Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культура. 
Право европейского союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принципиальное положение содержится в § 4 ст. 151 Договора о ЕС: все другие направления деятельности ЕС должны принимать во внимание культурные аспекты, прежде всего руководствуясь принципом уважения разнообразия культур. В развитие этого положения Советом 20 января 1997 г. была утверждена Резолюция об интеграции культурных аспектов в действия Сообщества. Данный принцип нашел также отражение… Читать ещё >

Культура. Право европейского союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование правовой базы регулирования отношений в сфере культуры также прошло длительный период. Окончательное закрепление в учредительных документах компетенция Сообщества по этому вопросу получила с принятием Маастрихтского договора 1992 г.

Пункт «q» § 1 ст. 3 Договора о ЕС называет в качестве одного из направлений деятельности ЕС вклад в расцвет культуры в государствах-членах. Сфера культуры относится к совместным предметам ведения ЕС и государств-членов. Компетенция в этой области предоставлена Сообществу разд. XII «Культура» Договора о ЕС, содержащим всего одну ст. 151.

Согласно ст. 151 Договора деятельность ЕС в области культуры имеет целью содействие «расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие». Для достижения этой цели ЕС поощряет сотрудничество между государствами-членами, а также поддерживает и дополняет их действия в следующих областях:

  • — расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;
  • — сохранение и защита культурного наследия европейской значимости;
  • — некоммерческий культурный обмен;
  • — художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор.

Принципиальное положение содержится в § 4 ст. 151 Договора о ЕС: все другие направления деятельности ЕС должны принимать во внимание культурные аспекты, прежде всего руководствуясь принципом уважения разнообразия культур. В развитие этого положения Советом 20 января 1997 г. была утверждена Резолюция об интеграции культурных аспектов в действия Сообщества. Данный принцип нашел также отражение в ст. 22 Хартии ЕС об основных правах 2000 г., в которой провозглашается уважение ЕС культурного, религиозного и языкового разнообразия.

ЕС для достижения целей ст. 151 Договора о ЕС вправе издавать лишь рекомендации и принимать поощрительные меры, исключая какуюлибо гармонизацию законодательства государств-членов1. В соответствии с Договором о ЕС Европейская комиссия наделена полномочиями включать вопросы культуры в программу заседаний и вносить предложения для обсуждения. В Комиссии ЕС были созданы Генеральный директорат по культуре и образованию и Генеральный директорат по технологиям информационного общества, в рамках которого организован Отдел прикладных программ по культурному наследию. Данный Отдел впоследствии был переименован в Отдел сохранения и усиления роли культурного наследия[1][2].

Поворотным моментом считается 1988 г., когда был принят документ «Новая культурная инициатива для Европейского сообщества», определивший основные направления и приоритеты культурной политики ЕС, исходя из перспектив европейской интеграции. К этим направлениям относятся:

  • 1) создание европейского культурного пространства;
  • 2) развитие европейской индустрии аудиовизуальных средств;
  • 3) обеспечение доступности культурного наследия;
  • 4) развитие культурного сотрудничества со странами, не входящими вЕС.

Создание европейского культурного пространства предполагает формирование общего внутреннего рынка ЕС в области культуры, информирование о тенденциях европейской культуры.

Практические мероприятия в области культуры сегодня проводятся по трем основным направлениям:

  • — содействие расцвету культуры на пространстве без внутренних границ;
  • — культурное наследие, литература, аудиовизуальный сектор;
  • — сотрудничество с третьими странами и международными организациями.

Из наиболее значимых инициатив назовем следующие.

Программа «Культурная столица Европы», начало осуществления которой было положено в 1985 г., на период до 2019 г. включает мероприятия, которые проводятся на основе Решения № 1419/1999/ЕС. Целью программы является освещение богатства и разнообразия европейских культур и их общих черт для широкого ознакомления с ними граждан Европы. Программа учредила своеобразный конкурс между городами Европы на звание «культурной столицы».

В мае 1989 г. было проведено совещание министров культуры стран ЕС, на котором был принят ряд положений, относящихся к книгам и читателям и рекомендованных к применению с 1992 г., а также специальная резолюция о роли книг и приобщения населения к чтению.

В приложении к Регламенту № 3911/92 «О вывозе культурных ценностей» определены категории культурных ценностей, которые нуждаются в особой защите при осуществлении торговли с третьими странами, но за государствами — членами ЕС остается право устанавливать, какие предметы в смысле ст. 36 Договора о ЕС могут рассматриваться в качестве национального культурного достояния. Правила Комиссии ЕС № 656/2004 внесли поправки в Правила № 752/93, регулирующие нормы для применения Советом Регламента № 3911/92.

Перечень 1992 г. полностью совпадает со списком в приложении к Директиве № 93/7/ЕЭС о возвращении культурных объектов, противоправно вывезенных с территории государств-членов[3], где перечисляются объекты культуры, относящиеся к национальным сокровищам, имеющим художественную, историческую или археологическую ценность в контексте ст. 30 Договора о ЕС.

В ст. 36 Договора говорится, в частности, о национальном культурном достоянии, представляющем художественную, историческую или археологическую ценность. Анализ этих документов позволяет сделать вывод о несовпадении понятий «объект культуры» и «культурный товар».

В политической декларации «Информационное общество: вызов Европе», принятой на 5-й Европейской конференции министров по политике в отношении СМИ, организованной Советом Европы (Салоники, 1997 г.), министры стран-участниц конференции обратили особое внимание на развитие сотрудничества в рамках реализации мероприятий в области авторских и смежных прав. В соответствии с Резолюцией № 1 «Влияние новых коммуникационных технологий на права человека и демократические ценности» страны-участницы обязуются развивать и поощрять использование новых коммуникационных технологий для производства и распространения произведений творческого характера, выполненных в Европе, особенно в области культуры и образования, в рамках новых коммуникационных и информационных услуг с учетом необходимости защиты обладателей прав на данное произведение; содействовать культурному обмену между странами и регионами Европы с помощью новых коммуникационных и информационных услуг в целях пропаганды и развития европейского культурного многообразия.

Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе, которые были обсуждены на конференции «Библиотеки и демократия: ответственность государства, местных органов власти и специалистов», организованной Советом Европы (Страсбург, 1998 г.), носят рекомендательный характер. В документе указано, что обязательный экземпляр является основным средством создания национальных фондов, имеющих характер наследия, в целях сохранения, развития и передачи культуры данной страны будущим поколениям.

На этой же конференции была представлена Резолюция Европейского парламента о роли библиотек в современном обществе, которая учла Резолюции Европейского парламента о создании Европейской библиотеки, о Рекомендациях Совету Европы «Европа и глобальное информационное общество», Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках 1994 г. и другие документы.

Самостоятельным направлением является сотрудничество ЕС с другими странами.

В 1992 г. на Европейском совете в Эдинбурге была выдвинута идея партнерства с членами СНГ «в качестве долгосрочного обязательства по сближению народов при жизни будущего поколения» и их интеграции в мировую политическую и экономическую систему. С тех пор ЕС разрабатывает меры, нацеленные на интеграцию России в западные политические и экономические структуры.

По итогам саммита между ЕС и Россией 10 мая 2005 г. были утверждены «дорожные карты» четырех общих пространств, содержащие согласованные, конкретные задачи сотрудничества, а также конкретные меры, необходимые для принятия ЕС и Россией в целях достижения этих целей. По своему содержанию «дорожные карты» — акты мягкого права (so/t law) рамочного характера — затрагивают практически все аспекты взаимодействия России и ЕС.

Одним из четырех пространств является пространство науки и образования[4], включая культурные аспекты, в котором выделяются три сферы: исследований, науки и технологии, образования и культуры и по каждой из них предполагается расширение и углубление сотрудничества и интеграция.

  • [1] Право Европейского союза в вопросах и ответах. М., 2005. С. 239—240.
  • [2] Куйбышев Л. А., Бракер Н. В. Информационно-коммуникационные технологиии культура. Европа и Россия // Культура: управление, экономика, право. 2005. № 1.С. 16.
  • [3] Директива адресуется исключительно государствам-членам. В ее основу положеныдве статьи Римского договора. Статьей 8а Римского договора предусматривалось создание не позднее 1 января 1993 г. внутреннего рынка, охватывающего пространство безвнутренних границ, в рамках которого обеспечивается перемещение товаров, людей, услуг и капитала в соответствии с положениями Римского договора. Согласно условиям и в пределах действия ст. 36 Римского договора государства-члены и после 1992 г. сохраняют за собой право точно определять и обозначать свои национальные богатстваи принимать необходимые меры для их защиты на данной территории без границ.
  • [4] URL: http://www.kremlin.ru/text/news/2005/05/88 001.shtml.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой