Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Определение договора. 
Вексельное право. 
Морское право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так как договор морского страхования заключается ввиду морской опасности, то отсутствие таковой опасности подрывает силу договора. Недействителен договор, когда в момент его заключения опасность не существует. 1) Опасность миновала, когда вероятность убытков превратилась в факт, судно или груз уже погибли или повредились. Однако договаривающимся сторонам дозволяется включить в условия, что… Читать ещё >

Определение договора. Вексельное право. Морское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наш закон дает определение договору морского страхования': «Страхование морское есть обеспечение, производимое, с одной стороны, отдачею за условленную плату, по особому договору, на определенное время, или на рейс, корабля или другого судна, товара или груза, и вообще всяких предметов морем из одного в другой известный порт отправляемых, а с другой стороны, прием их в известной цене на ответственность или страх до доставки, или до прибытия на место назначения, для вознаграждения хозяина их за ущерб или потерю, которые могут произойти от опасностей или несчастий морского пути». Если отрешиться от излишней многословности[1]

законного определения, то можно дать следующее определение договора, сохраняющее законные признаки: морское страхование есть договор, в силу которого одно лицо, страховщик, за условленную плату, обязуется возместить другому лицу, страхователю, убытки, какие может понести имущество этого последнего от предусмотренных соглашением случайностей, связанных с мореплаванием. При ближайшем рассмотрении данного определения обнаруживаются следующие моменты.

а. Как и всякое имущественное страхование, морское страхование имеет своею целью возмещение убытков. Обеспеченное страховым договором лицо приобретает уверенность, что происшедшее вследствие несчастного случая с судном или грузом понижение ценности его имущества будет восстановлено выдачею ему эквивалента, возвращающего к прежнему положению. Речь, конечно, идет о возмещении только материального вреда. Если морское страхование имеет своею целью возмещение убытков, то, очевидно, исполнение по договору обусловливается наличностью убытков и пределами причиненных действительно убытков. Отсюда делается обыкновенно ряд практически важных выводов.

  • 1. Страховать можно только при наличности страхового интереса. Так как морское страхование имеет своею целью возмещение убытков, то право требования по страховому договору может принадлежать только тому, чье имущество находится в опасности потерять некоторую денежную ценность. Такое состояние возможной потери ценности дает понятие о страховом интересе. Без наличности интереса страхование будет иметь своим содержанием, как выражается наш закон[2], «что-либо мнимое», а следовательно, из договора не возникнет обязанность возмещения и самый договор окажется беспредметным.
  • 2. Страховать можно только в пределах страхового интереса. Условленная сумма вознаграждения за убытки не должна превышать действительную ценность застрахованного имущества. За пределами последней нет возмещения убытков. Поэтому условленное вознаграждение являлось бы не средством возмещения, а средством обогащения, что не согласуется с целью страхового договора.
  • 3. Страховать можно только незастрахованное имущество. Если страховой интерес покрыт одним страховым договором, то застрахование того же имущества, на то же время, от тех же морских опасностей у другого лица является страхованием без страхового интереса,

так как страхователь уже обеспечен на случай возможных убытков. Недопустимость такого страхования вытекает не из того, что одно и то же имущество застраховано у разных лиц, а из того, что оно страхуется у второго, когда страхование у первого покрыло весь страховой интерес.

b. Морское страхование рассчитано на возмещение убытков, какие может понести имущество определенного лица. Застраховывается не судно и не груз, а именно имущество судохозяина или грузохозяина, для которого гибель судна или груза угрожает уменьшением ценности. С частной точки зрения грузохозяина, гибель товаров безразлична: они приобретены им не для личного потребления, а для дальнейшего отчуждения. Он заинтересован исключительно в сохранении той ценности, которая с ними связана и право на которую входит составною частью в актив его имущества. Видимым противоречием рассматриваемому признаку служит допустимость застрахования фрахта и ожидаемой от товаров прибыли[3]. С первого взгляда кажется, что застрахование ожидаемого фрахта не соответствует представлению о том, что застраховывается имущество, так как неполученный еще фрахт не входит в состав последнего. Однако речь идет не о какомлибо фрахте, какой способно заработать данное судно в течение всей своей деятельности, а о том фрахте, право на получение которого уже установлено договором. Всякое же право требования входит в актив имущества. То же самое следует сказать об ожидаемой на товар прибыли, страхование которой закон просит не считать мнимым[4]. Обеспечивается не та прибыль, на какую могло рассчитывать лицо, ожидающее прибытия груза ввиду своих спекулятивных комбинаций, а та, которая определяется рыночною ценою в месте назначения. Если грузоприниматель в силу полученного коносамента имеет право на ожидаемый груз, то в той именно ценности, какую товары представляют в месте приема их.

Так как морское страхование рассчитано на возмещение убытков, какие может понести имущество, то к нему не относятся личные страхования, которыми лица, принадлежащие к морскому экипажу или к пассажирам, обеспечивают существование своих семей.

c. Договор морского страхования заключается ввиду морских опасностей. Опасность есть возможность убытков вследствие событий, которые могут произойти при плавании по морю. По нашему закону под несчастиями или опасностями морского пути разумеются все случаи, происходящие от бури, пожара, столкновения с другими судами, нападения неприятеля, разбойников или каперов, а также те случаи, когда необходимо весь товар или груз либо часть оного выбросить в море или срубить корабельные снасти для спасения груза или корабля; задержание и притеснение от дружественных или недружных иностранных держав; опасности от обмана, предательства и ошибки капитана или лиц морского экипажа, все иные случаи, причиняющие крушение или гибель, вред или убыток застрахованному кораблю, товару или грузу[5]. Если привести в некоторую систему указания закона, то морские опасности можно свести к трем категориям: 1) опасности, которыми угрожают силы природы, ветер, вода, лед, молния; 2) опасности, соединенные с действиями лиц, находящихся на судне, неопытность капитана в борьбе со стихией или в управлении судном или даже злонамеренность его распоряжений, например при столкновении судов, неосторожное обращение с огнем со стороны кого-либо из состава морского экипажа или из пассажиров, с машиной со стороны машинистов и с люками, оставленными открытыми, и т. п.; 3) опасности, связанные с действиями посторонних враждебных сил, как, например, во время войны потопление крейсером признанного подозрительным торгового судна, взятие судна в качестве приза, конфискация груза. Из перечисленного видно, что некоторые из опасностей не имеют ничего специфически морского, например удар молнии, и могут грозить на суше так же, как и на море. Морскою такая опасность признается потому и тогда, когда угрожает судну или грузу в морском пути. Отсюда понятно заявление закона, что морские суда, находящиеся на верфях, в доках или в гаванях, если отдаются на страх только от огня, подлежат страхованию в страховых от огня обществах по правилам, для того установленным[6], т. е. это будет договор страхования от огня, а не морского страхования. По той же причине, если груз, сложенный на берегу по прибытии судна, погибнет от похищения, или огня, или наводнения, — это не будет морское несчастие, а следовательно, и страхование от таких опасностей не подходит под понятие морского страхования.

Особенностью морского страхования, как и вообще транспортного страхования, является то, что договор заключается не ввиду одной какой-нибудь определенной опасности, а вообще всех опасностей, связанных с плаванием по морю. Поэтому освобождение страховщика от обязанности возместить убытки, причиненные тем или другим событием, не предполагается, а должно быть установлено в договоре. Предполагается ответственность за все морские несчастия, если противное не установлено. Особенно часто встречаются оговорки относительно опасности, соединенной с открытием военных действий.

Так как договор морского страхования заключается ввиду морской опасности, то отсутствие таковой опасности подрывает силу договора. Недействителен договор, когда в момент его заключения опасность не существует. 1) Опасность миновала, когда вероятность убытков превратилась в факт, судно или груз уже погибли или повредились[7]. Однако договаривающимся сторонам дозволяется включить в условия, что страхование производится независимо от того, погиб ли в момент соглашения предмет или нет. Для действительности договора необходимо особое соглашение по этому вопросу[8][9]. 2) Опасность миновала, когда судно или груз достигли к этому моменту благополучно места назначения[7]. 3) Опасность отпадает, когда судно с грузом отказывается от предположенного рейса[11]. Вопросы эти потребуют в дальнейшем более подробного рассмотрения.

d. Морское страхование является договором возмездным, а потому к признакам его понятия должна быть отнесена еще страховая премия. Для коммерческого страхования премия составляет существенный признак. Во взаимном страховании премии нет, и вознаграждение потерпевших производится из средств, образованных путем членских взносов. Но в области морского страхования взаимное страхование имеет самое незначительное применение, исключение представляет одна только Англия. Большое разнообразие опасностей при морском страховании мешает тому математически точному вычислению высоты премии, какое замечается в других видах страхования. Рисковый элемент предприятия по морским страхованиям особенно силен. При страховании морских судов, для определения состояния их, способности к плаванию, страховщику чрезвычайно важно иметь точные сведения, без которых назначение страховой премии будет совершенно произвольным. Этой цели служат такие учреждения, как английский «Lloyd» или парижский «Bureau Veritas», которые ведут регистры морских судов всего мира и для этого содержат во всех портах Европы и других частей света специальных агентов, обязанных доставлять учреждению самые точные сведения. За известную плату этими сведениями могут воспользоваться все заинтересованные в принятии на свой страх того или иного морского судна.

  • [1] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст 588.
  • [2] 2 Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 564, п. I.
  • [3] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 563, п. 6 и 7.
  • [4] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст 564, прим.
  • [5] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 559.
  • [6] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 562.
  • [7] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 564, п. I
  • [8] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 568, п 6.
  • [9] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 564, п. 2.
  • [10] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 564, п. I
  • [11] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 596.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой