Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реализация Национальной стратегии противодействия коррупции в правоохранительных органах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, в целях совершенствования форм и методов профилактики коррупционных правонарушений на базе высших учебных заведений МВД России сотрудники органов внутренних дел проходят обучение по вопросам организации исполнения положений законодательства РФ, регламентирующим антикоррупционную деятельность, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Федеральные… Читать ещё >

Реализация Национальной стратегии противодействия коррупции в правоохранительных органах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По оценкам международных и отечественных экспертов, Россия является государством с «высоким» уровнем коррупции во всех сферах жизнедеятельности (экономической, социальной, политической).

Нельзя не отметить, что Россия осуществляет активное участие в международной борьбе против коррупции[1].

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2010—2011 годы, утвержденного Президентом РФ 31.07.2008 № Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции (например, приняты федеральные законы от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции), от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», указы Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах, но противодействию коррупции», от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014—2015 годы», постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и иные нормативные правовые акты). Приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Для ученых-криминологов дискуссионными являются вопросы определения преступных деяний, которые относятся к коррупционным преступлениям, понятий «коррупция», «коррупционные правонарушения» и «коррупционные преступления». В соответствии с Законом о противодействии коррупции коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Однако Закон о противодействии коррупции и УК РФ не раскрывают определение понятия «коррупционные преступления». УК РФ не содержит состава преступления, называемого коррупционным (коррупцией). При этом к антикоррупционным деяниям УК РФ относит нредусмотренные гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» должностные и связанные с ними иные преступления — злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1—285.2), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), служебный подлог (ст. 292). Очевидно, что в действительности коррупционное поведение — более сложное и многообразное явление и не исчерпывается приведенными составами.

Антикоррупционные нормы имеются и в других главах УК РФ. Таким образом, к коррупционным преступлениям следует относить достаточно широкий круг общественно опасных деяний, квалифицируемых по различным статьям Особенной части УК РФ[2].

Поэтому позже совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ № 744/11 и МВД России № 3 от 31.12.2014 даны разъяснения относительно перечня статей УК РФ, которые также следует относить к коррупционным. В данном Указании перечислены преступления, которые относят к коррупционным без каких-либо условий. Это:

  • — ст. 141.1 — нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
  • — ст. 184 — оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса;
  • — ст. 204 — коммерческий подкуп;
  • — п. «а» ч. 2 ст. 226.1 — совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу РФ сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерпых материалов, огнестрельного оружия, его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;
  • — п. «б» ч. 2 ст. 229.1 — совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
  • — ст. 289 — незаконное участие в предпринимательской деятельности;
  • — ст. 290 — получение взятки;
  • — ст. 291 — дача взятки;
  • — ст. 291.1 — посредничество во взятке.

В упомянутом Указании приведен также широкий перечень составов, которые считают коррупционными при определенных обстоятельствах.

Отдельные ученые полагают целесообразным относить к коррупционным преступлениям деяния, связанные с обобщающим понятием подкупа, например, такие как ч. 1 ст. 183, ст. 184, 204, 290, 291 и ч. 1 ст. 309 УК РФ; подлог (ст. 292 УК РФ); в гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» — злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) и т. д.

Есть коррупционные преступления, присущие только сотрудникам правоохранительных органов. Это деяния, предусмотренные ст. 299 «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности», ст. 300 «Незаконное освобождение от уголовной ответственности», ст. 301 «Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей» и др.

В целях реализации Закона о противодействии коррупции была принята Национальная стратегия противодействия коррупции (далее — Стратегия)[3].

Целью Стратегии является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

  • а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
  • б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
  • в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами РФ.

Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

  • а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;
  • б) повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;
  • в) внедрение в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
  • г) совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;
  • д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;
  • е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок;
  • ж) расширение системы правового просвещения населения;
  • з) модернизация гражданского законодательства;
  • и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;
  • к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;
  • л) совершенствование работы подразделений кадровых служб государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;
  • м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах и др.

Статистика За 11 месяцев 2016 г. сотрудниками органов внутренних дел выявлено более 20 тыс. преступлений коррупционной направленности, из них около 6000, совершенных в крупном или особо крупном размерах, либо причинивших крупный ущерб.

Правоохранительные органы играют значительную роль в противодействии коррупции. Одним из важных направлений борьбы с коррупцией является сокращение числа коррумпированных сотрудников правоохранительных органов.

Рассмотрим, как обстоят дела с противодействием коррупции в органах внутренних дел. Подразделениями по работе с личным составом органов внутренних дел организована и ведется работа по обеспечению реализации мер по противодействию коррупции в системе МВД России.

Так, в целях совершенствования форм и методов профилактики коррупционных правонарушений на базе высших учебных заведений МВД России сотрудники органов внутренних дел проходят обучение по вопросам организации исполнения положений законодательства РФ, регламентирующим антикоррупционную деятельность, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Федеральные государственные гражданские служащие подразделений центрального аппарата МВД России проходят в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России обучение на курсах повышения квалификации по образовательной программе «Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений».

В МВД России проводятся антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В ходе данной работы выявляются и исключаются коррупциогенные факторы.

Число созданных подразделений по организации профилактики коррупционных и иных правонарушений в органах внутренних дел увеличилось с 25 до 33. Количество должностных лиц, на которых возложены функции, но организации профилактики коррупционных правонарушений, возросло на 285 единиц.

Их силами на основании поступающей информации проводятся проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных сотрудниками органов внутренних дел.

На протяжении трех лет отмечается положительная динамика по количеству поступающих уведомлений от сотрудников о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Так, подозреваемый в незаконном обороте наркотиков житель Безенчукского района Самарской области, находясь в служебном кабинете начальника следственного отделения ОМВД России по Безенчукскому району, предложил сотруднику органов внутренних дел 20 тыс. рублей за прекращение проведения в отношении него проверки. Офицер предупредил мужчину об уголовной ответственности за совершение данного деяния, но подозреваемый продолжил настаивать на своем. Сотрудники органов внутренних дел задокументировали противоправное деяние. По материалам, собранным полицейскими, Следственным управлением СК России по Самарской области было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ «Дача взятки»[4].

В Красноармейском районе Приморья почти на 1 млн руб. оштрафован житель села Рощино, пытавшийся подкупить сотрудника органов внутренних дел. Приговором Красноармейского районного суда подсудимый признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30,.

ч. 3 ст. 291 УК РФ (покушение на дачу взятки должностному лицу за заведомо незаконное бездействие).

Как установлено в судебном заседании, преступление совершено работником лесозаготовительного предприятия. Фигурант попытался дать взятку оперуполномоченному подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции Межмуниципального отдела МВД России «Дальнереченский» за невыполнение им служебных обязанностей.

Так, за вознаграждение в 500 долл. США он предложил должностному лицу не задерживать лесовоз и не выяснять происхождение древесины. Предназначенные в качестве взятки деньги он положил на стол в кабинете сотрудника полиции. Довести свой умысел до конца взяткодатель не смог, поскольку оперуполномоченный сообщил о происшествии в отдел полиции № 15 межмуниципального отдела МВД России «Дальнереченский». Подсудимый в ходе предварительного следствия и судебного заседания свою вину признал полностью. За содеянное суд приговорил фигуранта к штрафу более чем в 930 тыс. руб.[5].

Вместе с тем, анализ информации, поступившей из подразделений центрального аппарата МВД России, его территориальных органов, образовательных учреждений и иных организаций и подразделений органов внутренних дел, свидетельствует о ряде нерешенных проблем. Не все руководители должным образом оценили важность работы по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции в целом в государстве и в том числе в системе МВД России. В отдельных подразделениях органов внутренних дел не на должном уровне находится исполнительская дисциплина среди сотрудников кадровых подразделений, на которых возложены обязанности по профилактике коррупции, допускаются факты искажения статистических показателей и представления недостоверной информации.

Допускаются многочисленные искажения информации в ответах на вопросы о количестве, видах и результатах этих проверок, проведенных подразделением (должностными лицами) по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Не уделяется должного внимания работе по взаимодействию с общественными объединениями и институтами гражданского общества. Примерно треть подразделений не представили информацию о мерах, принимаемых на местах для вовлечения общественных объединений и организаций в деятельность по профилактике и противодействию коррупции.

Причинами представления в отчетах недостоверной или неполной информации являются: недобросовестное отношение к исполнению своих должностных обязанностей со стороны отдельных руководителей и сотрудников подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел, на которых возложены функции по профилактике коррупционных правонарушений; недостаточное знание сотрудниками указанных подразделений норм Закона о противодействии коррупции, Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065, иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по профилактике коррупции в органах внутренних дел; отсутствие должного контроля со стороны руководителей подразделений по работе с личным составом за качеством и своевременностью представления сведений в Департамент государственной службы и кадров МВД России.

В заключение необходимо отметить, что несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России па международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности России.

  • [1] См.: федеральные законы от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» и от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификацииКонвенции об уголовной ответственности за коррупцию».
  • [2] См. подробнее: Жадан В. Н. О коррупции и криминологической характеристике коррупционных преступлений // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 345—351.
  • [3] Утверждена Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460.
  • [4] URL: https://xn—blaew.xn-plai/news/item/9 116 747 (дата обращения: 24.03.2017).
  • [5] URL: https://xn—blaew.xn—plai/news/item/9 161 965 (дата обращения: 24.03.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой