтами или катастрофами.

Приведем один из недавних примеров, ставших наглядным потверждением принципа избирательности мировых СМИ по отношению к схожей и тематически «родственной» информации. 15 апреля 2013 г. на финише Бостонского марафона произошли два взрыва, в результате которых погибли 3 человека и 282 были ранены. Событие стало новостью номер один во всех мировых СМИ, во-первых, потому что это произошло в США, а во-вторых, потому что главными подозреваемыми в организации взрывов оказались выходцы из России братья Царнаевы. Однако мало кто узнал и помнит, что три дня спустя в Пакистане, в городе Пешавар, был совершен другой террористический акт, который унес жизни от 16 до 20 человек (более 45 человек получили ранения). Террорист-смертник взорвал себя в толпе во время предвыборного митинга. Однако информация об этом событии прошла практически незамеченной на фоне возбужденности мировых СМИ терактом в Бостоне. Более того, информационный новостной след от этого события тянется и до сих пор. А о взрыве в Пакистане никто нынче и не вспоминает. В данном случае фактор дисбаланса с точки зрения новостных приоритетов в работе СМИ очевиден. Эгоистический принцип «своя рубашка ближе к телу», к сожалению, имеет место и в том, как ответственные персоны в структуре медиа определяют то, о чем «мы будем рассказывать, а о чем — нет». И к этим издержкам профессии начинающему журналисту нужно быть морально готовым.

Рассмотрим теперь то, как складывается новостная картина на региональном уровне, так как большинству из обучающихся придется начинать свою профессиональную карьеру именно в местных СМИ. Обратимся к такому очевидному новостному поводу, как празднование 70-летия полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Это славный юбилей широко отмечался в январе 2014 г., как на федеральном, так и на региональном уровне. Нас в целях наглядной иллюстрации особенностей современного функционирования новостей в медиапространстве интересует, прежде всего, телевизионный аспект, так как он наиболее наглядно подобные особенности и выявляет.

Мы рассмотрим специфику функционирования новостей на примере деятельности телекомпаний, действующих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Чтобы быть точными, мы будем рассматривать именно региональный новостийный рынок. Современное состояние петербургского телеэфира представляет собою достаточно разнообразную панораму, которая, с одной стороны, является своеобразной уменьшенной копией пространства телевещания в Москве. А с другой — сохраняет черты своеобразия в силу исторических традиций, а также специфики и уникальности Санкт-Петербурга как эксклюзивного медиапространства, имеющего свои особенности в политической, экономической, социальной и культурной сферах. То, что мы наблюдаем в петербургском телеэфире, по структуре вещания не сильно отличается от структуры телепространства какого-либо крупного промышленного центра или столицы национальной республики в составе Российской Федерации. Стоит также учитывать и статус города как места проведения крупных международных и общероссийских акций и проектов, а также его историю в качестве столицы нашей страны на протяжении трех веков.

Кроме того, как показали недавние юбилейные мероприятия, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады, насыщенная событийность приобретает порою общероссийский и мировой масштаб, когда внимание на новости из Санкт-Петербурга обращают и федеральные вещатели.

Каждый канал попытался найти свое место в освещении данной тематики. Где-то ограничились традиционными пафосными упоминаниями, где-то, как и прежде, транслировали фильмы. Где-то обсуждали с участием ветеранов и молодежи тему памяти о Ленинградской блокаде. В иных случаях теме блокады предпочли актуальные споры о судьбе Украины («Россия 1»). Но среди каналов обнаружился лидер многочасового тематического сегмента эфира. Причем то г лидер, которого ранее не отличали особые пристрастия и любовь ни к самому городу, ни к военной теме. Речь идет о Первом канале, чьи продюсеры организовали в прайм-тайм настоящий фестиваль «блокадной» темы в течение недели.

Непосредственно в день юбилея стартовал мини-сериал «Ладога» Александра Велединского — яркое и незабываемое зрелище о том, что происходило на Дороге жизни. Далее эстафету игрового кино продолжила еще одна премьера мини-сериала с романтическим названием «Линия Марты». Его поставил Олег Газе — автор истории о подростках блокадного города и о том, как их отношения повлияли на нынешних петербуржцев, случайно соприкоснувшихся с посланием из долгой и холодной зимы 1941—1942 гг. Пересказ сюжета может обернуться банальным изложением фабулы поисков Марты, которой и было адресовано письмо на обоях бывшей ленинградской коммуналки. Но игра актеров старшего призыва (Алисы Фрейндлих, Василия Лапового, Галины Петровой, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Тамары Сёминой, Беаты Тышкевич, Николая Иванова) вдруг осветила мелодраматические отношения наших современников чувством искренней человечности. Это можно было почувствовать в те блокадные теледни на Первом, увидеть замечательный фототитр на канале «Звезда» и вникнуть в смысл прочитанного — «Память сильнее времени».

Сильна была и кинодокументальная составляющая юбилейной программы на Первом канале. В двухсерийном фильме «Голоса» зафиксированы на пленку воспоминания тех, кто пережил блокаду детьми. Документальная коллективная исповедь переживших блокаду под символичным названием «Непокоренные». И здесь была своя кульминация — встреча шофера «Дороги жизни» Ивана Шульги с «полуторкой», на которой он возил черед замерзшую Ладогу продукты в Ленинград. Живая воплощенная боль памяти, наполненная личными переживаниями и воспоминаниями. Только посмотрев этот фильм, начинаешь понимать: почему в нашем городе есть проспект Непокоренных, на котором и находится Пискаревское мемориальное кладбище. В подобном контексте даже сериал «Ленинград» (2007) уже не вызывал раздражения, ибо для его адекватного восприятия Первый канал создал все необходимые условия, вплоть до прямолинейного анонсирующего влияния на потенциальную зрительскую аудиторию.

Мы обращаем внимание на блокадный контент федеральных вещателей, именно потому что они по-прежнему являются лидерами аудиторных предпочтений независимо от того, какие темы и форматы предлагаются вниманию публики. При этом все-таки стоит также напомнить и о том, какое количество телекомпаний осуществляют в городском петербургском телеэфире выпуски новостных программ. Из федеральных вещателей либо имеют свои петербургские редакции, которые выпускают собственные информационные программы, либо готовят региональные «окна» в программной сетке — Первый, телеканалы холдинга ВГТРК («Россия 1», «Россия 2», «Россия К»), НТВ, РЕН-ТВ. Имеют в Санкт-Петербурге собственных представителей или корпункты РБК ТВ, ТВЦентр, «Мир», ОТР, «Звезда», «Пятница», канал «Ю». Особое место в телевизионном пространстве занимает экс-главный телеканал города — «Пятый канал», который ныне входит в состав Национальной медиагруппы и позиционирует собственную информационную политику как политику вещателя федерального статуса, каким он и является в соответствии с Указом Президента России.

К сугубо региональным телевещателям, использующим различные каналы доставки собственного контента до зрителей, можно было отнести каналы «100ТВ» (в октябре 2015 г. его сменил канал Life78)y «СанктПетербург» и «Piter TV». В первом случае сигнал распространяется по эфиру и кабельным сетям, во втором — по кабельным сетям и в интернете, в третьем — исключительно через Рунет. Учитывая тот факт, что число жителей Санкт-Петербурга приближается к цифре в 5 млн человек, стоит признать, что такого количества региональных телевещателей явно недостаточно. Если же учесть и население Ленинградской области, которое превышает 1 млн 700 тыс. человек, то станут очевидными масштабы потенциальной зрительской аудитории в регионе. Традиционно и город, и область обеспечивались единой системой телевещания. Сегодня в интересах населения региона работает только Ленинградская областная телерадиокомпания, имеющая ежедневно только один час эфира на частоте Пятого канала (с 7:00 до 8:00).

Что же касается непосредственно самого новостийного вещания Пятого канала, то трансформация последнего в федеральный телеканал повлияла на степень освещения городских событий. Тематика, конечно, присутствует в информационных программах, но их статус адекватен статусу таких же новостей в эфире уже давно существующих федеральных вещателей.

В подобной ситуации ставка тех региональных телевещателей, которые ориентированы преимущественно на местную проблематику, выглядит конкурентным преимуществом перед федеральными, имеющими собственные региональные новостные программы или осуществляющими новостийно-программную «интервенцию» в общую сетку вещания. Сегодня очевидно, что лидером в этом сегменте телерынка являлся на момент анализируемых событий канал «100ТВ», который входил в региональный медиахолдинг БМГ, объединяющий, помимо самого телеканала, радио «Балтика» и «Нева FM», три периодических издания (газеты «Невское время», «Вечерний Петербург», «Смена»), собственное новостное агентство «Балтинфо» и соответствующее рекламное подразделение. Синергия коммуникационных возможностей разных видов и типов СМИ создавала в условиях четко структурированного новостийного рынка северной столицы конкурентные преимущества для журналистов БМГ. Тем более, что его СМИ (в том числе и канал «100ТВ») выступали как независимые от городской администрации медиа.

Историческая справка К сожалению, после того, как официальным владельцем БМГ стал А. А. Габрелянов, структура БМГ существенно изменилась. Канал «100ТВ» был закрыт и на его частоте начал вещать канал городских новостей Life78. Радио «Нева FM» прекратило контентное вещание, вещание радио «Балтики» было существенно переформатировано. Была прекращена деятельность агентства «Балтинфо». Был прекращен выпуск печатных версий всех трех газет: «Невское время», «Смена», «Вечерний Петербург».

Аналогичной позиции придерживается и руководство интернет-канала «Piter TV». Более сложная ситуация — у телеканала «Санкт-Петербург», идеологически открыто и организационно скрыто аффилированного с городской администрацией. Заметим, что данная информационная позиция проявилась в новостийном вещании всех региональных телевизионных СМИ в дни празднования 70-летия освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Канал «100ТВ» в выпусках новостей регулярно критиковал недоработки, ошибки и упущения программы юбилейных мероприятий, тогда как остальные сохраняли строгий информационный нейтралитет. Это в конечном счете и формировало видимую на телеэкранах картину плюрализма мнений. И в этом смысле можно говорить о практическом консенсусе, характерном в большинстве случаев для новостийного телевещания в масштабах Санкт-Петербурга.

Его просто не может не быть, ибо сегодня житель Санкт-Петербурга имеет возможность получать на свой телевизионный приемник от 18 до 58 каналов в свободном доступе (мы исключаем подписку на пакеты кабельных телеоператоров или спутниковое вещание). Важно понимать, что дан;

нос обстоятельство в обозримой перспективе станет решающим и определяющим предстоящие изменения в петербургском телеэфире в связи с переходом на цифровую основу вещания.

Мы убедились, что новости окружают нас повсюду. Надо только не лениться их искать и узнавать. А для этого журналист должен не только уметь оперативно реагировать на всякого рода эксцессные и чрезвычайные ситуации, постоянно происходящие в реальности, но и планировать свою работу с информацией, постоянно осуществляя мониторинг планов как федеральных, так и региональных структур. В противном случае может сложиться ситуация, когда в отсутствие сколь-нибудь значимой информации медиа прибегают к искусственному приданию социального смысла сведениям, носящим локальный, частный характер. Так, однажды, в январе 2005 г., после того как в канун Нового года на некоторые страны обрушилось цунами, приведшее к многочисленным человеческим жертвам, федеральные телеканалы в течение нескольких постновогодних дней начинали выпуски новостей исключительно с известий о последствиях цунами. Лишь где-то на пятый день в выпуске информационной программы «Время» после новостей о цунами, появилась новость № 2. Ею стало сообщение… о женитьбе Брэда Питта на Анжелине Джоли.

Аналогичными подходами грешат и некоторые массовые печатные издания, которые выпускаются иод зонтичными зарубежными брендами. Так, постоянно на первой полосе петербургского выпуска бесплатной газеты «Metro» публикуются новости о голливудских звездах. Спрашивается: где Лос-Анжелес, а где Санкт-Петербург? Впрочем, понятно, что петербургская редакция данного сетевого печатного издания является заложницей общей глобальной редакционной политики хозяев газеты. И будущему журналисту также необходимо это учитывать в своей ориентации относительно поиска важных и значимых для данного медиа новостей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой