Правовой статус адвокатуры
В процессе обсуждения неоднократно высказывалось мнение, что в связи с необходимостью государственного контроля над гражданским оборотом в части, касающейся сделок государственных органов с частнокапиталистическими элементами, необходима организация нотариата. Помимо профессиональных защитников, правом представительства в суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, а также… Читать ещё >
Правовой статус адвокатуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изменения коснулись и адвокатской деятельности. 26 мая 1922 г. постановлением ВЦИК утверждается Положение об адвокатуре[1][2], на основании которого адвокатуре придается статус самоуправляющейся организации, призванной оказывать юридическую помощь населению. Положение также определило необходимость объединения адвокатов в создаваемые при губернских отделах юстиции коллегии адвокатов по уголовным и гражданским делам. Адвокаты не могли совмещать свою деятельность с работой в государственных учреждениях и на предприятиях: в их обязанности входило:
- — обеспечение защиты обвиняемых в уголовном процессе;
- — представительство сторон при рассмотрении гражданских дел;
- — консультирование населения по юридическим вопросам.
Помимо профессиональных защитников, правом представительства в суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, а также представители предприятий, учреждений и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов.
Нотариат. Реальности новой экономической политики, в том числе и потребности судопроизводства, сделали весьма актуальными и вопросы организации нотариата. В связи с этим на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, открывшемся 26 января 1922 г., прошло обсуждение предварительно опубликованных «Тезисов о нотариате»[3][4].
В процессе обсуждения неоднократно высказывалось мнение, что в связи с необходимостью государственного контроля над гражданским оборотом в части, касающейся сделок государственных органов с частнокапиталистическими элементами, необходима организация нотариата.
Указывалось и на то, что в условиях социалистического строительства нотариат — это государственное учреждение, а все элементы прокапиталисгических гражданско-правовых отношений в виде вознаграждения за услуги между нотариусами и клиентом недопустимы. Нотариус как должностное лицо обеспечивается государством, а нотариальные органы должны находиться в системе органов юстиции.
Принимая во внимание все высказанные предложения и пожелания, с учетом многочисленных поправок, Совнарком РСФСР 4 октября 1922 г. принял Положение о государственном нотариате, заложившее основы советского нотариата. Предполагалось учреждение государственных нотариальных контор во всех городах, а также в крупных сельских поселениях, на узловых станциях, пристанях, временно на ярмарках и в других местах. В отсутствие нотариальных контор исполнение их основных функций возлагалось на народных судей. Возглавляли конторы нотариусы, назначаемые президиумами губернских советов народных судей из числа граждан, имеющих избирательные права и преодолевших вступительные испытания, проводимые комиссией, назначавшейся президиумом совета народных судей (совнарсуда). Любая другая оплачиваемая деятельность, кроме непосредственной, для нотариусов исключалась.
Таким образом, нотариат учреждался в составе органов советской юстиции.
В период нэпа значительные изменения произошли и в самой судебной системе. В конце 1923 г. упраздняются общие суды и военно-гранспортные трибуналы. Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. утверждаются Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик (далее — Основы судоустройства). Данные Основы определяют новую систему судебных органов; их главную задачу — «ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти, защита интересов и прав трудящихся и их объединений», и классовый принцип судебной системы.
советского государства. Система судов и их основные полномочия отражены на рис. 13.1.
Рис. 13.1. Судебная система советского государства в 20-е гг. XX в.
Верховный Суд СССР учреждался в целях утверждения революционной законности на территории СССР при ЦИК СССР (ст. 43 Конституции СССР 1924 г.). К компетенции Верховного Суда СССР согласно гл. 7 Конституции СССР «О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик» относились:
- — дача руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства верховным судам союзных республик;
- — рассмотрение и опротестование перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного Суда СССР постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик в случаях их противоречия общесоюзному законодательству;
- — дача заключений по требованию ЦИК СССР о соответствии Конституции СССР постановлений союзных республик;
- — разрешение судебных споров между союзными республиками;
- — рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц в преступлениях, но должности.
Верховный Суд СССР:
являлся первой инстанцией по делам о разрешении судебных споров между союзными республиками и рассмотрении дел по обвинению высших должностных лиц в преступлениях по должности;
— выполнял обязанности, весьма близкие к традиционным функциям нынешнего Конституционного Суда: дача заключений о законности тех или иных актов союзных республик; опротестование постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик в случае их противоречия союзному законодательству; разъяснение вопросов применения норм общесоюзного законодательства.
Верховный Суд СССР действовал в составе:
- — пленарного заседания;
- — Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий;
- — Военной и Военно-транснортной коллегий.
Как уже было отмечено выше, при Верховном Суде СССР учреждались должности прокурора и его заместителя.
Компетенция Верховного Суда СССР была расширена в 1929 г., когда он получил право законодательной инициативы и мог в порядке надзора рассматривать любое дело, прошедшее через республиканские суды.