Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические предпосылки возникновения здоровьесберегающей педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно с этого периода физиологи и гигиенисты начинают глубокие исследования возможностей детского организма. Начинает накапливаться фактический материал по работоспособности учащихся, сохранению и формированию их здоровья. Во многих исследованиях авторы настоятельно рекомендуют учитывать физическое воспитание как фактор телесного здоровья учащихся. Так, автор «Словаря физического и нравственного… Читать ещё >

Теоретические предпосылки возникновения здоровьесберегающей педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При ознакомлении с трудами философов Древней Греции и Древнего Рима мы получаем первые сведения о необходимости заботы о сохранении и укреплении здоровья детей в процессе обучения и воспитания. В частности, Платон в «Государстве» пишет о необходимости с 12—16 лет уделять в палестрах главное внимание разностороннему физическому воспитанию учащихся.

В трудах Аристотеля (Древняя Греция) отмечено три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющие одно целое. Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста: до семи лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому нужно в первую очередь развивать организм. Главное для маленьких — питание, движение и закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми. В школах ученики сначала попадают к учителям гимнастики, которые должны заботиться об их физическом воспитании.

Квантилиан Марк Фабий (Древний Рим) отводил большую роль обучению детей в школах. Но систематические занятия с детьми он допускал при условии, что обучение будет радостным; настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

Особое внимание начало уделяться сохранению здоровья школьников в эпоху Возрождения. Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнерадостных людей, обладающих многосторонними интересами. Они осуждали характерную для Средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его личность. Однако влияние гуманистической педагогики получило распространение только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей. В эту эпоху особого внимания заслуживают труды Томмазо Кампанеллы, в которых он отмечал, что с двух лет следует начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста — учить правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения; с того же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей.

В Древней Руси элементарные правила гигиены, способствующие сохранению здоровья, встречаются уже в рукописях X—XI вв. Так, в «Поучении Владимира Мономаха детям» (1096) говорится о необходимости закаливания и дневного сна. Различные гигиенические наставления к обучению и жизни широко представлены в таких литературных памятниках, как «Домострой» (XV—XVI вв.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого (XVII в.), «Регламент, или Устав духовной коллегии» Феофана Прокоповича (XVIII в.).

В начале XIX в. впервые был определен режим функционирования учебного заведения. В 1800 г. появилось первое учебное пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно», ориентирующее на изучение собственного организма, состоящее из практических советов и правил, как сохранить здоровье детей, посещающих школу. Эта книга много раз переиздавалась и стала материалом научного осмысления проблем здоровья детей для многих ученых.

Многие выдающиеся педагоги России уделяли внимание в своих педагогических системах физическому воспитанию учащихся и влиянию школы на здоровье учеников. Основные положения по гигиене воспитания и обучения были сформулированы в законодательном акте.

«Духовный регламент» (1823), где указывалось на необходимость обязательного чередования труда и отдыха: «На всякий день два часа определить на гулянье… и тогда б не вольно никому учиться и ниже книжки в руках иметь…».

В конце XVIII в. И. И. Бецкой, основоположник и руководитель закрытых детских учреждений, пишет и издает книги, в которых пропагандирует передовые для того периода правила гигиены и физического воспитания детей. Однако школа того периода не содействовала получению знаний, а, наоборот, подавляла у учащихся интерес к учению, вызывала возникновение различных отклонений здоровья. Главной причиной всего этого Бецкой считал порочную систему обучения, в основе которой лежало правило «следовать издревле принятой методе… без меры и без веса навьючивать ум воспитанников».

В этот же период на проблему перегрузки при обучении и недостаток физической деятельности обращают внимание видные врачи того времени. Так, Н. М. Амбодик-Максимович в своей монографии «Физиология и естественная история о человеке» (1787) писал, что «сильное и неумеренное напряжение ума в малолетстве больше вредит, чем пользы приносит».

В первой половине XIX в. К. И. Грум-Гржимаило последовательно разрабатывает распорядок дня учащихся. Его трехтомный труд «Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» является первым в России практическим пособием для педагогов и родителей, где даны реальные рекомендации относительно того, как избежать чрезмерного утомления детей, а следовательно, и резкого снижения их работоспособности и ослабления защитных сил организма.

Именно с этого периода физиологи и гигиенисты начинают глубокие исследования возможностей детского организма. Начинает накапливаться фактический материал по работоспособности учащихся, сохранению и формированию их здоровья. Во многих исследованиях авторы настоятельно рекомендуют учитывать физическое воспитание как фактор телесного здоровья учащихся. Так, автор «Словаря физического и нравственного воспитания» П. Н. Енгалычев выше всего ценил физическое и нравственное воспитание и считал, что обязанность всякого благоразумного педагога состоит в том, чтобы «научить своих воспитанников телесному здравию».

Такие выдающиеся педагоги, как А. И. Ободовский, В. А. Жуковский, И. М. Ястребцов, П. Г. Редкин, уделяли внимание физическому воспитанию и влиянию обучения на здоровье детей. Отечественные и зарубежные гигиенисты, педиатры и психологи (В. Г. Нестеров, И. И. Быстров, А. В. Беляев, А. Гертель, А. Кей и др.) выявляли различные отклонения в состоянии здоровья учащихся, обусловленные неправильной организацией воспитания и обучения. И. А. Сикорский, А. С. Виренеус, Ф. Ф. Эрисман работали над изучением влияния учебной работы на снижение работоспособности и общего состояния здоровья детей.

Работа В. М. Бехтерева «Личность и условия ее развития и здоровья» вскрывает зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Вывод, сделанный Бехтеревым, актуален и сейчас: рациональное воспитание должно развивать «тот бодрый дух, который столь необходим для борьбы с житейскими невзгодами».

П. Ф. Лесгафт первым разработал научно обоснованную систему физического воспитания детей, в основу которой заложил их анатомофизиологические особенности, сознательное выполнение жизненно необходимых движений, что является актуальным и в наши дни.

На рубеже XIX—XX вв. появилась и научно обоснованная точка зрения ведущих ученых о роли школы в формировании здорового образа жизни и условий для воспитания в ребенке бодрости духа. Предпринимались попытки привлечь внимание учителя к необходимости формирования здоровых привычек у школьников.

Комплексный подход к воспитанию и обучению ребенка появился с возникновением науки педологии. Основоположником педологии принято считать американского ученого С. Холла. Зарубежная педологическая ветвь разрабатывалась в 1920;е гг. Дж. Болдуином, Э. Мейманом, В. Прейером и др. В России сходные идеи были выдвинуты К. Д. Ушинским, который считал основой педагогики физиологию и психологию. Мысли Ушинского о процессе умственного, физического и нравственного совершенствования человека, роли деятельности и активности как важнейших факторов воспитания нашли отражение в работах «Педагогическая антропология» и «Труд в его психическом и воспитательном значении».

Развитие педологии в России было представлено работами П. Ф. Каптерева, Н. Н. Ланге, Н. И. Пирогова и П. Ф. Лесгафта, получило свое логическое продолжение в трудах Л. П. Нечаева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Б. Залкинда. В 1936 г. постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» остановило развитие педологии в России.

Современная научная литература отмечает односторонний и тенденциозный характер педологии. Однако не следует забывать определение Л. С. Выготского (1931): «Педология — наука о целостном развитии ребенка», а также то, что ведущие психологи и педагоги 1920—1930;х гг. выделяли два существенных признака педологии: целостность и развитие. По нашему мнению, педология могла стать достаточно перспективной, если бы получила дальнейшее развитие.

В конце 1940;х гг. вновь поднимается вопрос здоровья детей в процессе обучения. Исследователи этого периода акцентировали внимание на необходимости создания оздоровительной атмосферы в учреждениях образования. Сюда относятся исследования В. М. Антроповой, А. А. Гжанского, В. К. Шурухиной, В. В. Волкова. Однако и в трудах этих ученых были недостаточно прописаны параметры гигиенически организованного учебного учреждения, не уделялось внимание развитию двигательных способностей учащихся, решению вопросов сохранения и укрепления их здоровья.

По мнению Н. П. Дубинина, 1970;е гг. были ознаменованы активизацией работы по охране здоровья детей. Было написано немало пособий, ориентирующих учителей на понимание природы заболеваний ребенка, обучающегося в школе, на предупреждение дидактоневрозов. Следует назвать работы Н. М. Амосова, В. 3. Когана, А. В. Мартыненко, В. В. Давыдова, П. Ф. Каптерева. Позже появляются научные работы по гигиеническому воспитанию молодежи. А. М. Киколов, Е. М. Теллер описали соматические отклонения у детей, которые напрямую связаны с неадекватной физическим возможностям ребенка организацией учебного процесса.

Новый предмет в учебных планах 1980—1984 гг. «Этика и психология семейной жизни», разработанный в лаборатории семейного воспитания АПН СССР под руководством И. В. Гребенникова, содержал научные знания о семье на стыке медико-психологических, социальных, экономических и юридических проблем в доступной форме. По мнению Л. Г. Татарниковой, этот предмет исчез из учебных планов, потому что специальная подготовка учителей к преподаванию нового курса требовала длительного времени, финансового обеспечения, особого подбора кадров, обладающих достаточными знаниями.

За последние десятилетия разработан целый ряд рекомендаций, способствующих регуляции психологического и физиологического состояния учащихся в школе:

  • 1) соблюдать гигиенические нормы учебной деятельности (Е. К. Глушкова);
  • 2) проводить комплексную оценку утомительности уроков, распределять учебные предметы в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности учеников (С. М. Тромбах, Н. М. Попова, Г. М. Сапожникова);
  • 3) искать более пригодные формы проверки знаний учащихся (М. К. Акимова, В. Т. Козлова);
  • 4) проводить коррекцию психологических функций учащихся (В. А. Доскин);
  • 5) ориентировать уроки физической культуры на воспитание здорового образа жизни; внедрять интеграционные программы, включающие в себя физкультуру, основы безопасности жизнедеятельности, биологию (Р. Н. Белякова, В. С. Овчаров, Е. Б. Родионов, О. П. Коломеец, Ю. А. Варшамов, Л. А. Попова, В. П. Соломин);
  • 6) разрабатывать самостоятельные сквозные программы (Л. Г. Татарникова, Н. В. Астраханцева, Н. В. Адамова, Т. Н. Зощенко, В. Д. Левицкий) ;
  • 7) внедрять в учебный процесс здоровьесберегающие технологии (Н. К. Смирнов).

Однако в рекомендациях отсутствует комплексный подход к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья учащихся, не показаны ресурсы и возможности самой педагогической науки, не проводится анализ условий, способствующих полноценному использованию возможностей педагогики для сохранения и укрепления здоровья детей. Хотя рекомендации Н. К. Смирнова являются более полными, в них тоже недостаточно разработаны подходы, не показаны механизмы взаимодействия специалистов, позволяющие сохранять здоровье детей в процессе обучения в образовательных учреждениях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой